Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Массовые и групповые общности 6 страница




2. Социально-психологическая. В малых группах по­стоянно происходит столкновение социальных и индиви­дуальных интересов, которые существенно влияют на че­ловека. Поэтому, изучая группу, можно наблюдать за взаимодействием этих давлений и даже проводить экспе­рименты.

3. Социологическая. Главное здесь — познание малых групп как таковых, на основе чего возможна разработка эмпирически обоснованных теорий изменения этих сис­тем.

4. Наиболее претенциозная причина, связанная с тем, что малые группы это особый случай систем более общего типа — социальных систем. Малые группы это не просто микросистемы, в значительной степени они суть микро­космы больших обществ. Многие социетальные черты представлены в них в миниатюре: разделение труда, способы обмена, правление, иерархия престижа, идеология и т.д. Тщательное изучение этих микросистем позволит по­строить теоретические модели, которые затем можно будет апробировать в применении к обществам, которые менее доступны для непосредственного исследования [см.: 168. С.83-84].

Американский социолог Р.Мертон [см.: 225. С.147] считал, что социальная группа — это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с дру­гом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признаваемых ее членами, с точки зрения других людей. Он выделял три основных существенных черты, свойст­венных множеству групп: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

До сих пор остается дискуссионным как вопрос опре­деления малой группы, выделения ее наиболее сущест­венных признаков, так и вопрос о количественных пара­метрах малой группы, о ее нижнем и верхнем пределах.

Дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой груп­пы идет в научной литературе уже довольно давно.

Наиболее широко распространено представление о том, что наименьшей группой является группа из двух человек, так называемая «диада» или «пара», с ним сопер­ничает точка зрения, полагающая, что наименьшее коли­чество членов малой группы не два, а три человека. Исхо­дя из этого, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые «триады».

Я.Щепаньский, в отличие от других социологов (на­пример, Н.Смелзера), отмечал, что группа начинается только в том случае, когда индивид А в рамках единой социальной организации состоит в отношениях не только с Б, но и с В, а также и с тем, что происходит между Б и В. Графически различие между общностями двух и трех индивидов будет выглядеть следующим образом [см.: 312. С.128].

А Б А

Б В

Пара — это объединение с наименьшим числом лиц одного или разного пола. В паре отношения и контакты между двумя индивидами наиболее часты и непосредст­венны, поэтому она является самой элементарной части­цей, составляющей общественную жизнь. Но невозможно всю общественную жизнь разложить только на взаимоот­ношения между двумя индивидами, и анализ происходя­щего между ними не сможет стать ключом при выяснении причин всех происходящих в обществе явлений. Хотя, конечно, исследования взаимодействий и связей, возни­кающих между двумя лицами, имеют большое значение.

Я.Щепаньский приводит следующие классификации пар [см.: 312. С.132]:

1. Пары, объединенные связью, образованной сексу­альными или гетеросексуальными отношениями: предсупружескими, супружескими, послесупружескими или гомосексуальными.

2. Пары, объединенные родственной связью: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь, брат-брат, брат-се­стра, сестра-сестра, или другая пара, связанная любыми близкими отношениями (взрослый-ребенок).

3. Пары друзей.

4. Пары, связанные отношениями соподчинения.

5. Пары, связанные отношениями помощи: помогаю­щий и тот, которому помогают.

6. Пары, связанные отношениями воспитания.

7. Пары, создаваемые мимолетными обстоятельствами (например, проводник и турист и др.).

На основе личных и предметных контактов происхо­дит создание пар как устойчивых союзов. Но все же решающую роль в них играют черты личности, так как контакты в паре всегда непосредственные и многое зави­сит от непосредственной реакции на личные черты.

Со временем в каждой паре в большей или меньшей степени появляется «чувство интимности». Данное чувст­во является основой для появления сети отношений, бла­годаря которой связываются более широкие круги, состо­ящие из нескольких человек, например, друзья наших друзей — это наши друзья, а также является основой создания неформальных групп внутри формальных.

