Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I.3. Цивилизация как гибель культуры.




Почему цивилизация, которая несет человеку социальное и техническое благоустройство жизни, вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? По этому поводу философ пишет, что цивилизация – это крайнее и искусственное состояние, это завершение, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней. Цивилизация – это неизбежный конец.

«Переоценка ценностей – таков внутренний характер всякой цивилизации» - пишет Шпенглер в пятой главе «Картина души и чувство жизни» в разделе II «Буддизм, стоицизм, социализм». «Она начинает с того, что переделывает все формы предшествовавшей культуры, иначе понимает их, иначе ими пользуется». Иными словами она ничего не создает, она только перетолковывает, в этом негативная сторона цивилизации, которая значит лишь одно – гибель культуры. Именно буддизм, стоицизм, социализм, по Шпенглеру, суть проявления мироощущения людей не цветущей культуры, а времени ее заката, падения, перехода к цивилизации. Культуру философ сравнивает с живым телом души, а цивилизацию – с мумией. «В этом различие западноевропейской жизни до 1800 и после 1800 года, жизни в избытке и самоочевидности, чей образ изнутри вырос и возник, притом в одном мощном порыве от детских дней готики вплоть до Гете и Наполеона, и той поздней, искусственной, лишенной корней жизни наших больших городов, формы которой строятся интеллектом»[20]. Культура рождается почвой в виде организма, говорит Шпенглер, а цивилизация образуется при первом остывании механизма культуры. «Культурный человек живет, углубляясь внутрь, цивилизованный живет, обращаясь во внешнее, в пространстве, среди тел и «фактов». Что один воспринимает как судьбу, другому кажется соотношением причины и действия».[21]

Почему же еще Шпенглер считает цивилизацию гибелью культуры? Сущность всякой культуры, говорит он, является религия, следовательно, сущность всякой цивилизации – иррелигиозность. Это можно видеть в творчестве Мане по сравнению с Веласкесом, Вагнера – с Глюком, Лисиппа – с Фидием. Религиозна архитектура рококо даже в ее самых светских созданиях, иррелигиозны римские постройки, в том числе и храмы богов. «Мировые города в противоположность старым городам культуры, Александрия в противоположность Афинам, Берлин – Нюрнбергу, иррелигиозны во всех своих подробностях включительно до картины улиц, до языка и сухих интеллигентных черт лиц».[22] Именно угасание живой внутренней религиозности равносильно, по мнению Шпенглера, превращением культуры в цивилизацию.

Под всем выше сказанным философ подводит итог: «С началом цивилизации нравственность превращается из сердечного образа в головной принцип, из непосредственно наличествующего феномена – в средство и объект, которым оперируют. Она уже не вскрывается в каждой черте жизни, а обосновывается и приводится в исполнение». Иными словами в цивилизации в отличие от культуры нет ничего живого, нравственного, созидающего, нового. Поэтому цивилизация – это гибель культуры.

 

Таким образом, раскрывая данные три постулата, О. Шпенглер приходит к выводу, что культура и цивилизация это совершенно два разных явления. Культура не есть развитие цивилизации. Цивилизация зарождается как только наступает надлом в развитии культуры, и пути назад не существует, поскольку как у любого живого организма концом культуры будет смерть. Зарождение цивилизации – это и есть та самая гибель, которая постигает любую культуру. Это явление Шпенглер связывает и с Западной культурой. «Античность тоже умерла, но ничего не знала об этом. Она верила в вечное бытие. Она переживала свою последнюю пору все еще с тем же откровенным счастьем, день за днем, как подарок богов. Мы знаем нашу историю. Мы умрем сознательно и проследим все стадии собственного разложения острым взглядом опытного врача. Нас ожидает еще последний духовный кризис, который охватит весь Запад»2.

 

В каком образе придет конец? Об этом Шпенглер пишет в последней главе «Фаустовское и аполлоновское познание природы». Первый том заканчивается описанием симптомов конца западной науки, один из которых «утончение интеллекта». Это значит то, что наука превращается в чистую игру функциональными числами. Физика и химия сто лет назад были чужды друг другу, а теперь их нельзя трактовать раздельно. «Пятьдесят лет назад существенную часть химии можно было излагать почти без математики: теперь химические элементы готовы превратиться в математические постоянные величины переменных комплексов отношений.<…> Молекулярная теория давно уже сделалась областью чистой математики. Физиология стоит на пороге того, чтобы стать главой органической химии и пользоваться средствами счисления бесконечно малых величин. Строго разделенные по органам чувств части старой физики – акустика, оптика, учение о теплоте – растворились в динамике материи и динамике эфира, чисто математическое разграничение которых оказывается почти невозможным».[23] Иными словами все в науке становится подчинено числу. Цикл западного природопознания, говорит Шпенглер, - приходит к своему завершению.

Вспомним, что первая глава первого тома названа «О смысле чисел», и в ней показано, что число является прасимволом любой культуры. Путь к числу «есть возвращение духа к собственной тайне». «Под этим сплетением вновь обнаруживается самое раннее и глубокое: миф, непосредственное становление, жизнь». Иными словами западная культура возвращается вновь к своему началу, к своей чистой природе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1762 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.