Архитектура. Этрусское искусство богато памятниками и разнообразно в своих художественных формах.
Этрусские храмы известны в двух вариантах: большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким колонным портиком (тип храма, описанного Витрувием) и небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алтари). Этрусские храмы, в отличие от греческих, стояли на высоком пьедестале (подиуме). Они имели деревянное перекрытие, поддерживаемое деревянными же или каменными колоннами, а также двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и обычно богато декорировались терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся так называемый «этрусский» или «тосканский» ордер, представляющий собой своеобразный этрусский вариант греческого дорического стиля. Колонны этого ордера были без каннелюр, но имели базу и капитель, сходную с капителью греческого дорического стиля. Тосканский ордер, несомненно, сложился под влиянием греческих архитектурных сооружений, возведенных в архаический период в пределах Великой Греции (храм Посейдона в Пестуме и др.).
Этрусские гробницы разнообразны по своему устройству. Среди них есть пещерные гробницы с фасадом, высеченным на поверхности скалы, и изолированно стоящие гробницы; последние имели заупокойную камеру, располагающуюся ниже уровня земли, а выше устраивалась насыпь (тумулус) конической формы, опоясанная внизу каменным кольцом, так называемой «крепидой».
Облик этрусских жилых домов помогают определить этрусские погребальные урны. Обычно это были прямоугольные в плане здания, перекрытые четырехскатными крышами с сильно выступающими концами. В центре крыши находилось обычно сквозное отверстие, так называемый «комплювиум», через которое освещалось главное помещение дома — «атриум» (внутренний дворик), вокруг которого располагались жилые и хозяйственные помещения. Тип жилых домов этруссков с «атриумом» продолжал развиваться в архитектуре республиканского Рима, где «атриум» составлял центр первой, официальной половины римского жилого дома.
Изобразительное искусство этруссков 8—7 вв. развивается под значительным влиянием восточного искусства, а со второй половины 7 в. до н. э. — греческого.
Во второй половине 7 в. до н. э. появляется украшение склепов росписью. Наиболее полное представление о стиле 7 в. до н. э. мы можем себе составить по росписи в гробнице «Кампана» в Вейях. Склеп вырезан в скале и состоит из двух камер с каменными ложами. Две каменные статуи львов фланкируют наружный вход. Стена против входа (по бокам двери во вторую камеру) украшена в два яруса росписью, изображающей покойного, демонов смерти и животных. Тело человека расписано красным цветом, мускулы обозначены черным, волосы серым; тело животных разделено на чисто декоративные поля: серые, желтые или красные, покрытые точками. Здесь нет никаких живописных приемов — ни светотени, ни бликов — все плоскости окрашены локальными тонами. Пропорции человеческих фигур в общем правильны.
Из греческого искусства этрусские художники используют не только художественные приемы, но заимствуют мифологические образы.
Если в искусстве 7 в. до н. э. преобладали образы животных — реальных и фантастических, то в 6-5 вв. человек становится главной темой искусства. Появляются новые сюжеты в росписи и в рельефе: заупокойный мир, оплакивание, охота, спортивные и гладиаторские состязания. В росписях встречаются элементы пейзажа: деревья, цветы.
Форма художественного выражения в 6 в. до н. э. во многом условна. Так, например, в живописи и рельефе при изображении человека корпус показывается в фас, а бедра в профиль. При профильном положении лица глаза изображаются в фас. Условна и раскраска тел: мужских — темно-коричневым, женских — светлым. Но постепенно этрусские мастера овладевают правильным построением пропорций.
С первой половины 5 в. до н. э. усиливается влияние греческого классического искусства, что порявилось в изменении пропорции фигур в этрусской живописи и скульптуре. Фигуры становятся более стройными, тип лица приближается в середине 5 в. до н. э. к классическим формам.
Во второй пол. 5 в. до н. э под влиянием греческой архитектуры этрусские храмы строятся теперь из камня, фронтоны же украшаются терракотовыми скульптурами.
Живопись Этрурии конца 5—4 вв. до н. э. продолжает находиться под большим влиянием греческого искусства. В росписях 6 и первой половины 5 в. до н. э. главное место отводилось картинам пиров и танцев, состязаниям борцов и колесниц. В росписях конца 5, 4, 3 вв. до н. э. мы видим мрачные картины подземного мира, неумолимых строгих владык — Аида (Плутона), страшных демонов чудовищ, угрожающих покойным и терзающих их.
В 4 в. до н. э. и в последующие столетия большое место занимает в этрусском искусстве портрет и не только скульптурный, но и живописный. Таковы, например, изображения покойных в могиле «Щитов», где показаны заупокойный пир, подземные божества и демоны.
В 3—2 вв. до н. э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй хозяйственный и культурный подъем, хотя и не такой блестящий, как в 6—5 вв. до н. э. Искусство этого периода продолжает развиваться по двум главным направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое развивает местные традиции. Примером влияния эллинистического искусства могут служить роспись могилы «Тифона», где гиганты со змеиными ногами прямо повторяют образы Пергамского алтаря. В росписи могилы «Тифона» используются полутона, игра света и тени, что свидетельствует о развитой живописной технике. Яркая самобытность этрусского искусства больше всего проявилась в этот период в скульптурном портрете. Хотя в начале 1 в. до н. э. началась интенсивная романизация Этрурии, местные художественные мастерские еще продолжают работать в старых традициях.