Выдающийся польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений — основное в социологии». Действительно, наибольший интерес для теории и практики представляет динамика общества, его трансформация во времени, изучение движущих сил, субъектов, параметров, результатов этого процесса.
При изучении динамики любой системы (и социальные системы не являются исключением) можно придерживаться одного из двух подходов. Первый из них (системно-организационный, структурно-функциональный) акцентирует внимание на устойчивых состояниях, в которых система находится длительное время. Эти устойчивые состояния и присущие им структурно-функциональные свойства объявляются сущностью системы, в то время как переходы от одного состояния к другому считаются второстепенными, дискретными, в какой-то мере случайными. Именно в рамках этого подхода развивалась социология от Конта и Спенсера до Парсонса.
Второй подход (теория поля) диаметрально противоположен первому. В этом случае основное внимание уделяется переходным, процессуальным характеристикам, в то время как устойчивые состояния считаются чем-то редким, исключительным, недолгим. Устойчивость сменяется текучестью, постоянство — изменчивостью, структурно-функциональные параметры приобретают динамический характер. Эта тенденция становится все более влиятельной в современной социологии.
Сопоставление указанных подходов наводит на мысль об их дополняемости и необходимости синтеза для получения целостной, по выражению П. Сорокина — «белой» картины, интегрирующей отдельные оттенки реального и познавательного спектров. С этой синтетической точки зрения «системный» и «полевой» подходы представляются частичными и взаимодополняющими.
Так или иначе, социальные системы изменяются со временем. Можно выделить две большие группы изменений: изменения внутри системы, связанные с модификацией отдельных структурных элементов, связей между ними, определенных подсистем и т. п., не нарушающие целостности всей систем, и изменения самой системы, которые, по сути дела, переводят систему в принципиально новое состояние, производят новую систему, лишь внешне напоминающую старую (пример — социальные революции). И то и другое суть социальные изменения, различающиеся своим масштабом и последствиями, темпами и движущим силами.
Авторы, придерживающиеся системно-организационного подхода при определении социальных изменений обращают основное внимание на структурные изменения.
В модели социокультурного поля под социальным изменением понимаются: социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциация, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющиеся результатом его внутренних, имманентных свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.
Интересную классификацию теорий социального изменения предлагает французский ученый Р. Будон, выделяя четыре типа таких теорий. Теории первого типа нацелены на поиск трендов — устойчивых и необратимых тенденций в развитии общества, носящих характер универсальных закономерностей. Примерами таких теорий служат закон «трех стадий» О. Конта и теория общественных формаций К. Маркса.
Теории второго типа формулируют причинно-следственные связи, которым подчиняется развитие общества. Их сущность может быть описана формулой «если А, то В» или, учитывая стохастический характер социальных процессов, «если А, то скорее всего В». Примером служит известный закон А. Токвиля: «Чаще всего бывает так, что народ, безропотно перенесший... тяжесть самых жестоких законов, яростно сбрасывает их бремя, как только оно несколько ослабевает».
Разновидностью теорий второго типа служат структурные законы, в которых посылка А имеет сложную структуру.
Теории третьего типа изучают формы социальных изменений. Классическим примером являются гегелевские «триады», не определяющие конкретного содержания происходящих процессов, но абстрагирующие их форму «тезис — антитезис — синтез». Социальным примером служит теория научных парадигм Т. Куна, согласно которой развитие науки происходит по схеме «нормальная наука — научная революция — (новая) нормальная наука».
Наконец, в теориях четвертого типа анализируются причины или факторы социальных изменений. Например, М. Вебер основной причиной становления западного капитализма считал распространение протестантской этики, а в теории американского социолога Д. Мак-Клелланда основным фактором общественного развития объявляется стремление людей к достижениям.
Модернизация
Среди современных теорий социальных изменений важное место занимают теории модернизации. П. Штомпка различает три понятия модернизации:
1) синоним прогресса, движения общества в сторону улучшения;
2) синоним «современности», т. е. комплекса социальных, политических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX век;
3) усилия отсталых обществ догнать уже модернизированные («догоняющая» модернизация»).
Можно сформулировать следующие частные критерии, реализация совокупности которых позволяет говорить о полной модернизации общества:
— в социальной области: разделение функций, выполняемых разными индивидами в обществе, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями вещной зависимости;
— в экономике: применение технологий, основанных на научном знании; появление вторичного (промышленность, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства; углубление общественного и технологического разделения труда; развитие рынков капитала, товаров и труда;
— в политической области: образование централизованных государств, разделение властей, участие широких масс населения в политической деятельности, установление демократии, формирование осознанных интересов различных социальных групп;
— в духовной области: дифференциация культурных систем и ценностных ориентации, секуляризация образования и всеобщая грамотность, плюрализм в науке, философии, религии, развитие средств массовой информации, приобщение населения к достижениям культуры.
Механизм модернизации в развитых странах можно описать следующей схемой:
1) зарождение новых идей как реакция на кризисные явления в обществе, изменение ценностных ориентации у большинства или, по крайней мере, у активной части населения;
2) появление социальной силы, выдвигающей идеи обновления;
3) выход субъектов модернизации на арену идейно-политической борьбы и создание благоприятных социально-политических и правовых условий модернизации;
4) осуществление модернизационных изменений как «снизу» (благодаря инициативе субъектов обновления), так и «сверху» (с помощью мер государственного регулирования, законодательства, общенациональных программ преобразований);
5) выход общества на новую ступень социально-экономического и технологического развития, разрешение возникших в ходе модернизации социальных конфликтов, «накопление сил» для следующей модернизации.
Современные концепции модернизации делают все больший акцент на самобытности путей развития государств, принадлежащих к отличным от западноевропейской цивилизациям. Корректируя собственные взгляды, С. Эйзенштадт признает, что «...разрушение старого не обязательно способствует возникновению нового и сопровождается им. Часто разрыв традиционных связей и утрата традиционных ценностей ведет к дезинтеграции, дезориентации и хаосу, а не к укоренению новых ценностей и институтов».
Обновленная концепция модернизации включает следующие положения: 1) значимость сложившихся социокультурных типов как основы устойчивости общества; 2) важность ценностно-смысловых факторов в регуляции политической и хозяйственной жизни; 3) вариативность институциональных, символических, идеологических интерпретаций реальных процессов модернизации в различных обществах. Такая модель модернизации уже является полицентричной и допускает большое разнообразие форм и направлений.
Российская модернизация носит противоречивый, частичный характер. Как пишет видный исследователь модернизации Д. Рюшемейер: «Во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры. Часто такие социальные несообразности представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения. Но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений... Если давать формальное определение, то частичная модернизация представляет собой такой процесс социальных изменений, который ведет к институ-ционализации в одном и том же обществе относительно модернизированных социальных форм и менее модернизированных структур».