Слово "социология" было впервые употреблено Огюстом Контом в его "Cours de'philosophie positive" для обозначения обширной социальной науки, рассматриваемой как часть позитивной, подлежащей проверке философии, и Конт первый высказал значение, представляемое отделением элементов таковой науки от чуждых ей материалов, идей и методов; он же первый соединил в одно понятие все действительно необходимые элементы. Платон и Аристотель не отделяли ни политики от этики, ни науки политики от искусства политики. Обсуждение в XVIII в.- вопросов политической науки привело к самому бесплодному смешению ее с революционным духом. Ни Гоббс, ни Монтескье, ни экономисты не изучали общества во всех его проявлениях и несмотря на влияние Юма, которому Конт обязан всем, что есть истинного в его понятиях о причинности, объяснения социальных явлений носили по-прежнему в значительной степени теологический и метафизический характер.
Следовательно, Конт первый обратил свет рационалистического исследования на этот хаос. Он утверждал, что общество должно быть рассматриваемо как неделимое и ограниченное целое, и вследствие этого старался основать науку социальных явлений в их связной полноте, науку положительную по своим методам, опирающуюся на обширное наблюдение явлений и в качестве науки отделенную раз навсегда от политического искусства и революционных целей. Следовательно, социология, как он ее понимал, должна была быть тождественной с социальной физикой, потому что задача социологии должна заключаться в том, чтобы открыть природу, естественные причины и естественные законы общества и чтобы изгнать из истории политической экономии и политики всякого рода обращение к метафизическому и сверхъестественному, подобно тому, как оно было изгнано из астрономии и химии. Конт думал, что, следуя позитивному методу, социология может сделаться до некоторой степени наукой предвидения, предсказывающей ход прогресса.
Со времени Конта социология разрабатывалась главным образом людьми, которые почувствовали всю силу импульса, произведшего глубокий переворот в научном мышлении на все будущие времена. Эволюционное объяснение естественного мира проложило себе путь во все отрасли знания. Закон естественного отбора и понятие о жизни как о процессе приспособления организма к окружающей его среде лежат в основе современной биологии и психологии. Эволюционная философия должна была неизбежно расшириться, чтобы охватить социальные явления человеческой жизни. Наука, проследившая жизнь от протоплазмы до человека, не могла остановиться на объяснениях его внутренного строения. Она должна была ознакомиться и с его разнообразными внешними отношениями, с этническими группами, с естественными обществами людей и с обнаруживающимися в них явлениями и исследовать, насколько все это продукт всемирной эволюции. Поэтому, как в ранних трудах Герберта Спенсера, так и в сочинениях Дарвина и профессора Геккеля, мы находим указания на эволюционное исследование социальных отношений. Эти намеки не представляли еще сами по себе социологии. Для создания социологии требовались другие факты, вытекавшие непосредственно путем индукции из социальных явлений. Но такого рода намеков было достаточно, чтобы указать, где следует искать основные положения новой науки, чтобы открыть некоторые из ее основных понятий, чтобы доказать, что социолог должен быть не только историком, экономистом и статистиком, но и биологом и психологом. Следовательно, современная социология образовалась на эволюционных началах и благодаря трудам эволюционных мыслителей. Она представляет истолкование человеческого общества в выражениях естественной причинности. Она отказывается рассматривать человечество как нечто, стоящее вне космического процесса, подчиненное собственному закону. Социология является попыткой объяснить происхождение, развитие, строение и деятельность общества действием физических, жизненных и психических причин, работающих совместно в процессе эволюции.
