Для многих людей, в особенности представителей нашей страны, важно уточнить соотношение понятий “социальная организация” и “коллектив”, “трудовая организация” и “трудовой коллектив”. Эти понятия широко употреблялись как в научной, общественно-политической литературе, так и широкой социальной практике. Понятия “коллектив”, “трудовой коллектив” широко использовали представители общественных наук. Данной проблеме посвящены сотни работ социологов, философов, экономистов, правоведов, психологов.
Среди трудовых коллективов можно выделить следующие типы:
производственные (строительные, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, материально-технического снабжения и сбыта и др.);
коллективы по обслуживанию (торговые, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта по обслуживанию населения, кредитования, страхования и др.);
управленческие (аппарат государственно-административных органов, акционерных и общественных организаций);
коллективы в духовной сфере (в науке, просвещении, культуре и др.);
Воинские.
Помимо коллективов, занятых трудовой деятельностью, существуют еще нетрудовые (учебные, спортивные (непрофессиональные) и другие коллективы, а также по интересам (туристские, любительские и др.).
Сегодня трудовой коллектив утратил принадлежащую ему в советское время роль основной ячейки общества. ПОЧЕМУ и ЧТО МЫ ПОЛУЧИЛИ?
В результате процесса разгосударствления, приватизации, акционирования и т. п. большинство трудовых коллективов уже не выполняют политическую, идеологическую и социальную функции. В условиях приобретения производственными отношениями буржуазного характера ассоциацию тружеников предприятия уместно называть социальной организацией предприятия.
Широкое распространение получило создание объединений на договорной основе, куда входят производственные, научно-исследовательские, инженерно-внедренческие организации, высшие учебные заведения, научно-технические, творческие и другие субъекты.
Возникают новые формы экономической, научной, финансовой интеграции между субъектами различных государств на базе слияния нескольких международных капиталов. Вырастают единые международные хозяйственные комплексы. Составляющие их части остаются в собственности фирм отдельных стран, но действует такой комплекс, как единое целое, наример, международные энергосистемы, строительные и добывающие комплексы.
У социальной организации предприятия появляется еще одна важная функция — совладельческая (на средства производства). Быть реальным совладельцем собственности и получать прибыль в меру эффективности ее функционирования и размера своей доли оказалось делом привлекательным, но и ответственным, порой рискованным.
Свои специфические особенности в отношении собственности имеются и в смешанных предприятиях, куда привлечен отечественный и зарубежный капитал.
Сложившиеся условия требуют поиска и реализации новых форм жизнедеятельности социальной организации предприятия. В этом процессе не последнее место должно быть отведено изучению и использованию богатейшего арсенала научных разработок мировой социологии, детально исследовавшей трудовую социальную организацию как субъект социальной жизни.
В последнее время широкоупотребимыми становятся понятия “корпорация”, “корпоративизм”, “корпоративный”, которые страдают большим и распространенным для общественных наук недостатком — неоднозначностью в истолковании. Чаще всего корпорацию определяют лишь как организацию, объединяющую индивидов многочисленных сообществ — профессиональных организаций цехового типа. Гильдия, ганза, братство, коллеж, метье, а позднее — корпорация — все это названия различных ремесленных и торговых объединений средневековой Европы, давших начало так называемому цеховому строю, который достиг своего расцвета к началу мануфактурного периода капитализма.
В средневековой корпорации возникли и развились те начала, которые носят универсальный характер для корпоративной организации как таковой. Это объединение индивидов, следующих общему интересу, строгая иерархия власти, превращение общего интереса в особенный интерес верхушки, ценностно-рациональный тип поведения корпорации.
Закат цехового строя, начавшийся в позднее средневековье, затянулся до конца XVIII — начала XIX вв. Причины этого упадка хорошо известны: ремесленный цех, живущий в соответствии с указанными выше принципами, отличался жесткостью и авторитарностью, он был приспособлен к достаточно стабильной работе на заказ, которая не требовала больших модификаций, и поэтому была неэффективен в условиях развитых товарных отношений. И все же именно в эпоху упадка цехов начинается философское, юридическое и экономическое осмысление корпоративной организации. С развитием общественного разделения труда в условиях машинного производства стремление к объединению у людей не ослабевает.
В 60-е гг. ХХ в. корпоративная организация общества стала вызывать все больший интерес. В литературе, с тем чтобы провести различие с корпоративизмом “довоенного образца”, стал использоваться термин “неокорпоративизм”, который в отличие от государственного называют социальным или демократическим. Тем самым подчеркивается, что основа корпоративной или неокорпоротивной политики — это согласование интересов трех субъектов общественных отношений: наемных работников, предпринимателей и государства. И если в случае корпоративизма это делалось в принудительном порядке, то в условиях неокорпоративизма — в демократическом.
В настоящее время, по-видимому, именно отраслевые объединения рабочих и предпринимателей сохраняют самый яркий корпоративный признак — профессионально-производственный. Иные корпоративные характеристики (иерархическая структура, ценностно-рациональное поведение членов) проявляются в организациях другого рода. Это относится прежде всего к современному предприятию, фирме.