До сих пор обсуждается также и вопрос о верхнем пределе малой группы. Долгое время ученые принимали открытое Дж.Миллером «магическое число» 7±2 за верх­ний предел малой группы. Данное число было получено им при исследованиях объема оперативной памяти и оз­начало количество предметов, которые могут одновре­менно удерживаться в памяти. Исследования, проводи­мые позднее, показали, что данное число является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. В конечном итоге все выдвигаемые в поль­зу магического числа аргументы экспериментально не подтвердились.

Г.М.Андреева придерживается другой точки зрения. Она пишет: «Представляется, что можно предложить ре­шение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассмат­ривается как субъект деятельности, то логично не уста­навливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а при­нимать за таковой реально существующий, данный раз­мер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний» [9. С.1941.

В настоящее время ученые выделяют около 50 различ­ных оснований классификации малых групп [см.: 9. С. 194). Так, например, по способу организациивнешнеорганизманные и саммрганизующиеся; по основным сферам функционирования — производственные, учебные, семейные, дружеские и т.д.; по составуэлементарные, нечленимые (не более 7-10 человек) и составные (до 40-50 человек), которые состоят из нескольких элементарных групп; по внутригрупповой атмосфере — дружеские, демократичес­кие, авторитарные, стихийные; по уровню развития — начиная от диффузной группы, Т.е. случайно собранной группы, которая не имеет общих целей, до сплоченного коллектива, для которой характерны высокий уровень развития коллективности и наличие единой цели, цен­ностных ориентаций; по времени их существования — дол­говременные и кратковременные и т.д.

Остановимся подробнее на наиболее распространен­ных и важных для социологии основаниях деления малых групп:

1. В зависимости от степени организованности — фор­мальные (официальные) и неформальные группы.

2. В зависимости от характера внутригрупповых взаи­модействий — первичные и вторичные группы.

3. В зависимости от включения или невключения индивида в группу, выступающую для него эталоном, — референт­ные группы и членские группы.

В зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между членами малой группы, она может быть как первичной, так и вторичной, в отличие от нее, боль­шая группа может быть только вторичной.

Как показали исследования малых групп, проведен­ные зарубежными учеными, такие группы отличаются от больших не только размером, Т.е. количеством членов групп, но и качественно, им присущи совершенно иные социально-психологические характеристики. В качестве примера некоторые различия социально-психологических характеристик этих групп приведены С.С.Фроловым в его учебнике «Социология» (М., 1996): «Малые группы имеют:

1) не ориентированные на групповые цели действия;

2) групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля; 3) конформизм[53] к групповым нормам. Большие группы имеют:

1) рациональные целеориентированные действия;

2) групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;

3) конформизм к политике, проводимой активной час­тью группы» [287. С.2141.

С.С.Фролов считает, что, для того чтобы совокупность могла считаться группой, в наличии должны быть два следующих существенных условия: во-первых, взаимо­действие между ее членами, а во-вторых, у каждого члена группы должны появиться разделяемые ожидания отно­сительно других ее членов [см.: 287. 0.1941.

Исходя из этого, два человека, стоящие на остановке и ждущие трамвай, не будут считаться группой, так как отмеченные выше два условия отсутствуют. Но эти люди могут стать группой, а точнее, квазигруппой, если между ними начнется какое-нибудь взаимодействие (например, начнут беседовать, драться и т.д.).

3.3.4.1. Формальные (официальные) и неформальные группы

Формальная группа — это «социальная группа, обла­дающая юридическим статусом, являющаяся частью со­циального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, орга­низации» [136. С.50]. Важным является и то, что для формальной группы характерна определенная иерархи­ческая структура соподчиненности.

В формальных группах функции, цели, правила пове­дения и даже членство зафиксированы в нормативных документах, Т.е. формализованы. Это помогает реализо­вать главную функцию формальной группы — добиться высокой упорядоченности, планируемости и управляе­мости действий всех членов группы для достижения ос­новных целей социального института или организации.

Часто такая группа формируется и функционирует как официальная часть трудовой или общественной организа­ции, а непосредственной основой межличностных кон­тактов выступает совместная деятельность по изготовле­нию какого-то определенного продукта или достижение какой-нибудь определенной цели. Формальной группой — объективным социальным образованием, элементом социальной структуры общества — является также и семья.

