Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование Российского государства.




 

В правление Ивана III Васильевича (1462-1505) и его сына Василия III Ивановича (1505-1533) происходит то, что в исторической литературе традици- онно и обоснованно именуют "образованием единого государства". Действи- тельно, можно сказать, что именно в это время произошел тот скачок, который суммировал накопление новых качеств, - на смену объединения земель вокруг Москвы пришло единое государство. Этот тезис можно подтвердить целым ря- дом фактов. Завершается территориальное оформление российской государст- венности. В 1460-х гг. утратили самостоятельность Ярославское княжество, в

1474 г. был присоединен Ростов. Сложной задачей для Москвы было присоеди- нение Великого Новгорода. Уже по Яжелбицкому договору 1456 г. в Новгороде усиливалась судебная власть великого князя, а новгородцы лишались права са- мостоятельности в международной политике. Ситуация осложнялась тем, что в городе сформировалась "партия" Марфы Борецкой, заключившая договор с Ка- зимиром IV. По условиям договора, тот должен был прислать своих наместни- ков и обещал охранять Новгород от Москвы, Иван III двинул войска, и в битве на р. Шелони в июле 1471 г. новгородцы потерпели поражение. А уже в конце


 

1477 г. был совершен еще один поход, Новгород капитулировал, вечевой коло- кол - символ древнего славянского народовластия был снят и увезен в Москву. Вместе с Новгородом к Москве отошли огромные территории, простиравшиеся до Студеного (Белого) моря и до Камня (Урала), т.е. богатый русский Север.

 

После присоединения Новгорода дни Твери, со всех сторон окруженной московскими владениями, были сочтены. В сентябре 1485 г., когда московские войска подошли к Твери, тверской князь Михаил бежал в Литву. На тверской стол московский князь посадил своего сына Ивана Ивановича. При Василии к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521). В результате двух русско- литовских войн к Московской земле отошли Чернигово-Северские земли и вос- точная часть Смоленской земли, а в 1514 г. и сам Смоленск.

 

Одним из важнейших событий того времени была ликвидация монголь- ского ига. Орда к тому времени значительно ослабла. Из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства. Но осталась Большая Орда, которой Русь по- прежнему платила дань.

 

Эту традицию первым нарушил Иван III, который в 1476 г. отказался ехать на поклон в Орду. В июне 1480 г. хан Большой Орды Ахмат выступил в поход против России. Обстановка для Ивана III была неблагоприятной. Вспых- нул мятеж братьев великого князя - удельных князей Андрея Углицкого и Бо- риса Волоцкого.

 

Они были недовольны тем, что Иван не поделился с ними выморочным уделом умершего Дмитровского князя Юрия и арестовал бояр, которые хотели бы к ним от него отъехать. Неспокойно было в недавно присоединенном Нов- городе, угроза таилась и на границах с Литовско-Русским государством. Ахмат же собрал огромное, почти 100-тысячное войско и, обойдя печально памятное монголам Куликовское поле, пошел к пограничной реке Угре. Стояние на реке Угре, куда после определенного колебания Иван III перевел свои войска с Оки, закончилось фактически поражением монголов. После нескольких стычек, ко- гда выпал снег и река покрылась льдом, Ахмат увел свое войско. Так пало дол- гое и тяжелейшее для России монгольское иго.

 

Впрочем, через некоторое время иго попытались восстановить наследни- ки Золотой Орды. Усилиями Крымской Орды Большая Орда была окончатель- но уничтожена. После смерти Менгли-Гирея, давнего союзника Ивана III, на престоле в Крыму утвердился Мухаммед-Гирей, который стал проводить враж- дебную политику по отношению к России. В начале 1520-х гг. династия Гиреев утвердилась и в Казанском ханстве. В результате нашествия Мухаммед-Гирея в

1521 г. Василий III вынужден был признать себя данником Крыма. Это новое иго продержалось всего несколько недель. Мухаммед-Гирей был убит ногайца- ми, а требования его преемника были русским правительством отклонены. Од-


 

нако внешняя опасность с Востока, имевшая вполне четкую татарско-турецкую окраску, надолго нависла над молодым Российским государством.

