Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II.2. Предтечи и последователи работы Шпенглера «Закат Европы».




Предшественником Шпенглера, в рассмотрении цивилизационного подхода, является Николай Васильевич Данилевский. За 50 лет до «Заката Европы» им была написана книга «Россия и Европа». Л. Н. Гумилев считает Н. Данилевского и К. Леонтьева равновеликими Шпенглеру и Тойнби. Четвертая глава книги «Россия и Европа» озаглавлена вопросом: «Цивилизация европейская тождественна ли с общечеловеческой?» и автор отвечает на него так: «народу одряхлевшему» уже ничто не поможет. Данилевский выделяет стадии рождения народа, развития, старения и умирания. «Поэтому - предвосхищая Шпенглера – Данилевский заключает, что периодизация истории на древнюю, среднюю и новую неудовлетворительна. Рим, Греция, Индия, Египет имели свою древнюю, свою среднюю, свою новую историю, а в жизни культурно-исторических типов можно различить три, четыре или даже семь возрастов».[28]

Именно Данилевским и было отмечено, что нельзя отдать преимущества ни одной культуре, культуру можно лишь подразделять по историческим типам. Опережая Шпенглера, он выделяет несколько самобытных цивилизаций, и отмечает то, что ни один тип культуры не может существовать вечно.

Несколько слов еще об одном предшественнике Шпенглера – Константине Леонтьеве, который считает, что «всякая культура переживает несколько фаз развития – зарождение, объединение развитых индивидуальностей, «цветущая сложность», затем дробление и угасание»[29]. Это угасание для Запада, согласно Леонтьеву, является неотвратимым. Но он хотел верить, что «цветущая сложность» еще возможна на Востоке, в России.

Как и О. Шпенглер, наличие фазисного жизненного цикла в судьбе каждого народа отмечал и Н. А. Бердяев: «Если взять судьбы народов, судьбы общества, судьбы культур человеческих в истории, то мы видим, что все культуры, все эти общества и все народы переживают в судьбе своей разные периоды – период зарождения, детства, возмужания, высшего расцвета и, наконец, период старости, дряхлости, отцветания и смерти. Все великие национальные культуры и все общества подвергались этому процессу одряхления и умирания».[30]

Среди наиболее известных последователей Освальда Шпенглера следует выделить английского историка Арнольда Тойнби. Основное отличие исторической концепции Тойнби от шпенглеровской состоит в большем количестве цивилизаций, которые он выделяет во всемирной истории. Другим важным отличием является стремление Тойнби отказаться от тезиса о полной независимости «высоких культур». Если Шпенглер исходил из отрицания единства истории, то Тойнби допускает «трансляцию» культурно-исторического опыта и говорит о связях между локальными цивилизациям, их столкновением. «Столкновения между цивилизациями, наиболее вероятный путь, по которому может в будущем пойти человечество».[31] Ярким примером, по Тойнби, служит Греко-римская цивилизация, которая распространилась на большей части Старого Света вплоть до Индии, Британии, Китая и даже Скандинавии. Греко-римская цивилизация в течение нескольких веков успешно отражала контрудары оружия, но потерпела поражение от другого контрнаступления – ненасильственного, духовного. Это было наступление новых религий, в особенности христианства. Кроме того Тойнби, в отличие от Шпенглера, пытается найти смысл всемирно-исторического процесса.

Если у Шпенглера «высокие культуры» это прежде всего живые организмы, то для Тойнби цивилизации трактуются как поля действия индивидуумов. Понятия «общество» и «цивилизация» у Тойнби практически идентичны. Цивилизации для него – это общности людей, объединенных системой общественных связей. Они состоят из отдельных национальных государств. «Я не верю, в отличие от Шпенглера, что существует устойчивая модель, которой должна соответствовать история любой цивилизации»[32], пишет Тойнби.

Тойнби выделяет в истории более двадцати локальных цивилизаций. Он делит все цивилизации на живые, реликтовые, неродившиеся и задержанные. На данный момент осталось пять живых цивилизаций: западная, православная, исламская, дальневосточная и индуистская. Как и Шпенглер, Тойнби в своих работах уделяет большое внимание античной цивилизации. По аналогии с античной цивилизацией Тойнби предсказывает столкновение Запада со всем остальным миром. «Влияние Запада на остальной мир и ответные контрудары, контрвлияние других цивилизаций будут определять облик и перспективы мира уже в обозримом историческом будущем».[33] Вслед за Шпенглером, Тойнби говорит о кризисе западной цивилизации в XX веке, но в то же самое время он не желает предсказывать, что «Западная цивилизация пройдет тот же путь, который прошли некоторые ее предшественницы» <…> «история Западной цивилизации еще не закончена».[34]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Арнольд Тойнби не только использовал основные идеи политической философии Освальда Шпенглера, но и во многом перенял его трактовку кризиса современной западной цивилизации.