Благодаря формализованному характеру отношений формальная группа может объединять значительное число членов. Структура, тип поведения и функции такой груп­пы определяются системой более высокого уровня, груп­пой большего масштаба или общества в целом. Если взять, к примеру, производственную бригаду, то ее раз­мер, структура, функции, производственное задание и лидер (бригадир) строго регламентированы правилами данной производственной организации. Авторитет в по­добного рода группах определяется не личными качества­ми, а должностью индивида.

Неформальная группа — это такая социальная об­щность, которая сформирована на основе межличност­ных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.

Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относи­тельно изолированные, замкнутые социальные общности (например, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно объединившиеся для игры в во­лейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (например, в школьном классе возникают группи­ровки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом).

Главным социальным механизмом, приводящим к формированию и развитию неформальной группы в структуре официальных групп, является самоорганиза­ция. Со временем некоторые самоорганизуюшиеся не­формальные группы могут получить официальный статус, превратившись, например, в общественные организации, самодеятельные коллективы и т.п.

Иногда в неформальной группе может возникнуть со­вместная деятельность, в этом случае она приобретает некоторые черты формальной группы, в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, роли и позиции (например, группа туристов, отправляющихся в поход выходного дня).

Не получившие официальный статус неформальные группы можно разделить на дружеские контактные груп­пы с положительной социальной направленностью и группы, цели и интересы которых идут в разрез с целями, нормами и ценностями общества. В данном случае задача социолога заключается в проведении анализа социальной направленности неформальной группы и на основе этого разработке конкретных рекомендаций по стимулирова­нию социальной самоорганизации, которые в конечном итоге должны привести к возникновению неформальной группы с положительной социальной направленностью. Структура взаимоотношений в неформальной группе изу­чается при помощи социометрии.

В официальных группах обычно развита широкая сис­тема неформальных отношений и неформальных групп. Это обстоятельство играет очень важное значение для функционирования официальной группы и тем более производственных коллективов. Ведь в неформальной группе взаимоотношения складываются на основе эмоци­ональной близости и взаимных симпатий, а это ведет к созданию благоприятного социально-психологического климата в официальной группе. В официальной группе, трудовом коллективе существует строгое распределение ролей и отношений между коллегами по работе, руково­дителями и подчиненными, в отличие от этого, в неофи­циальных группах члены этого же коллектива объединены еще дружескими чувствами, взаимными симпатиями, об­щими интересами.

Центральное место в неформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются члены группы. И часто бывает так, если руководитель официальной группы не пользуется авторитетом, то его функции выполняет лидер неформальной группы.

Авторитет руководителя любого коллектива зависит не только от его деловых качеств и профессиональных зна­ний. Для того чтобы эффективно осуществлять руковод­ство коллективом, руководитель должен проявлять инте­рес к существующим в коллективе неформальным отно­шениям, знать о симпатиях и антипатиях между членами коллектива и уметь разрешать возникающие в связи с этим конфликты.

Впервые деление малых групп на формальные и не­формальные было предложено Э.Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. В 1928 г. Э.Мэйо был приглашен компанией «Вестерн Электрик» для выяснения причин понижения производительности труда сборщиц реле, так как исследования, проводимые до него, не могли дать удовлетворительного объяснения причин. В общей сложности эксперименты в Хоторне продолжались с 1924 по 1936 гг. В результате проведенных экспериментов Э.Мэйо сделал вывод о наличии в бригаде наряду с формальной еще и неформальной структуры, а также показал значение неформальной структуры брига­ды, возможность использовать ее как фактор воздействия на бригаду в интересах компании.

Практика показала, что в реальной действительности очень сложно разделять строго формальные группы и строго неформальные группы, особенно тогда, когда не­формальные группы возникли в рамках формальных. Поэтому классификация малых групп на формальные и неформальные не может считаться строгой, хотя постро­енная на ее основе классификация структур групп необ­ходима и полезна для развития представлений о природе групп [см.: 9. С.197].