 

Итак, время конца XV - начала XVI в. ознаменовалось территориальным оформлением Российского государства и решительными изменениями в его от- ношениях с Востоком - падением монгольского ига. В это время получает хож- дение термин "Россия", который постепенно закрепляется в качестве названия Великого княжества, а затем Московского царства. В это время происходят серьезные сдвиги и в законодательной сфере. В 1497 г. был составлен единый общерусский Судебник. Источниками Судебника стали нормы права, которые бытовали на Руси в XV в. и известны нам по наместничьим уставным грамотам, Псковской Судной грамоте и т.д. Основной проблемой, которой посвящен Су- дебник, была организация судопроизводства на всей территории государства (исключая уделы) и регламентация судебных пошлин представителем, осуще- ствлявшим суд в центре и на местах.

 

Свидетельством возникновения нового государственного порядка были и семейные дела российских великих князей. Иван III был женат первым браком на дочери великого князя Тверского. Второй его брак был с Софьей (Зоей) Па- леолог - племянницей последнего византийского императора, убитого турками на стенах Константинополя. Ее отец, правитель одной из областей Империи, умер в Италии. Покровителем детей его стал сам Папа Римский. Выдать замуж Софью было очень трудно: она была бесприданница. Сватовство московского князя длилось три года. Осенью 1471 г. Софья прибыла в Москву. Этот брак позволил Ивану III подавать себя как преемника могущественной когда-то вла- сти византийских императоров.

 

Он женил своего первенца Ивана Молодого Тверского на дочери молдав- ского господаря Стефана Великого, которая подарила Молодому сына, а Ивану III внука - Дмитрия. В семь лет он остался без отца. Но у Ивана III был еще один сын от Софьи - Василий. По московским представлениям того времени, права на престол имел Дмитрий, который пользовался и поддержкой Боярской думы, одного из главных правительственных институтов. В 1498 г., когда Дмитрию не исполнилось еще и 15 лет, он был увенчан великокняжеской шап- кой Мономаха в Успенском соборе. Однако уже в следующем году княжич Ва- силий был провозглашен великим князем новгородским и псковским. Исследователи едины в трактовке этих событий, видя в них результат ожесто- ченной борьбы группировок при дворе. Судьба Дмитрия после этого была уже фактически предрешена. В 1502 г. Иван III взял внука и его мать под стражу, а через три дня Василия "посадил на великое княжество Владимирское и Мос- ковское и учинил его всеа Руссии самодержцем".

 

Новому наследнику престола Иван хотел составить какую-нибудь серьез- ную династическую партию, но после нескольких неудач, по совету греков из окружения Софьи, было решено провести смотрины невест. Василий остановил


 

свой выбор на Соломонии Сабуровой. Однако брак оказался неудачным: не бы- ло детей. Осуществив с большим трудом развод (причем Соломонию, обвинив в колдовстве, постригли в монастырь), Василий женился на Елене Глинской.

 

По мысли А.А. Зимина, брак с племянницей известного литовского ари- стократа изменил политическую программу Ивана. С таким утверждением в корне не согласен Р.Г. Скрынников, считающий, что к возвышению княжеской аристократии этот брак не привел.

 

Уже при Иване III под набиравшую мощь самодержавную власть стала подводиться соответствующая основа. С 1497 г. гербом российской монархии стал византийский герб - двуглавый орел. Великий князь взял себе новый титул

- "самодержец", который одновременно символизировал и силу новой власти, и ее свободу от золотоордынского хана. Сам выход великого князя к подданным облекался необычной пышностью, сопровождался сложными ритуалами. То же можно сказать и об облачении великого князя. Когда-то византийцы могли от-

личить древнерусского князя от его подданных только по более чистой сорочке и серьге в ухе (Святослав). Теперь уж правителя Руси мог отличить любой. В богатых одеждах, украшенных драгоценными каменьями, с символами власти -

державой и скипетром - являлся он своим подданным, заставляя трепетать и падать ниц.

