Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности социологического подхода к изучению личности




В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально- типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, организации и институты.

Социолог исследует личность под углом зрения ее участия в экономической жизни, т.е. его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характер, результат, установка на труд и т.д.). С точки зрения политической жизни социолога интересует прежде всего человек-гражданин. Включенность личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры.

Следовательно, исходным пунктом социологического анализа личности являются не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включен.

В социологии существует множество концепций личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям:

Бихевиористское направление в социологии связано с рассмотрением личности как совокупности реакций на стимулы, формируемые внешней средой её обитания. Принципиальным является здесь то, что отрицается какая-либо спонтанная внутренняя активность человека и его способность опосредовать ответы на внешние стимулы. Формула поведения человека в виде "S - R" ("стимул - реакция"). И хотя необихевиоризм разнообразил эту формулу, включив в нее опосредующее звено - промежуточные переменные психологического плана, - "S - O - R", но отрицает возможность научного социологического анализа этих переменных.

Личность в таких теориях является пассивным результатом социальной среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами: положительными или отрицательными. Формирование личности предстает как процесс научения.

Интеракционистское направление опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими.

Взаимодействие с другими людьми отражается в личности в виде такого самосознания, посредством которого личность трактует себя как объект рассмотрения другого человека. Социальное поведение личности в таком контексте предстает как результат взаимных приспособлений людей друг к другу, а человеческая природа и социальный порядок - как продукт коммуникации.

Структурно-функциональный подход в социологии может быть представлен ролевой концепцией личности. Согласно этой концепции, человек, находясь в социальной системе, вынужден выполнять ряд функций, которые могут быть описаны как его роли. Та или иная социальная система формирует свои требования к человеку, а потому и человек приобретает соответствующие этим требованиям ролевые статусы.

Семья как социальная группа формирует роли мужа и жены, повседневная жизнь в обществе - покупателя, пассажира и т.д., профессиональные группы - роли врача, инженера, рабочего и т.д. Человек приобретает навыки выполнения этих ролей в процессе социализации, и, таким образом, он становится личностью.

Роль представляет собой динамическую характеристику статуса человека в обществе, а сам статус может быть охарактеризован как место, занимаемое человеком в той или иной социальной структуре.

Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули (1864 - 1929) предложил теорию «зеркального Я». Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. В соответствии с учением Ч. Кули личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид (1865 – 1931) разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степенидополняющая и развивающая теорию зеркального Я. "Обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальныйЯ-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

 

Экзистенциалистское направление в социологии противопоставляет личность и социальный мир, рассматривая самоосуществление человека как постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчужденным от него миром. Трагическое существование человека определяется его брошенностью, а необходимость жить с другими людьми лишает человека подлинности, "сминает, раздавливает человека".

Смысл человеческого существования не находится в мире, а придается человеческой жизни самим человеком в процессе непрерывного самоосуществления им своей сущности. Главное в экзистенциальном понимании человека - проблема его внутренней свободы как собранности индивида перед лицом обстоятельств.

Сложность решения проблемы личности в социологии не должна создавать установки на принципиальную невозможность научного решения этой проблемы. В какой-то мере каждое из социологических направлений раскрывает ту или иную сторону проблемы, акцентирует внимание на многогранности человеческой жизни общества. Главное не абсолютизировать один подход, а попытаться найти рациональное зерно и определить сильные и слабые стороны каждой концепции.

Социология изучает личность в соотнесении с обществом. Её интересует именно социально-типическое, прежде всего, человек как социальный тип. Отсюда одна из важных задачь социолога - раскрыть структуру личности, т.е. строение и соподчинение личностных свойств индивида. Только исходя из этого можно определить основу социально-типического поведения личности.

Структура личности

Под структурой личности понимают соотношение основных компонентов личности как социального образования.

Подходы к выявлению структуры личности также могут быть различными. Остановимся на системном подходе (см. схему), который, на наш взгляд, дает возможность более четко увидеть составляющие личность элементы и проследить взаимосвязь между ними.

Рассматривая личность как систему, выделим в ней две основные подсистемы, в которых раскрываются два мира личности. Один внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно "живущий" для самой личности. Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в её внутреннюю жизнь.

Каждая из названных личностных подсистем характеризуется своей структурой и формой выражения, которые могут быть изучены на уровне психологии, социальной психологии, социологии. Не вдаваясь в подробности, назовем лишь элементы этих структур и коротко рассмотрим каждый. Будем помнить, что все элементы структуры взаимосвязаны.

Начнем со структуры, характеризующей срез сознания личности. В социологии и социальной психологии рассматривается целый набор элементов этой структуры, находящихся в определенной зависимости. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационный и диспозиционный механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, конечным результатом которого является их преобразование в цель личности.

Потребности выступают как исходные побудители деятельности личности. Они как правило неосознаны и отражают объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных потребностей (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребности в одежде, жилье и даже еде приобретают социальную "оболочку".

Будучи осознанными потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий.

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор её поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели.

Другой "внутриличностный" механизм связан с " диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это её предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.

Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами, как уже отмечалось, принято понимать внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы.

В отличие от мотивов, стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности.

Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий её предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Установки во времени предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность" на тот или иной "вектор" поведения.

Выделяют три уровня диспозиций:

Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и её воплощения в ценностных ориентациях. На этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения и интересов личности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1746 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2260 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.