Вряд ли нужно говорить, что наиболее важная попытка этого рода сделана ^пенсером в его "Синтетической философии". В этом великом произведении основания социологии выведены из оснований психологии и биологии. Социальное развитие рассматривается как надорганическая эволюция. Это процесс, в котором все органические и психические явления человеческой жизни соединяются в более широкие формы запутанной, но правильной сложности. Понятие Спенсера об обществе как об органическом целом более определенно, чем у Конта. С точки зрения Спенсера, общество представляет организм, организм действительный, а не существующий только в виде фантастической аналогии, как в "Левиафане" Гоббса, организм не только нравственный, но и физиологический, потому что в строений его замечается разделение труда, распространяющееся от отдельных индивидуумов на группы и организации индивидуумов. Существует система питания, составленная из промышленных групп, система распределения, составленная из разных отраслей торговой деятельности, и регулирующая система, составленная из политических и религиозных агентов. Спенсер прилагает немало усилий, чтобы показать, что этический прогресс и счастье человечества обусловлены этой функциональной организацией общества, но он не развивает в желательной полноте мысль Платона, который находил в социальном разделении труда основание и истинный тип этической жизни и подготовил таким образом путь для понятия об обществе как о средстве совершенствования человеческой личности.
Если Спенсер обнаруживает некоторые недостатки в этом отношении, то он мало оставляет желать лучшего относительно той замечательной определенности, какую он обнаруживает, связывая социальную организацию с мировым физическим процессом. Большинство писателей, подвергавших критике социологические учения Спенсера, не обратили должного внимания на основные начала, из которых он выводит свои заключелия. Они искали его социологическую систему в тех его книгах, которые носят социологические заглавия, между тем как на самом деле основные теоремы его социологической мысли рассеяны во второй половине его сочинения, озаглавленного "Основные начала", и для сведения их в одно целое требуют некоторого труда со стороны читателя. Взятые совместно, эти теоремы составляют истолкование социальных перемен посредством тех законов постоянства силы, направления и ритма движения, интеграции материи и дифференциации формы, которые в их совокупности образуют хорошо известную спенсеровскую формулу всемирной эволюции. Общество, подобно материальному миру и живому организму, подвергается интеграции и дифференциации. Оно переходит от однородности и неопределенности неорганизованного состояния к разнородности и определенности организации. Конечной причиной всех этих перемен является всемирное равновесие энергии. Конт употребляет выражение "социальная статика" в чисто риторическом смысле, обозначая им социальный порядок, а выражение "социальная динамика" служит у него для обозначения прогресса. Спенсер, поступая более научным образом, считает нужным точно определять физические понятия. Социальная статика представляет, с его точки зрения, исследование социальных сил, состоящих в равновесии. Полное равновесие никогда не достигается на деле благодаря нарушающим его изменениям, которые, в свою очередь, являются последствием уравновешения энергии между обществом и окружающей его средой. В действительности же, впрочем, статические и кинетические стремления сами собой уравновешиваются и в результате в обществе, как и в солнечной системе и живом существе, получается неустойчивое равновесие.
Все это представляет, очевидно, физическое объяснение социальных форм и метаморфоз, и спенсеровская социология, кем бы она ни формулировалась. Спенсером или другими писателями под влиянием его мысли, является в значительной степени физической философией общества несмотря на щедрое пользование ею биологическими и психологическими данными.
Тем не менее подобного рода физическое истолкование не исчерпывает всей эволюционной социологии. Потому что социология не только настаивает на признании единства, лежащего в основании всех различных фаз общества, исследуемых специальными социальными науками, но и настаивает на том, что одна основная логика служит краеугольным камнем как для объективного или физического, так и для субъективного или волевого объяснения социальных явлений. Этя два объяснения ведут непрестанную борьбу друг с другом в экономической и политической философии в течение многих столетий. Сначала Аристотель в своей "Политике", а затем Воден, Монтескье и физиократы разрабатывали объективное истолкование их с помощью данных о расе, почве, климате, наследственности и исторических условиях. Напротив того, Гоббс, Греции, Локк, Юм, Бентам, Беркли, Кант и Гегель трудились над субъективным их истолкованием с помощью понятий о человеческой природе, пользе, этических императивах и идеалах. Но оба эти объяснения никогда не были поставлены лицом к лицу. Разграничения между ними, которые никогда не нарушались попытками исследовать единство самого общества, точно также никогда не нарушались какой-либо действительно научной попыткой достигнуть единства истолкования. В действительности ближе всех подошел к такому единству, почти бессознательно Борк в своих несравненных политических произведениях. Только в систематической социологии мы находим ясное признание как волевой, так и физической социальной эволюции и сознательное стремление к разрешению задачи их научного примирения.
