Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия эпохи Возрождения (XV - XVI вв.)




Философия эпохи Возрождения (с франц. ренессанс) характеризуется как антропоцентризм, согласно которому, человек есть центр и высшая цель мироздания. В этот период возрождаются ценности античной культуры; философия помогает осознать безграничность человеческих возможностей; появляются идеи гуманизма. Если в эпоху средневековья принижалась роль человека, подчеркивалась его греховность, то в эпоху возрождения человек возвеличивается, воспеваются его достоинство, могущество и красота. Это нашло свое отражение не только в философии, но и в искусстве, в науке, в политике, в социальной жизни в целом. Так, идея гуманизма возникает в трудах Франческо Петрарка (1304-1374), Леона Баттиста Альберти (1404-1472), Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494) и др. мыслителей. Главной мыслью в произведениях философов становится идея свободы личности, «достоинства» и активной деятельности человека. Он сам творит мир, красоту и самого себя, возвышаясь, тем самым, до божественного уровня.

Возникают идеи реформаторства в церкви. Началом реформации в 1517 г. послужило «95 тезисов против индульгенции», которые Мартин Лютер (1483-1546) повесил на дверях церкви, настоятелем которого он был. Мартин осуждал церковь за продажу индульгенций, вмешательство в мирские дела, также осуждал католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом и т.д., это послужило первым поводом к возникновению протестантизма.

Попытки построения идеального государства сделаны в произведениях Томаса Мора (1478-1535) в его знаменитом труде «Утопия», Томазо Кампанеллы (1568-1639) в работе «Город солнца» и др. Главная идея – необходимость создания справедливого общества, где господствует социальное равноправие («утопический социализм»).

В политической деятельности можно отметить Никколо Макиавелли (1469-1527), автора знаменитого произведения «Государь». Мыслитель попытался отделить нравственность от политики. Эти два качества несовместимы в управлении государством: чтобы успешно управлять государством Государь должен обладать одновременно качествами лисы и льва.

В натурфилософии также происходят изменения. Возникает новая картина мира, в которой Бог, природа и космос единое целое, а Земля не является центром Вселенной. Единство Бога и природы в философии называется пантеизмом (с греч. pan – все, teos – бог), т.е. все есть Бог. Идеи пантеизма развивались Николаем Кузанским (1401-1464), который полагал, что Бог, охватывающий все сущее, содержит в себе мир. Абсолютный максимум и минимум, центр и окружность мира сливаются в божественном единстве. Бог абсолютно везде и нигде. Подобные утверждения он весьма оригинально доказывает разными геометрическими и математическими положениями. Одно из них – идея о равенстве конечного и бесконечного. Допустим, имеется бесконечная прямая линия, на которой находится конечный отрезок. Этот отрезок можно разделить на части от двух до бесконечности. Следовательно, конечный отрезок содержит в себе бесконечное. Если символически представить, что прямая – это Бог, а человек – отрезок, то человек становится равным Богу – Космосу.

Идеи пантеизма продолжил Джордано Бруно (1548-1600), утверждавший, что Вселенная бесконечна и не имеет центра, число миров (звездных систем) во Вселенной также бесконечно. Бог не существует отдельно от материального мира, т.е. Вселенная и Бог одно целое. Такое толкование пантеизма отличается от пантеизма Кузанского, т.к. у Кузанского природа растворена в Боге, а у Бруно Бог растворен в природе, т.е. природа и бог у него отождествлялись. За свое вольнодумие Дж.Бруно был сожжен на костре католической инквизицией.

Эпоха Возрождения знаменательна и переворотом в астрономии, который совершил Николай Коперник (1473-1543), и тем самым заложил основу в формировании нового мировоззрения. На смену геоцентрической модели мира Птолемея-Аристотеля пришла гелиоцентрическая модель, согласно которой центром мира является не Земля, а Солнце. Такую позицию Коперник изложил в своем труде «Об обращении небесных кругов», которую издал в год своей смерти.

Вопросы для повторения.

1) Дайте общую характеристику эпохи Возрождения.

2) Что такое антропоцентризм?

3) Раскройте основные идеи, развиваемые мыслителями эпохи Возрождения.

4) Что такое пантеизм? В чем смысл пантеизма Н.Кузанского и Дж.Бруно.

5) Что такое гелиоцентризм?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 455 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2407 - | 2286 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.