Последним очагом героизма была самооборона населения армянского квар тала города Эдесия, продолжавшалея с
29 сентября по J 5 ноября 1915 года. Все
мужчины nогибли с оружием в руках, а Фраиц Верфель
оставшихся в живых 15 тысяч женщин и
детей младотурецкие власти сослали в пустыни Месо
потамии.
Иностранцы, ставшие очевидцами геноцида 1915-1916 гг., осудили это прес тупление и оставили описания осу ществленных по отношению к армянс кому населению зверств младотурецких властей. Они же опровергли ложные об винения турецких властей о якобы имевшем место восстании армян. Свой голос против первого в истории:ХХ веке геноцида и происходящих зверств подня
ли Иоганн Лепсиус, Анатоль Франс, Генри Моргентау, Максим Горький, Ва-
Генри Моргентау
Посол США в uu
лерий Брюсов и многие другие. В наши дни парламенты многих стран уже признали и осудили совершенный младотурками геноцид армянского народа.
§ 5. Последствия rеноцида
В ходе геноцида 1915 г. было варварски истреблено армянс кое население на своей исторической родине. Огветственность за Геноцид армянского населения лежит на руководител партии Младотурок. Премьер-министр Турции Талеат впос ледствии с цинизмом заявлял, что не существует более "Армянского вопроса" так как больше нет армян, и что за три месяца он сделал больше для решения "Армянского вопроса", чем султан Абдул-Гамид Il за 30 лет своего правления.
В истреблении арм ян активно участвовали и курдские племена, стремясь захватить армянские территории и раз грабить имущество армян. Германское правительство и командование также ответственны за геноцид армян. Многие немецкие офицеры командовали турецкими частями, прини мавшими участие в геноциде. Державы Антанты также повин ны в происшедшем. Они ничего не сделали, чтобы остановить массовое истребление армянского населения младотурецкими властями.
В ходе геноцида было уничтожено более 2000 армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские квар талы более 60-и городов. Младотурецкое правительство прис воило награбленные у армян ценности и вклады.
После геноцида 1915 г. в Западной Армении nрактически не осталось армянского насления.
§ 6. Культура Армении в конце XIX в начале ХХ веков
До геноцида 1915 г. армянская культура переживала зна чительный. взлет. Это было связано с подъемом освободи тельного движения, пробуждением национального самосоз нания, развитием капиталистических отношений в самой Армении и в тех странах, где компактно проживало значи -
тельное число армянского населения. Разделенность Армении на две части -Западную и Восточную, нашло свое отражение в развитии двух независимых направлений в Армянской куль туре: западноармянской и восточноармянской. Крупными центрами культуры являлись Москва, Петербург, Тифлис, Баку, Константинополь, Измир, Венеция, Париж и другие города, где сконцентрировалась армянская интеллигенция.
Огромный вклад в развитие культуры внесли армннские учебные заведения. В Восточной Армении, в городских цент рах Закавказья и Северного Кавказа и в некоторых городах России (Ростов-на-Дону, Астрахань) в начале ХХ века дейст вовало около 300 армянских школ, мужских и женских гим назий. В некоторых сельских местностях дейс1вовали началь ные школы, где учили читать, писать и считать, а также русскому языку.
Около 400 армннских школ различных уровней действо вало в городах Западной Армении и крупных городах Османс кой империи. Армянские школы не получали какой-либо государственной дотации ни в Российской империи, ни, тем более, в османской Турции. Эти школы существовали благодаря материальной поддержке Армянской Апостольской церкви, различных общественных организаций и отдельных меценатов. Наиболее известными среди армянских учебных заведений нвлялись школа Нерсисян в Тифлисе, духовная семи нария Геворкян в Эчмиадзине, школа Мурад-Рафаэлян в Вене ции, и Лазаревский институт восточных языков в Москве.
Развитие образования во многом способствовало дальней шему распространению армянской периодики. В начале ХХ века издавалось около 300 армянских газет и журналов различ ных политических направлений. Армянские национальные партии издавали периодические издания "Дрошак", "Гнчак", "Пролетариат" и т. д. Кроме того выходили газеты и журналы общественно-политического и культурного направления.
Основными центрами армянской периодики в конце XIX вв. и начале ХХ века стали Константинополь и Тифлис. Наибольшей популярностью пользовались издаваемые в Тиф л исе газета "Мшак" (ред. Гр. Арцруни), журнал "Мурч" (ред.
Ав. Арасханянц), в Константинополе - газета "Мегу" (ред. Арутюн Свачян), газета "Масис" (ред. Карапет Утуджян). Степанос Назаряиц издавал в Москве журнал "Юсисапайл" (Северное сияние).
Ваан Теряп
Армянская литература в конце XIX и в начале ХХвв. переживала бурный расцвет. Появилась плеяда талантливых поэтов и романистов как в Восточной, так и в Западной Армении.
