Территория и население. Образование великорусской народности. Монгольское нашествие привело к гибели огромных масс людей, запустению ряда районов, перемещению значительной части населения из Приднепровья в Северо-Восточную и Юго-Западную Русь. Страшный урон народонаселению наносили и эпидемии, например разразившаяся в середине XIV в. "черная смерть" - чума. Тем не менее воспроизводство населения в XII-XV вв. имело расширенный характер, за 300 лет (с 1200 по 1500 г.) оно выросло примерно на четверть. Если Иван III в 1462 г. получил в наследство территорию в 430 тыс. кв. км, то в конце столетия Россия занимала территорию в 5400 тыс. кв. км. На- селение Российского государства в XVI в., по подсчетам Д.К. Шелестова, со- ставляло 6-7 млн. человек.
Однако рост населения значительно отставал от роста территории страны, которая увеличилась более чем в 10 раз, включив такие обширные регионы, как Поволжье, Приуралье, Западную Сибирь. Для России являлась характерной низкая плотность населения, сосредоточение его в определенных районах. Наи- более густонаселенными были центральные районы страны, от Твери до Ниж- него Новгорода, Новгородская земля. Здесь была самая высокая плотность населения - 5 человек на 1 кв. км (для сравнения можно отметить, что в Запад- ной Европе она составляла от 10 до 30 человек на 1 кв. км). Населения явно не хватало для освоения столь обширных пространств.
Российское государство формировалось как многонациональное с самого начала. Важнейшим явлением этого времени стало складывание великорусской (русской) народности. Процесс складывания народности - процесс сложный, с большим трудом реконструируемый на основе сохранившихся источников. Значительные этнические особенности можно обнаружить даже на уровне пле- менных союзов времен Киевской Руси. Формирование городов-государств лишь способствовало накоплению этих различий, однако сознание единства русских земель сохранилось.
Славянское население междуречья Волги и Оки испытало на себе сильное влияние местного финно-угорского населения. Оказавшись под властью Орды, жители этих земель не могли не впитать в себя и многие черты степной культу- ры. Со временем язык, культура и быт более развитой Московской земли нача- ли все больше влиять на язык, культуру и быт населения всей Северо- Восточной Руси.
С XIV в. в языке населения северо-востока Руси постепенно складывается единый, общий для всего региона разговорный язык, отличающийся как от древнерусского, так и от языков, складывающихся в русских землях Великого княжества Литовского. Характерной чертой стало все более заметное преобла- дание "аканья" над "оканьем" и другие особенности великорусской речи.
Развитие экономики способствовало усилению политических, религиоз- ных и культурных связей между жителями городов и сел. Одинаковые природ- ные, хозяйственные и прочие условия помогали созданию у населения некоторых общих черт в его занятиях и характере, в семейном и общественном быту. В сумме своей все эти общие признаки и составили национальные осо- бенности населения северо-востока Руси. Как писал В.В. Мавродин, население теперь стало считать этот край своим отечеством, хотя никогда не забывало о своем родстве и с отторгнутыми западными и юго-западными землями Руси. Москва в сознании народа стала национальным центром, и со второй половины XIV в. появляется и новое название этого края - Великая Русь.
На всем протяжении этого периода (XIV-XVI вв.) в состав русского госу- дарства вошли многие народы Поволжья, башкиры и др. Все эти народы вноси- ли много нового в жизнь общества, но своего рода цементом, который формировал из этой причудливой смеси народов, племен и ранних государст- венных образований нечто цельное, был великорусский народ.
Экономическое развитие. После монгольского нашествия экономика Северо-Восточной Руси переживает кризис, начиная лишь примерно с середи- ны XIV в. медленно возрождаться. Кризис привел к консервации многих архаи- ческих явлений в области сельского хозяйства.
Основными пахотными орудиями, как и в домонгольский период, были соха и плуг. В XVI в. соха на всей территории Великороссии вытесняет плуг, так как имеет ряд преимуществ для применения в лесистой части Восточной Европы. Соха усовершенствуется - к ней прикрепляют специальную доску - по- лицу, которая увлекает вместе с собой взрыхленную землю и сгребает ее на од- ну сторону.