Подобно тому как объективное истолкование, весьма мало обработанное в философии Конта, подверглось быстрому развитию у последующих мыслителей и субъективное истолкование разделило его судьбу, хотя, к несчастью, далеко не в такой сильной степени. Конт верил, что научно образованные государственные люди могут реорганизовать общество, руководить его прогрессом. В спенсеров-ской философии эта идея получила отчасти отрицательный характер. Государственный деятель не может изучить общество своим искусством, он может только бесконечно ухудшить его. В сочинениях Лестера Ф. Уорда мысль эта получила вновь вполне положительный характер. Общество может превратить естественный прогресс эволюции в искусственный процесс. Оно может по своей воле создать собственную судьбу. Оно может сделаться телеологически прогрессивным. В превосходных трудах Лилиенфельда, д-ра А. Шеффле и профессора Гийома де Греефа, выработавших чисто натуралистические привычки мышления, между тем как сочинения их заключают в себе терпеливое исследование требований социализма, мы видим также полное признание социальной воли. Наконец, в критическом опыте Альфреда и Фуллье мы находим подробный обзор исторических отношений идеализма и реализма в социальной философии и блестящую попытку доказать тождество физических и волевых явлений, которые, по мнению Фуллье, представляют фазисы процесса эволюции, обусловленного действием идей сил (ideesforces).
Однако, внимательно изучивши эти обширные сочинения, мы увидим, что их объяснение общества путем волевого процесса не было разработано с той научной точностью, которая характеризует их объяснение в терминах физического закона. На самом деле метод, которому следовали некоторые из наиболее выдающихся истолкователей социологии, заключает в себе важную ошибку, вызвавшую незаслуженные недоверие и неуважение к их науке. Объективное истолкование, сведенное к простейшим выражениям в формуле физической эволюции, проводилось систематически, но субъективное истолкование не проводилось подобным же об-Разом через весь ряд социальных явлений. Еще менее было оно сведено к выражениям единичного мотива или принципа, характеризующего сознательный индиви-ДУум как социальное существо и определяющее все его социальные отношения, насколько они создаются волей. Вместо того чтобы пытаться найти такой принцип, вывести из него все его последствия и организовать вокруг него обусловливающие его мотивы или обстоятельства, которые должны были бы приниматься в расчет, сделана была утомительная попытка перечислить все мотивы, побуждающие человека вступать в те или иные разнообразные отношения и удовлетворять все свои потребности, как будто бы все мотивы представляли одинаковое значение для социологии. В результате получилось не то проверенное разумом знание, которое составляет науку.
Этот метод замечателен по двум причинам. Он противоположен тому, которым с таким успехом пользовались при физическом истолковании общества. Он противоположен и тому, который так удачно применялся при субъективном истолковании в области политики, и особенно в области политической экономии Политическая экономия создает свое учение не на основании группировки фактов, а путем отвлечения, абстракции. Усвоивши форму чистой теории полезности, наука политической экономии достигла в недавнее время значительного развития. Чисто отвлеченный анализ, начатый Курно, Джевонсом и профессором Леоном Вальрасом и разработанный дальше австрийскими и американскими экономистами, показал, что явления экономического мотива и выбора, а следовательно, и экономические деятельности и отношения, определяемые выбором, могут быть формулированы не только научным, качественным образом, но и математически. Социолог может надеяться достигнуть научной точности только в том случае, если он будет следовать этому знаменательному примеру, доказывающему все значение последовательного метода.