 

Но что еще важнее - под самодержавие подводилась более основательная идеологическая основа. Уже в связи с коронацией Дмитрия возникли литера- турно-публицистические сочинения, которые сыграли значительную роль в формировании идеи самодержавия ("Чин венчания Дмитрия-внука"). С собы- тиями 1498 г. связано создание известного памятника - "Сказания о князьях владимирских", выводившего владимирских и, соответственно, московских князей от Августа-кесаря. Еще большую известность получили послания старца псковского Елизарьевского монастыря Филофея, который утверждал, что Мо- сква является третьим Римом, первых два (второй - Царьград) пали, погрязнув в грехах, а третьему стоять вечно и четвертому не бывать.

 

Усиление великокняжеской власти не могло не сказаться на отношениях ее с Церковью, истоки конфликта с которой мы видели уже при Дмитрии Дон- ском. Конфликты светской и церковной власти проходили на фоне сложной си- туации в самой Церкви, да и в религиозной жизни Руси того времени. Сравнительно молодому русскому христианству, еще пронизанному мощными языческими традициями, со всех сторон угрожали опасности. В частности, воз- никла угроза проникновения католичества

 

В 1439 г. была заключена так называемая Флорентийская уния между православной и католической церквами под эгидой Папы Римского. Митропо- лит Исидор из далекой Московии также приложил руку к созданию этого сою- за, за что и поплатился по возвращении в Москву. Ему пришлось бежать в Рим.


 

Через семь лет Собор русских епископов избрал нового митрополита - ря- занского епископа Иону. После того как Византия в 1453 г. пала под ударами турок-османов, началась автокефалия (самостоятельность) Русской Православ- ной Церкви, что способствовало росту ее авторитета. Первый конфликт между великокняжеской властью и Церковью произошел в связи с освещением Успен- ского собора, когда Иван позволил себе резкое замечание в адрес митрополита Геронтия. Ивана поддержали ростовский архиепископ и архимандрит кремлев- ского Чудова монастыря Геннадий Гонзов. Геннадий сделал блестящую карье- ру: его назначили архиепископом Великого Новгорода.

 

Здесь образованный церковник повел ожесточенную борьбу с еретичест- вом. Это было тем более актуально, что еретичество проникло уже и в перво- престольную, - среди них самой заметной фигурой был дьяк Федор Курицын. Ему и другим еретикам покровительствовала мать наследника трона Дмитрия Елена Волошанка. Вольнолюбивый дьяк критиковал монашество и высказывал мысль о свободе воли.

 

Но в ту пору Иван III, боясь скомпрометировать наследника престола, поддерживал еретиков. Однако победа воинствующих церковников на Соборе

1503 г. и заточение в тюрьму Дмитрия и его матери предрешили судьбу ерети- ков. По решению Собора 1504 г. некоторые из еретиков были сожжены на льду Москвы-реки.

 

Но был вопрос, пожалуй, еще более болезненный для Церкви, - секуляри- зация церковных земель. Ученик известного старца Кирилло-Белозерского мо- настыря Паисия Ярославова Нил Сорский, побывав на Афоне, стал сторонником "нестяжания" Церкви. Основав скит на реке Сорке в окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря, он стал развивать свое учение, одним из элементов которого была мысль о необходимости ликвидации монастырского землевладения. Другой подвижник Русской Церкви Иосиф Санин - настоятель Волоколамского монастыря, наоборот, настаивал на необходимости для Церкви иметь большие материальные средства.