Основными культурами, которые выращиваются в это время, становятся пришедшие на смену пшенице и ячменю рожь и овес, что связано с общим по- холоданием, распространением более усовершенствованной сохи и, соответст- венно, освоением под пахоту ранее недоступных районов. Были широко распространены и огородные культуры.
Системы земледелия были разнообразны, здесь было много архаики: на- ряду с недавно появившимся трехпольем широко было распространено двухпо- лье, переложная система, пашня наездом, а на севере очень долго господствовала подсечно-огневая система.
В рассматриваемый период начинает применяться унавоживание почвы, которое, правда, несколько отстает от распространения трехпольной системы. В районах, где господствовало пашенное земледелие с навозным удобрением, животноводство занимало очень большое место в сельском хозяйстве. Роль жи- вотноводства была велика и в тех северных широтах, где хлеба сеяли мало.
Рассуждая о сельском хозяйстве и экономике в послемонгольский период, нужно обязательно учесть, что основной авансценой русской истории стали земли Нечерноземья. На всем этом пространстве господствуют малоплодород- ные, главным образом дерново-подзолистые, подзолистые и подзолисто- болотные, почвы. Эта худородность почв была одной из причин низкой уро- жайности. Основная же причина ее - в специфике природно-климатических ус- ловий. Цикл сельскохозяйственных работ здесь был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней. Вот почему крестьянское хозяйство ко- ренной территории России, по мнению Л.В. Милова, обладало крайне ограни- ченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции. В силу тех же обстоятельств в Нечерноземье практически не было товарного скотоводства. Именно тогда возникает многовековая проблема рус- ского аграрного строя - крестьянское малоземелье.
По-прежнему большую роль в жизни восточных славян играли древние промыслы: охота, рыбная ловля, бортничество. О масштабах использования "даров природы" вплоть до XVII в. свидетельствуют многие материалы, в том числе записки иностранцев о России.
Монгольское нашествие нанесло сильный удар по древнерусскому ремес- лу. Б.А. Рыбаков показал, что некоторые отрасли ремесла исчезли надолго или навсегда. Однако и ремесло постепенно начинает возрождаться. Как отмечал А.Л. Шапиро, идут процессы специализации и дифференциации ремесла, а также упрощение технологии с целью удешевления изделий, рассчитанных на широкий сбыт. Происходит ряд существенных сдвигов в ремесленной технике и производстве: появление водяных мельниц, глубокого бурения соляных скважин, начало производства огнестрельного оружия и т д. В XVI в. процесс дифференциации ремесла идет очень интенсивно, появляются мастерские осу- ществляющие последовательные операции по изготовлению продукта. Особен- но быстро росло ремесленное производство в Москве и других крупнейших городах.
Постепенно оправилась от монгольского нашествия и русская торговля. Правда, товарная продукция обращалась в основном на местных рынках, но торговля хлебом уже перерастала их рамки. Купцы выступали только как пере- датчики товаров, произведенных городскими ремесленниками и крестьянами, торговый и ростовщический капитал не переходил в сферу производства.
Многие древние торговые связи утратили свое былое значение, но появи- лись другие, и торговля со странами Запада и Востока получает достаточно широкое развитие. Однако особенностью внешней торговли России был высо- кий удельный вес таких предметов промыслов, как пушнина и воск. Масштабы торговых сделок были невелики, а торговлю вели главным образом мелкие тор- говцы. Впрочем, существовали и богатые купцы, которые в XIV-XV вв. фигу- рируют в источниках под именем гостей или нарочитых гостей.
В целом надо отметить, что русская экономика развивалась в неблагопри- ятных природных и геополитических условиях. Этим можно объяснить жела- ние государства сначала сосредоточить в своих руках весь прибавочный продукт, а затем разделить его. Это определяло и важность служебных отноше- ний.
Социальная структура. Непосредственно в связи с экономикой страны, а также с формами землевладения находилась и динамика социальной структу- ры. В XIV в. начинает развиваться вотчинное землевладение. Однако светская вотчина, будучи немногочисленной, довольно быстро оказалась под контролем государства.