Следовательно, нельзя не признать, что много важного уже сделано в области социологии и открыто для научной критики, высказанной против нее лицами, которые не верят в возможность существования общей науки об обществе. Социология, с точки зрения этих лиц, поставила себе задачу объяснить общество как целое и потерпела неудачу в деле достижения единства метода. Получилось впечатление, что социальная наука всеобъемлющая, но не связанная, что она может описать общество в целом только путем перечисления его частей и что она должна неизбежно потерпеть неудачу, пытаясь доказать существование провозглашенного ею единства, лежащего в его основании.
Можно было бы думать, что социология, ввиду этой критики, передаст все субъективные объяснения другим наукам и ограничится разработкой объективного объяснения. Но это значило бы отказаться всецело от всякого притязания на единство социальных явлений. Волевой процесс представляет очевидно существенное значение. Если нет единства здесь, то его нет и нигде в обществе; видимое единство представляет обстоятельство, покоящееся на физическом основании. Одним словом, истинная социология должна соединять субъективное и объективное истолкования. Она должна свести каждое из них до его простейших выражений и начертать в связанном виде основные принципы каждого из них через всякого рода социальные отношения. Затем она должна соединять их не просто искусственным путем, а логически, в виде дополнительных доктрин, и показать, как они на каждом шагу обусловливают друг друга.
Если даровитым социологам не удалось исполнить этой трудной задачи, то это вовсе не дает повода осуждать саму социологию. Социология может быть свергнута со своего пьедестала только в том случае, если ее критики докажут, что она не может быть построена согласно с чисто научными требованиями или что она не выказывает стремления развиваться на строго научных основаниях. Для людей науки доказательство от невозможного само по себе невозможно, так что его можно смело отстранить без дальнейшего рассмотрения. Современное направление социологии - отыскать единство для субъективного истолкования — выражается самым ясным образом в произведениях ее более молодых ученых. Они везде останавливаются над вопросом, какая черта характеризует данное явление как социальное, и тем отличают его от всякого рода других явлений. Как только на этот вопрос будет дан ответ, социологический постулат может считаться открытым, потому что характеристика является всегда исходной точкой процесса. А раз мы найдем общую характеристику и основной процесс, мы найдем и основание для истолкования.
Политико-экономическая мысль ответственна не в малой степени за сделавшееся столь популярным представление, что взаимопомощь и разделение труда -отличительные признаки общества. Однако на деле оказывается, что взаимопомощь и разделение труда встречаются как среди клеточек и органов живых организмов, так и среди членов общества, между тем как в социальных сношениях не замечается часто и следа кооперации. Пока ошибочное мнение, будто социальные различия (differentia) могут быть открыты в органических и экономических явлениях, не потеряло доверия научных умов, наука стояла на точке замерзания, не двигалась вперед. Это мнение рушится в настоящее время благодаря попыткам нескольких талантливых исследователей глубже проникнуть в задачу. Профессор Людвиг Гумплович пытался доказать, что истинными элементарными социальными явлениями представляются столкновения, слияния и ассимиляции разнородных этнических групп. Новиков, обобщаяг дальше эту мысль, утверждает, что социальная эволюция в ее сущности представляет прогрессивное видоизменение столкновения путем союза, причем во время этого видоизменения само столкновение превращается из физической борьбы в интеллектуальную. Профессор де Грееф, рассматривая этот вопрос совсем другим способом, находит характеризующий социальное явление признак в договоре и измеряет социальный прогресс тем, насколько принудительная власть заменена сознательным соглашением. Габриель Тард в своих оригинальных и увлекательных сочинениях, оставивших такой прочный след как в психологической, так и в социологической мысли, доказывает, что первичное социальное явление заключается в подражании -явлении, предшествовавшем всякой взаимопомощи, всякому разделению труда и договору. Профессор Эмиль Дюркгейм, не разделяя заключений Тарда, старается доказать, что характеристичный для социального прогресса признак, а следовательно, первичное социальное явление, заключается в принудительном действии на каждый отдельный индивидуальный ум разных видов действия, мысли и чувства, внешних по отношению к нему.
