Тема личности является одной из тех социальных проблем, которые в течение длительного времени привлекают пристальное внимание и оказываются центральными одновременно для ряда наук.
В философии изучение личности это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, может ли он стать хозяином своей судьбы, творцом собственной жизни. В философии формулируется фундаментальный, базовый подход к личности.
В психологии личность рассматривается чаще как некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие последовательность и устойчивость его поведению. Психологический подход к анализу проблемы личности включает в себя вопросы о мотивах, потребностях, характере человека, его субъективном представлении о самом себе, т.е. индивидуальное в личности.
В социологии личность обычно рассматривается с точки зрения социальной системы, в которую включен человек, тех социальных функций и ролей, которые он выполняет. Признавая уникальность каждой личности, социология делает акцент на социально типическом в поведении, деятельности, отношениях, характеризующих включенность личности в общество, социальные группы, организации и институты. Социологический анализ личности предполагает изучение социальных функций, выполняемых человеком как членом многих социальных структур; а также изучение личности как субъекта и объекта деятельности и социальных отношений.
Таким образом, три подхода к изучению личности – философский, психологический и социологический – составляют три последовательных уровня ее анализа. Первый, наиболее фундаментальный – философский подход – направлен на определение места человека в мире. Второй – психологический – делает акцент на индивидуальные особенности личности, рассмотрение ее как бы «изнутри». Третий подход – социологический – рассматривает личность и в системе социальных отношений, в которой она реально существует, и в автономном виде, как отдельный социальный феномен.
Рассмотрим далее, как соотносятся с понятием «личность» такие наиболее близкие понятия, как «человек» и «индивид».
Говоря о человеке, мы можем рассматривать его и как «венец эволюции», и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и приобретенное в течение жизни. Иначе говоря, человек является продуктом и субъектом общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры.
Отдельный, конкретный человек – это уникальный и неповторимый индивид. Однако каждый индивид зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Поэтому индивид, всегда являясь членом определенной социальной общности (неважно, осознает он это или нет), обладает также чертами индивидуальности и неповторимости.
В этом смысле каждый человек – индивид, имеющий свое «лицо», личность (от древнерусского слова «личина» – маска). Индивид является личностью поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые качества и свойства. По мнению И.С. Кона, автора первой отечественной крупной работы по социологии личности, человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. При этом каждый индивид является продуктом не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также собственного развития и самосознания.
Личность – это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, которые позволяют ему включиться в систему общественных отношений, многообразных форм деятельности и общения.
К социально значимым свойствам и качествам личности в первую очередь относятся:
Цель деятельности;