3.3.4.2. Первичные и вторичные группы Первичная группа — это группа, в которой связь под­держивается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: «малочисленный состав, про­странственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов» [II. С.53].

Впервые понятие «первичная группа» было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отно­шения. Ч.Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осущест­вляется процесс социализации младенца. К «первичным группам» он также относил группы друзей и группы бли­жайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

Позднее данный термин стал использоваться социоло­гами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им чело­век осознает свою принадлежность к определенным соци­альным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико, в них, осо­бенно в период раннего детства, происходит процесс пер­вичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в общест­ве. Первичные группы формируют личность. В них про­исходит процесс социализации личности, освоение образ­цов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных инте­ресов.

Первичная группа — это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

Ч.Кули отмечал две основные функции малых первич­ных групп:

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой пре­обладают предметные контакты, чаще всего опосредован­ные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулиру­ется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вто­ричная — на цель. Вторичные группы, как правило, со­впадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

Основное значение в этих группах придается не лич­ностным качествам членов группы, а их умению выпол­нять определенные функции. Например, на заводе долж­ность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необ­ходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особен­ности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, лич­ностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой дея­тельностью, основными будут производственные отноше­ния. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приоб­ретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.

Но, естественно, не следует считать, что все вторич­ные группы безличны и лишены какого- либо своеобра­зия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отно­шения друг с другом и часто образуют первичные группы.

Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разде­лены на первичные группы индивидов, симпатизирую­щих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать пер­вичные социальные образования.

Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в тече­ние нескольких десятилетий социологические исследова­ния подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочис­ленные данные, свидетельствующие, что первичная груп­па все еще вполне устойчива и является важным связую­щим звеном между личностью и обществом. Исследова­ния первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что пер­вичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества {см.: 225. С. 150-154].

3.3.4.3. Референтные и членские группы

Референтная группа, как отмечает Г.С.Антипина. — «это реальная или воображаемая социальная группа, сис­тема ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном» [II. С.56].

Открытие феномена «референтной группы» принадле­жит американскому социальному психологу Г.Хаймену (Hyman H.H. The psychology of ststys. N.I. 1942). Данный термин был перенесен в социологию из социальной пси­хологии. Психологи на первых порах под «референтной группой» понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен прово­дил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения. принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, Т.е. при­нимают нормы групп, в которые они не включены реаль­но. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группа­ми. По его мнению, именно «референтная группа» помо­гала разъяснить тот «парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют[54] позиции групп, в которые они непосредственно включены» [цит. по: 7. С.260], а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя «относит», которую при­нимает в качестве эталона и на которую «ссылается», а не ту, которая его непосредственно «окружает». Таким обра­зом, сам термин родился от английского глагола to refer, Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М.Шериф, с его име­нем связано окончательное утверждение понятия «рефе­рентная группа» в американской социологии, рассматри­вая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно рефе­рентные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведе­ние) [см.: II. С.56-57]. В данном случае понятия рефе­рентной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие «референтная группа» было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального поло­жения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом кото­рой он хотел бы быть или был раньше.

«Референт-группой» для индивида, указывает Я.Ще-паньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, Т.е. «ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением» [312. С.81].

Таким образом, в настоящее время в литературе встре­чается двоякое употребление термина «референтная груп­па». В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае — группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как «значи­мый круг общения» для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида толь­ко тогда, когда они приняты этим кругом лиц [см.: 9. С.197],

Понятие референтной группы, как отмечает Г.С.Анти­пина, может принимать следующие значения:

1) любая группа, которая берется за эталон (или кри­терий) при оценке своего собственного положения;

2) группа, на которую ориентируются в действии;

3) группа, право входа (или членства) в которую инди­вид стремится получить, Т.е. группа, в деятельности кото­рой он хочет участвовать;

4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдель­ного лица, не являющегося ее членом непосредственно [см.; II. С.57].

Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:

- по выполняемым функциям — нормативная и сравни­тельная референтные группы;

по природе своего существования — реальные рефе­рентные группы и идеальные референтные группы;

в соответствии с согласием либо отрицанием индиви­дом норм и ценностей группы — положительные (позитив­ные) и отрицательные (негативные) референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источни­ком стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Например, эми­грант, приехавший в другую страну, для того чтобы не быть «белой вороной», пытается как можно быстрее осво­ить нормы, правила и установки жителей данной страны.

Сравнительная референтная группа является для инди­вида эталоном, с помощью которого он может оценить себя и окружающих.

Разделение референтных групп на сравнительные и нормативные впервые было предложено Г.Келли (Kelley H.M. Two functions of reference groups.// In: Readings in social psychology Ed. G.E. Swanson, T.M. Newcomb and E.Z. Hartlen. - 1952). К нормативным группам он отнес те, в которых «индивид имеет мотивацию достиг­нуть или укрепить одобрение» [цит. по: 311. С. II 3], для того, чтобы добиться подобного одобрения, индивид дол­жен был согласовывать свои установки с теми членами группы, которые, по его мнению, выражали сущность взглядов всех членов данной группы. А сравнительной группой, по его мнению, была «группа, которую индивид использует как точку для отнесения при оценивании себя и других» [цит. по: 311. С.113].

Одна и та же референтная группа, отмечал Г.Келли, одновременно может выполнять функции как норматив­ной, так и сравнительной референтной группы.

Реальная референтная группа — группа людей, реально существующая в социальной среде, выступающая для ин­дивида эталоном реализации оптимальных для него соци­альных норм и ценностей [см.: 63. С.6].

Идеальная референтная группа — это группа, в состав которой индивид по каким- либо причинам не входит, но, несмотря на это, ориентируется на ее мнение в своем поведении, в оценках важных для него событий, а также в субъективных отношениях к другим людям. В данном случае эталоном субъективных оценок и жизненных идеа­лов индивида являются отраженные в его сознании цен­ностные и нормативные ориентации, выступающие в спе­цифической форме персонифицированных эталонов и идеалов [см.: 63. С.7], Т.е. в форме образов людей. Со­зданные в голове индивида персонифицированные обра­зы (например, литературный герой, исторические деятели далекого прошлого и т.д.). представляют собой, как отме­чает Г.С.Антипина, «внутреннюю аудиторию», на кото­рую личность ориентируется в своих мыслях и действиях [см.: 11.С.57; 318.С.149].

Таким образом, если реальная референтная группа — это явление социальной реальности, то идеальная рефе­рентная группа — это явление сознания индивида. При этом именно идеальные группы обычно бывают наиболее привлекательными и притягательными для индивида.

Подробное исследование референтных (реальных и идеальных) групп, их функций, типов, а также процесс их формирования и развития были проведены в диссертаци­онной работе К.Д.Давыдовой [см. об этом подробнее: 63].

Социальный статус, нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответст­вуют представлениям о нормах и ценностях индивида и рассматриваются им как социально желательные. Систе­ма ценностей отрицательной референтной группы чужда для индивида, противоположна его ценностям и воспри­нимается как нежелательная, неприемлемая, поэтому своим поведением он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиций со стороны этой группы. В качестве отрицательной рефе­рентной группы часто выступает группа, к которой инди­вид раньше принадлежал и из которой перешел в другую группу.

К.Д.Давыдова все функции референтных групп, в со­ответствии с разделением человеческой деятельности на информативную, нормативную и оценочную, разделила на три основные группы [см.: 63. С.10-12]:

- статусные (информативные) — способствуют форми­рованию у индивида представления о его месте в социаль­ной структуре, его социальном статусе, эталонах исполне­ния социальных ролей, соответствующих его статусу. Эти функции помогают референтным группам «регламентиро­вать» социальные роли;

- регулятивные (или нормативные) — помогают личнос­ти интерпретировать принятые в референтных группах социальные нормы, устанавливающие рамки допустимого и недопустимого, как нормативные эталоны для индиви­да. Они выступают для индивида критерием оценки своих поступков, Т.е. осуществляют социальный контроль и обусловливают определенный тип поведения личности, а порой даже и образ жизни;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 404 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.