Философия Освальда Шпенглера оказала влияние на развитие не только истории А. Тойнби, но и на американского политолога Самуэля Хантингтона. При анализе современной политики Хантингтон указывает на моральное разложение Запада, которое выражается, по его мнению, в росте преступности, распаде семьи, отказе от этики работы, в понижении уровня образования. «Запад – единственная из цивилизаций, которая оказала огромный и временами разрушающий эффект на все остальные цивилизации. Следовательно, взаимоотношения между властью и культурой Запада и властью и культурами других цивилизаций – вот наиболее всеобъемлющая характеристика мира цивилизаций».[35] Подобного рода оценки встречаются и у Освальда Шпенглера. Совпадения между Хантингтоном и Шпенглером видны и в определении признаков разложения общества. Однако, по Хантингтону, цивилизации могут не только остановить разложение, но и регенерироваться. Он надеется на то, что это удастся сделать Западу. В этом смысле фатальный пессимизм Шпенглера сменяется у Хантингтона политическим оптимизмом, оставляющим для западной цивилизации все возможности открытыми.

Важным отличием концепции Хантингтона является то, что если у Шпенглера «высокие культуры» следуют в истории друг за другом, то цивилизации у Хантингтона существуют одновременно и борются между собой. Здесь американский политолог, с одной стороны, приспосабливает свою теорию цивилизаций для объяснения мировой политики, а с другой стороны, упускает из виду очень важный момент в философии истории Шпенглера, а именно его положение о том, что все цивилизации следует делить на «живые» и «мертвые». Хантингтон уравнивает в правах два этих вида цивилизаций, отдавая дань скорее географии, чем внутренней «душе культуры», как это было у Шпенглера.

Хотя Хантингтон воспринял ряд идей Шпенглера не непосредственно, а через работы Арнольда Тойнби, его концепция становится сегодня центром политологических дискуссий во многих странах мира. Это косвенно свидетельствует не только об актуальности цивилизационного подхода для современной науки, но и об интересе к политическим идеям Шпенглера.

 

Таким образом, исследуя работу О. Шпенглера «Закат Европы», приходишь к выводу, что оценка ее другими исследователями не была однозначной. Появление первого тома, как было сказано выше, вызвало невероятный ажиотаж. Некоторыми критиками книга была признана гениальным трудом, другие достаточно резко отзывались о ней.

Тот факт, что идеи Шпенглера нашли свое продолжение и отражение в работах других исследователей, свидетельствует об актуальности цивилизационного подхода.

 

Заключение.

Освальд Шпенглер является одним из основоположников цивилизационной теории. Именно в его книге «Закат Европы» и раскрываются основные идеи данного подхода. Разделяя понятия «цивилизация» и «культура», Шпенглер приходит к выводу, что ни одна высокая культура не может жить вечно, как и любой живой организм, который рождается, развивается, стареет и умирает. Культура не может развиваться по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности, которые могут свидетельствовать только об истечении времени данной культуры. Гибелью культуры, по Шпенглеру, является цивилизация, которая не несет с собой ничего созидательного.

Книга О. Шпенглера начинается со слов: «В этой книге будет сделана попытка определить историческое будущее». А основная задача ее заключается в том, чтобы проследить дальнейшую судьбу Запада на основе сравнения с развитием других цивилизаций. Шпенглер приходит к выводу, что гибель западной культуры – неизбежна.

Все идеи и мысли О. Шпенлера поражают своей парадоксальностью, и поэтому возникают споры, появляются противоречия, опровержения. Одними из видных критиков работы «Закат Европы» были П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, К. Леонтьев. Работа нашла отражение в исследованиях А. Тойнби, Э. Хантингтона и др.

Я согласна с мнением О. Шпенглера о том, что цивилизация как бездуховное, массовое явление враждебно культуре. Ведь в конечном счете наше будущее зависит только от нас самих, от сознательной и активной деятельности людей.

Актуальность


[1] Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций. – Москва. – 1999. – С. 9.

[2] Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций. – Москва. – 1999. – С.42.

[3] Там же. С.43.

[4] Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций. – Москва. – 1999. – С.42.

[5] Шпенглер О. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. – С. 93-94.

[6] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 94.

[7] Там же. С. 93.

[8] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С.198.

[9] Там же. С. 172.

[10] Там же. С. 172.

[11] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 173.

[12] Там же. С. 173-174.

* Здесь О. Шпенглер имеет в виду методы гетевские, интуитивные.

[13] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 110.

* Культуры.

[14] Там же С. 114.

[15] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 174.

[16] Там же. С. 174.

 

[17] Там же. С. 172.

[18] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 71.

[19] Там же. С. 71.

[20] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 461-462.

[21] Там же. С. 462.

[22] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 472.

2 Там же. С. 564-565.

[23] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 568.

[24] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. - С. 32.

 

[25] Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций. – Москва. – 1999. – С. 43-44.

[26] Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций. – Москва. – 1999. – С. 52-53.

[27] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. – С. 8.

[28] О. Шпенглер. Закат Европы. – Т. 1. – Новосибирск. – 1993. – С. 29-30.

[29] Там же. С. 33.

[30] Ю. В. Яковец. История цивилизаций. – Москва. – 1997. – С. 20.

[31] А. Дж. Тойнби. Цивилизация перед судом истории. – Москва. – 2002. – С. 13.

[32] Там же. С. 200.

[33] Там же. С. 13.

[34] А. Дж. Тойнби. Цивилизация перед судом истории. – Москва. – 2002. – С. 200.

[35] С. 281.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1694 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.