В более выгодных условиях оказалась церковная вотчина. После нашест- вия церковь пользовалась поддержкой ханов, проявлявших веротерпимость и проводивших гибкую политику в завоеванных землях Кроме того, монголы стремились опереться на поддержку церкви, которая специальными ярлыками, адресованными митрополитам, получила целый ряд льгот.
С середины XIV в. в монастырях происходит переход от "келиотского" устава к "общежитийному" - на смену житию монахов в oтдельных кельях с от- дельной трапезой и хозяйством шла монастырская коммуна, обладавшая кол- лективной собственностью. Земля, тем или иным путем попавшая в монастырь, от него уже не отходила. Растут крупные монастыри: Троицкий, Пафнутьев- Боровский, Ферапонтьев, Соловецкий.
Крупным землевладельцем со временем становится и глава Русской Церкви - митрополит, в ведении которого находилось разветвленное и много- функциональное хозяйство.
Однако основной массив земель в XIV-XV вв. составляли так называемые черные волости - своего рода государственные земли, распорядителем которых выступал князь, а крестьяне считали ее "Божьей, государевой и своей". В XVI в. из массива черных земель постепенно выделяются "дворцовые земли", и вели- кий князь становится одним из крупнейших землевладельцев. Но более важен был другой процесс - распад черной волости за счет раздачи земель церковным и светским землевладельцам. Как показали исследования отечественных исто- риков (Н.П. Павлов-Сильванский, Ю.Г. Алексеев, А.И. Копанев, А.Д. Горский), весь период XIV-XVI вв. - время неустанной борьбы волости и "боярщины", ибо крестьяне всячески сопротивлялись переходу общинных земель землевла- дельцам.
Однако основную опасность для древних порядков составляла не вотчи- на, а поместье, которое получает широкое распространение с конца XV в. и становится экономической и социальной опорой власти вплоть до позднейших времен.
До широкого распространения поместья основной доход бояр составляли всякого рода кормления и держания, т.е. вознаграждения за исполнение адми- нистративных, судебных и других общественно полезных функций. Еще С.Б. Веселовский показал, что система кормлений лежала в основе социального и политического строя Руси того времени.
Остатки прежних княжеских родов, бояре, "поместчики" постепенно формируют костяк "высшего сословия". Основную массу населения в XIV-XV вв. по-прежнему составлял свободный люд, который получил наименование "крестьяне" ("христиане", противопоставлявшиеся завоевателям - "басурма- нам").
Крестьяне, даже оказываясь в рамках вотчины, пользовались правом сво- бодного перехода, которое оформляется по мере развития крупного землевла- дения и входит в первый общероссийский Судебник 1497 г. Это известный Юрьев день - норма, согласно которой крестьяне, уплатив так называемое по- жилое, могли переходить от одного землевладельца к другому.
В худшем положении были зависимые крестьяне: половники и серебре- ники. Видимо, и те и другие оказывались в столь сложной жизненной ситуации, что вынуждены были брать ссуды и затем отрабатывать их.
Основной рабочей силой вотчины по-прежнему оставались рабы. Впро- чем, число обельных холопов сокращалось, а возрастал контингент кабальных холопов, т.е. людей, оказавшихся в рабской зависимости по так называемой служилой кабале.
В конце XVI в. начинается процесс интенсивного закрепощения крестьян. Некоторые годы объявляются "заповедными", т.е. в эти годы запрещается пере- ход в Юрьев день. Однако магистральным путем закрепощения крестьян стано- вятся "урочные лета", т.е. срок сыска беглых крестьян, который становится все более длительным. Следует также иметь в виду, что с самого начала процесс закрепощения захватывал не только крестьян, но и посадское население стра- ны.
Оно выделяется в отдельную страту в XIV-XVI вв. Горожане - черные по- садские люди - объединяются в так называемую черную посадскую общину, которая существовала в архаических формах на Руси вплоть до XVIII в.