 

Между иосифлянами и нестяжателями развернулась борьба, которая про- должалась до середины XVI в. Великокняжеская власть поддерживала нестяжа- телей. Однако Церковный собор 1503 г. решительно отверг проекты секуляризации монастырского землевладения Впрочем, это не означало паде- ния нестяжателей, и Василий в первый период своего правления поддержал их. В это время большую роль в нестяжательской "партии" стал играть Вассиан Патрикеев, который в отличие от своего учителя Нила был прекрасным поли- тиком. Старцы заволжских монастырей (именно там географически сосредото- чилось нестяжательство) стали пополнять "кадровые" верхи Церкви. В 1511 г. митрополитом стал близкий к нестяжателям симоновский архимандрит Варла- ам, который перевел Патрикеева из Кирилло-Белозерского монастыря в свою московскую обитель. Вскоре он стал одним из самых влиятельных людей при


 

дворе. Между ним и Иосифом Волоцким возникли жаркие споры о судьбах церковного землевладения.

 

Особый колорит внутрицерковной борьбе придавало участие в ней гре- ков. С Афона для помощи в переписывании церковных книг прибыл Максим Грек, который долго не вмешивался в церковные распри, но в 1522 г. он под- верг критике процедуру избрания московского митрополита Даниила, что и из- менило отношение к нему властей. Таким образом, внутрицерковный конфликт осложнился борьбой за автокефалию и против нее - ведь Максим Грек хотел вернуть Русскую Церковь в лоно греческой. В этой ситуации великокняжеская власть сделала свой выбор: поддержала сильную ортодоксальную Церковь. Это не замедлило сказаться: митрополит Даниил в 1531 г. добился суда над Вассиа- ном Патрикеевым и повторного "розыска о провинностях" Максима Грека. Вас- сиана заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь, а Максима Грека - в тверской Отроч монастырь.

 

Итак, сила великокняжеской власти при Иване значительно возросла. Усилению власти способствовал и субъективный фактор - личность Ивана III. "Не романтическое вдохновение, а трезвый расчет, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни - возрождении единства и независимости Русской земли. В психологическом облике первого государя всея Руси на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, про- ницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором...", - пи- шет Ю.Г. Алексеев.

 

Еще сильнее власть стала при Василии III. Последнего обвиняли в том, что он, "...запершыся, сам-третей у постели всякие дела решает". Однако, объ- ективно говоря, московская великокняжеская власть перерастает в самодержав- ную только уже в следующий период.

 

Дело в том, что, по мысли В.Б. Кобрина, "быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связан- ное с удельными временами, оказывалось живучим и причудливо переплета- лось с новым, общегосударственным". Того же Василия III Иосиф Волоцкий называл "всея Русские земля государем государь". В трудах А.А. Зимина, В.Б. Кобрина, М.Е. Бычковой и др. начато внимательное изучение постепенного и последовательного ограничения власти ранее независимых князей, превраще- ния их княжеских прав в вотчинные.

 

В конце XV - XVI вв. Российское государство представляло собой слож- ный конгломерат разностадиальных и разнохарактерных социальных организ- мов. Существенными особенностями отличались Новгородская и Псковская земли, сохранившие древние демократические традиции. Существовала также, как считает М.Е. Бычкова, "сложная система уделов и служилых княжений". Удельные княжества можно определить как военно-служилую государствен-


 

ность, которая постепенно превращалась в вотчинную собственность. То же можно сказать и о землях служилых князей. Постепенно пополняя старомос- ковскую знать при великом князе, удельные и служилые князья создали Бояр- скую думу - ключевой механизм государственного управления молодого государства и одновременно одно из формирующихся сословий.

 

Даже само слово "князь", как, впрочем, и в Литовско-Русском государст- ве, изменило свой смысл. Если раньше оно означало только владетеля само- стоятельного княжества и было одновременно и титулом, и должностью, то теперь появляется понятие боярин-князь. Сословие бояр становится высшим сословием русской знати до начала XVIII в. Они занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Основу их земельных владений составляли вотчины - земли, переходившие по наследству. В своих вотчинах бояре обладали административной и судебной властью.

 

Удельная психология была достаточно жизнеспособна. Она вроде бы ис- чезла, когда Иван III расправился со своими мятежными братьями, но сам же великий князь возродил эту систему своей духовной грамотой, которой дава- лись уделы всем четырем братьям Василия. Уделы сохранялись и при самом Василии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 253 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2329 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.