Искусство Вавилона (19—12 вв. до н. э.). В первой половине 2 тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, т. е. область Шумера и Аккада, объединенных под главенством Вавилона Культура Вавилона сложилась на традициях шумерийской и аккадской культур: в это время широко распространилась шумерийская система письма — клинопись; многого достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина, астрономия, математика, хотя все они еще были тесно связаны с магией.
Рельеф на своде законов Хаммураби. Замечательным памятником вавилонского искусства является рельеф на диоритовом столбе (высотой около 2 м) со сводом законов царя Хаммураби, начертанным клинообразными знаками (Париж, Лувр). Рельеф изображает царя Хаммураби в благоговейной позе перед сидящим на троне богом солнца и правосудия Шамашем, который передает ему символы власти — жезл и магическое кольцо (трон изображен в виде храмика на зиккурате). Подобные выражающие идею божественного происхождения царя, так как божество непосредственно передает ему знаки власти, часто встречаются на памятниках изобразительного искусства Передней Азии и в предшествующие и в последующие времена. Фигуры на рельефе торжественно статичны, позы бога и царя каноничны, но лицо Хаммураби, несомненно, портретно.
раскопки современного ему города Мари (лежащего выше по течению Евфрата). Здесь были открыты руины города и большого дворца и много ценных художественных памятников. План дворца, типичный для Двуречья, включал большие дворы, вокруг которых группировались помещения. Во дворце были, кроме парадных и жилых комнат, святилища, дворцовая школа писцов, кухня и кладовые для хозяйственных запасов. В некоторых помещениях дворца сохранились части настенных росписей (Багдад, Иракский музей) — уникальные памятники живописи времени древнего Вавилона. Это раскрашенные контурные рисунки, исполненные голубой, коричневато-красной и черной красками. В числе настенных росписей — культовые сцены, например излияние воды божествами, дарующими жизнь всему на земле, или вручение божеством знаков власти царю. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.
В одном из храмовых помещений была найдена алебастровая статуя богини Иштар (высота 86 см), держащей в руках сосуд, из которого когда-то во время церемоний изливалась вода (). Статуя отличается монументальной, лаконичной и выразительной трактовкой.
Среди архитектурных памятников касситского времени следует назвать храм Караиндаша в Уруке (вторая половина 15 в. до н. э.) с огромными статуями божеств, которые выступают из ниш в стенах и сложены, как и стены здания, из кирпича. Здесь впервые скульптура стала подлинно органической частью архитектуры.
Искусство Ассирии (9—7 вв. до н. э.)Наивысшего развития искусство Ассирии получило только в 1 тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.
В отличие от искусства Египта и искусства Двуречья раннего периода искусство Ассирии 1 тысячелетия до н. э. имело более светское назначение, хотя оно тоже было связано с религией.
Архитектура Ассирии. Архитектура по-прежнему была ведущим родом искусства, но строили главным образом дворцовые комплексы и крепости, а не только храмы. Дошедшие в развалинах ассирийские дворцы представляют собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены ортостатами с фризообразными рельефами и росписями. Классич. примером ассирийской арх. является дворец 8 в. до н. э. царя Саргона II
Скульптура Ассирии. В пластике Ассирии преобладает рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.От времени Ашшурнасирапала II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция ее строго фронтальна, образ царя идеализирован.
Росписи Ассирии. Во дворце царя Синаххериба сына Саргона II были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сначала черной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, черная и белая, реже — розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.
Дворец Ашшурбанапала. Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала, во второй половине 7 в. до н. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами, составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала, давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни выполнены первоклассными мастерами, другие — ремесленниками. Рельефы раскрашивались условно. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передается движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.
Искусство Нововавилонского царства (7—6 вв. до н. э.) Архитектура во время Нововавилонского царства была ведущим видом искусства. До нас дошли остатки ряда архитектурных памятников.Судя по материалам раскопок и по описаниям, Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом..Он был окружен тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек: храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.«Вавилонская башня». Рядом с главным святилищем Вавилона, храмом бога Мардука, находился знаменитый уже в древности зиккурат «Этеменанки», о котором говорится в Библии как о «Вавилонской башне». Высота его была 90 м, а площадь основная достигала 90×90 м. Он состоял из семи уступов, выкрашенных в разные цвета и посвященных семи божествам. На самом верху его находилось небольшое святилище, выложенное снаружи бирюзово-голубым глазурованным кирпичом, считавшееся жилищем бога Мардука и его жены, богини утренней зари Сарпанит. Здесь стояла золотая статуя бога Мардука.Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображали реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создало. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — сцены военные и дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.
Урарту (13—6 вв. до н. э.) Урарту было рабовладельческим государством, правящая верхушка которого силой оружия присоединяла к основной территории новые области, часто не разоряя их, а подчиняя наместнику и облагая определенной данью.Таким образом, эти области сохраняли возможность в той или иной мере развивать свою экономику и культуру.В настоящее время наиболее изученной частью Урарту является ее центральная область
Архитектура. В Урарту высокого уровня достигла техника обработки камня. В связи с этим развернулось строительство в центральной части государства, области Биайнили. В столице урарты г. Тушпа, возводили из камня и кирпича-сырца жилые здания и дворцовые постройки в несколько этажей, мощные крепостные стены, вырубали в скалах многокомнатные помещения, сооружали, высекая в камне, оросительные каналы
Существовали в Урарту и храмовые сооружения. О храме конца 9 в. до н. э. верховного бога Халда в городе Мусасире, культовом центре Урарту, можно судить по изображению на одном из ассирийских рельефов, где показана сцена его разграбления ассирийскими воинами.В отличие от одновременных храмовых построек Двуречья мусасирский храм имеет двускатную крышу и фронтон, завершающийся копьем, символом бога Халда. На фасаде были поставлены шесть колонн без баз и капителей, разделенных на несколько частей горизонтальными валиками и украшенных висящими на них декоративными щитами. Храм стоял на высокой платформе, на которой между колоннами были помещены бронзовые статуи воинов и скульптурная группа — корова, кормящая теленка.
Скульптура. Кроме вышеупомянутых статуй, существовало и много других из бронзы и камня. Дошло и довольно много урартских статуэток из бронзы и слоновой кости, найденных в Ване, на Топрах-кале и на Кармир-блуре.
Росписи. За последние годы на Кармир-блуре и Арин-берде открыты и остатки урартских настенных росписей. Это декоративные орнаменты — розетки, пальметки, фигуры божеств, стоящих на животных, сцены поклонения священному дереву, расположенные в виде фризов на стенах. Росписи сделаны по белому фону яркими минеральными красками (красной, синей и черной); все изображения обведены темным контуром. По стилистическим особенностям, мотивам и сюжетам урартские росписи очень близки к ассирийским.
Рельефы. Стены дворцовых помещений облицовывали также каменными плитами, которые покрывали рельефом. Об этом свидетельствуют, например, куски мраморной облицовки с вырезанными на ней изображениями быков, деревьев и орнаментов