Таковы были те сословные группы, на которые распалось когда-то единое древнерусское "людье". Общая для всех этих социальных групп черта, свиде- тельствующая об их недавнем появлении, - это наличие большой семьи, кото- рая пронизывала в то время все страты восточнославянских земель. К этому надо добавить и значительную архаику в семейно-брачных отношениях в це- лом.
Еще одна важная черта, характеризующая сословия восточнославянских земель того времени, - их служилый характер. Все они должны были выполнять те или иные служебные функции по отношению, к государству.
Государственность. Параллельно с экономическим и социальным разви- тием шло и развитие русской государственности. Впрочем, в России политика зачастую шла впереди и экономики, и социальных отношений. Восточносла- вянский политогенез своими корнями уходит в период Киевской Руси. Уже то- гда государственность пережила достаточно долгую эволюцию от союзов племен к городам- государствам. Последние были уже государственностью с полным набором присущих ей признаков: наличием окрепшей публичной вла- сти, зачатков Налогообложения и размещением населения по территориально- му принципу. Но эта ситуация, когда община приобретает форму государства, когда, по словам Л.Е. Куббеля, "внутриобшинные потестарные отношения мог- ли перерастать в политические отношения внутри самой общины, превращая ее в политическую структуру".
Община сохраняла свое значение и в последующий период. С нашей точ- ки зрения, на территории Восточной Европы в XIII-XV вв. существовал об- щинный строй, своими корнями уходящий в предшествующий период. Здесь мы можем обнаружить самые разные типы общин, которые восходят к одному,
- древнерусскому городу-государству. Все эти типы - разные стадии распада древнерусской общины и разные ее модификации.
Общинное самоуправление долгое время уживалось с другими органами власти. Нельзя не отметить простоту этого аппарата. Это наместники, тивуны и др. Все эти люди так или иначе были связаны с князем и княжеским хозяйст- вом, но одновременно занимались и проблемами местного населения. Огром- ную роль в государственном аппарате играли всякого рода "кормления и держания", что также было наследием Киевской Руси.
В целом то новое, что появилось в государственном устройстве в период XIII-XV вв., - рост силы и влияния княжеской власти, которые проходили за счет расширения служебных отношений. "Служебная система" - круг лиц и служб, связанных с князем еще и в предшествующий период, начинает разрас- таться и охватывает все население государства (речь идет пока о княжествах, которые шли на смену городам-государствам). Такую государственность мож- но определить как военно-служилую. Ближайшие аналогии ей мы находим в Центральной Европе (Польша, Венгрия, Чехия). Дореволюционные историки, стараясь как-то определить эту государственность, чаще всего определяли ее в качестве "вотчинной".
Управление единым государством при Иване III практически недалеко ушло от традиций военно-служилой государственности, так как использовался тот же аресенал средств и механизмов. Не случайно в дореволюционной исто-
риографии существовала точка зрения, представлявшая этот процесс как обра- зование одной большой вотчины за счет слияния более мелких вотчин - мест- ных княжеств. Действительно, главным общегосударственным ведомством был Дворец, который ведал личными, дворцовыми землями великого князя. И в но- вейшей литературе вполне справедливо называют такого рода форму правления пережитком "удельной старины".
Главным государственным хранилищем и финансовым органом была казна, которая также своими корнями уходила в княжеский двор предшест- вующего времени. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и го- сударственный архив и государственная печать. Уже в этот ранний период большую роль в складывающемся аппарате власти играют писцы - дьяки. От- ношения с населением строились по очень архаичной форме прежних военно- служилых государств. Вся территория делилась на уезды, границы которых, восходя к рубежам бывших княжеств, были разнообразны. Уезды делились на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях
- волостелям.
Переломным периодом в развитии русской государственности становится правление Ивана Грозного. Реформы 1550-х гг. - попытка изменить форму су- ществования российского государства, приспособить ее к новым условиям. Но выдающуюся роль здесь сыграла опричнина. Среди всего сонма объяснений причин этого явления ближе к истине самое простое - шел процесс становления самодержавной монархии, которая, в свою очередь, была лишь отражением но- вого российского государственно-крепостнического строя, формирование кото- рого приходится на период XVI-XVII вв.