Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская религиозная философия в XIX-XX вв.




Русская культура не мыслима без ее религиозной направленности, которая придавала ей особый колорит. В развитии философско-религиозного мировоззрения особый вклад внесла целая плеяда выдающихся мыслителей: В.С.Соловьев, В.В.Розанов, Л.Шестов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, П.А. Флоренский и др.

Основной идеей и стержневым принципом философии Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) выступает положительное всеединство. Рассуждая о процессе познания, философ утверждает, что европейский эмпиризм и рационализм не дают глубокого и цельного знания о мире, они лишь только соприкасаются с реальностью, не проникая вглубь. Для достижения истины необходимо интуитивное внутреннее качество, достигаемое верой.

Говоря о бытии, Соловьев раскрывает следующую картину. В мире абсолютно сущим и абсолютно единым является Бог. Все многообразие мира, материальный и духовный мир скреплены между собой божественным всеединством, которое выступает как мировая душа – София – Мудрость Божья. Мир в своем развитии проходит определенные эволюционные ступени от неорганического царства минералов до человека. Человек, вышедший из лона природного царства, стремится к божественному. Но, чтобы достичь его, он должен пройти путь от природного состояния, в котором идет постоянная борьба за существование, присутствует неравенство людей, чуждость друг к другу, до божественного, в котором синтезируются благо, истина и красота.

Смысл истории в постепенном одухотворении природы и нравственном совершенствовании человечества, совершаемом посредством акта любви человека к человеку, к природе и Богу. В этом случае наступает царство Божье на Земле, понимаемое как соединение национальностей, снятие всех социальных противоречий, образуя некую вселенскую церковь. «Абсолютное всеединство», зарожденное в хаосе бытия, замыкает круг своего развития в соединении человека с абсолютным началом – Богом.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) первоисточником мироздания видит свободу, которая существовала до Бога, времени и бытия. Философ противопоставлял мир свободы (духа, личности) и мир необходимости (явлений предметов). Свободный дух, реализуясь в мире явлений, отчуждается, превращается в «мертвые предметы», подчиненные необходимости – законам пространства, времени и логики. Мир необходимости полон зла, страдания и рабства. Противостоять ему можно только посредством творчества, выступающего источником свободы для личности. Как правило, общество порабощает личность, превращает его в «винтик» социального механизма. Чтобы избежать этого, необходимо развивать в себе творческие способности и ставить свободу выше общественных требований. Но это не значит, что нужно отстраниться от общества, просто необходимо строить взаимоотношения с людьми не на принудительности, а на основе свободных отношений. По мнению философа, именно соборность удовлетворяет требованиям свободного общества.

Свою жизненную задачу Павел Александрович Флоренский (1882-1937) видел в разработке цельного мировоззрения, синтезирующего веру и разум, интуицию и дискурсию, богословие и философию, искусство и науку. Отвлеченные концепции были ему чужды, и он называл свои построения «конкретной метафизикой» (исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и иконы, математики, экспериментальной и теоретической физики и др.). Продолжая философские идеи всеединства Соловьева, Флоренский в качестве создающей и скрепляющей единство бытия, называл любовь. Разрабатывая тематику теодицеи (оправдание Бога), философ заявляет, что целостный мир антиномичен (соткан из противоречий). «Мир надтреснут, и причина этому – грех и зло». Путь теодицеи возможен не иначе как благодатною силою Божьею. Антиномичность преодолевается подвигом веры и любви. В конечном итоге теодицея основана на «Столпе и утверждении Истины», т.е. на Церкви. Разрабатывая тематику антроподицеи (оправдание человека), философ пытается согласовать веру в то, что человек создан совершенным и разумным, по образу и подобию Божию, с наличным его несовершенством и греховностью. В основе антроподицеи Флоренского лежит идея очищения и спасения человека, освящения и обожения человеческого существа.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2304 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.