Основными мотива ми их творчества были патриотизм и
мечта увидеть ридину
объединенной и сво бодной. Не случайно многие из армянских писателей в своем
творчесте обращались к героическим
страницам армяне- Аветик Исаакяи
кой истории для
вдохновения в борьбе за объединение и
независимость страны. Благодаря их творчеству сформировались два незави симых литературных языка: воеточно армянский и западноармянский. На воеточноармянском языке писали: поэты Рафаэл Патканяи, Оваиес Ованисяи, Ва
-+ - - - - - - гаи Терян, поэты-прозаики Аветик Иса-- акян, Газарос Аrаян,
Перч Прошян, драматург Габриэль Сун
Дукян, новелисты Нар-дос, Мурацаии другие. На заладноармянском языке со чиняли свои произведения поэты Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто(Атом Ярджанян), Даниэл Варужан,поэт, про заик и драматург Левон Шант,новелист Гриrор Зохрап,великий сатирик Акоп
Пароняи и другие.
-+----- - -
Неизгладимый след в Армянской лите ратуре этого периода оставили nоэт-про заик Ованес Туманян и романист Раффи.
В своем творчестве О. Туманян nере работал множество народных легенд и преданий, воспел национальные тради ции, быт и обычаи народа. Наиболее из вестными из его произведений являются поэмы "Ануш", "Маро", легенды "Ахта-
мар", "Падение Тмкаберда" и другие. Раффи
Раффи известен как автор историчес-
ких романов "Сам вел", "Джалал-эд-дин", "Хэнт" и др. Большим успехом пользовался среди современников его ро ман "Кайцер" (Искры), где слышался призыв к армянскому народу самому встать на борьбу за освобождение своей ро дины, не особо надеясь на nомощь держав.
Значительных усnехов достигли общественные науки. Профессор Лазаревского института Мкртич Эмин издал древнеармянские источники в русском nереводе. Эти же nроизведения во французском переводе были изданы в Париже на средства известного армянского мецената, премьер-министра Египта Нубар-паши. Член конгрегации Мхитаристов Гевоид Алишан издал каnитальные труды по истории Армении, дав подробный перечень и описание сохранившихся исторических nамятников, многие из который впоследствии были уничтожены. Гриrор Халатяп впервые издал полную историю Армении на
русском языке. Гареrин Срваидзтян, путешествуя по регионам Западной и Восточной Армении, собрал огромные ценности по армянскому фольклору, ему принадлежит честь обна-ружения, записи и первого издания текста армянского средневекового эпоса "Сасунци Давид". Исследованиями в области народного фольклора и древнеармянскойлитературы
занимался ученый Маиук Абегян. Грочья Ачарян
Известный филолог, языковед Грачъя
Ачарян исследовал словарный фонд армянского языка и провел сравнения и сопоставления армянского языка с другими индоевропейскими языками.
Известный историк Николай Адонц опубликовал на русском языке книгу "Армения в эпоху Юстиниана" исследование по истории средневековой Армении, армяно-византийских отноше ний. Этот капитальный труд, изданный в
1909 г., не потерял своего значения до
сих пор. Известный историк и филолог Лео (Аракел Бабаханян) написал труды по многим проблемам армянской истории и литературы, а также собрал и издал
документы, относящиеся к "Армянскому вопросу".
Развивалось армянское музыкальное искусство. Творчество гусанов (на родный поэт, компзитор, певец) на новую высоту подняли гусан Дживани, гусан Шерам и др. На сцене появились армянские композиторы, получившие классическое образование. Тигран Чу хаджян (1837-1898) написал первую армянскую оперу "Аршак Второй",
KoAtumac множество оперетт, симфонических и
камерных лроизвед ний. ·композитор Армен Тигранян (1879-1950) стал автором оперы "Ануш" на тему одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Известный композитор, музыковед Комитае (1869-
1935) положил начало научного ис следования народного музыкального фольклора, записал музыку и слова 3000 народных песен. Комитае выступил с концертами и лекциями во многих Европейских странах, ознакомив евро пейцев с самобытным армянским народ ным музыкальным искусством.
Ованес Айвазовский
Конец XIX и начало ХХ веков озна-
менавались также дальнейшим развитием армянской жи вописи. Знаменитым живописцем был известный маринист Ованес Айвазовский (1817-1900). Он жил и творил в Феодосии (в Крыму), большинство его произведений посвящены морской тематике. Наиболее известны его картины "Девятый вал", "Ной спускается с горы Арарат", "Озеро Севан'', "Резнь я армян в Трапизоне в 1895 г." и др.
Выдающимнея живописцами были Геворr Башинджаrян, Панос Терлемезян, Вардrес Суренянц.
Вардгес Суреншщ, кроме станковой живописи занимался рос писью церквей, украсив фресками множество армянских церк вей в разных городах России. Наиболее известиы его картины "Шамирам и Ара Прекрасный", "Саломе ". Копия его картины "Армянская Мадоюю " сегодня укршиает 1ювый кафедральный собор в Ереване.
Вардгес Суреняиц "Армянская Мадонна"