Из всех этих писателей Тард и профессор Дюркгейм бесспорно действовали с наибольшим успехом, так как им почти удалось различить существенный характер социального явления и определить первичное основание социологии. Они не сумели понять друг друга, но для беспристрастного читателя их произведений совершенно ясно, что они сходно смотрят на различные явления, которые по меньшей мере самым тесным образом связаны друг с другом: профессор Дюркгейм ~ на впечатление, производимое многими умами на единичный ум, а Тард - на подражательное действие многих в ответ на вдохновляющую изобретательность одного. Если эти явления не представляются абсолютно оригинальными или основными в общественных отношениях, то они во всяком случае близко подходят к этому. Быть может, истинность этого положения с большей очевидностью выступает вперед в деле подражания. Разного рода явления, как доказывает Тард, мо-гУт быть познаваемы только потому, что они повторяются. В физике мы изучаем повторение в формах колебания или вибрации; в биологии - в форме наследственности или передачи жизни и характеристических признаков от клеточки к клеточке; в социологии - в форме подражания или передачи импульса, чувства и иДеи от индивидуума к индивидууму, от группы к группе и от поколения к чоколению.
Тем не менее есть основательная причина отвергнуть конечные обобщения как Тарда, так и профессора Дюркгейма. Никто из них не определил ясно социального факта, как ни близко подошел каждый из них к этой цели. Их формулы слишком многообъемлющи. Один ум или несколько умов могут производить впечатление на другой без того, чтобы это впечатление переходило или могло перейти в ассоциацию. Может существовать подражание, в котором не заключается никакого зародыша общества. Змея производит впечатление на испуганную птицу, наводя на нее парализующий страх, и затем приносит ей быструю смерть. Американский дрозд подражает крику реполова, не имея при этом в виду никаких социальных намерений или результатов. Отсюда следует, что элементарное социальное явление, хотя и находилось несомненно в тесной связи как с впечатлением, так и с подражанием, не составляет само по себе ни подражания, ни впечатления. Мы должны искать его в каком-либо явлении, которое представлялось бы существующим только в предполагаемом нами и нигде больше.
Теперь мы, как нам кажется, выяснили достаточно ясно цель и научный характер социологии как при ее возникновении, так и в наше время. Это наука, пытающаяся представить себе общество во всей его целостности и старающаяся объяснить его с помощью космических причин и космического закона. Для того чтобы дать такого рода объяснение, социология должна выработать субъективное истолкование какого-либо факта сознания или мотива и объективное истолкование какого-либо физического процесса. Эти два истолкования должны быть совместимы друг с другом и находиться в связи. Следует показать, что субъективный процесс и объективный неразделимы и обусловливаются во все времена друг другом.
Каков бы ни был в будущем прогресс физических наук, сделавших такой громадный шаг вперед в заканчивающемся теперь столетии, верно одно: работа, уже произведенная в области социальных наук, представляет не более, как обещание тех новых результатов, которые следует еще достигнуть. Социология, приходится сознаться, представляется как бы совокупностью научных фактов, которые мы надеемся получить в будущем, но осуществление ее логической возможности по крайней мере несколько ближе к нам теперь, чем в то время, когда Спенсер писал свою действующую возбуждающим образом главу "Она нам нужна". И в самом деле, есть все основания верить, что наступило время, когда ее основания, точным образом сформулированные и тщательно проверенные, могут быть организованы в связную теорию.
Нам незачем выжидать появления какого-либо нового принципа объективного истолкования. Физический процесс, как в обществе, так и в мире звезд, представляет собой правильный процесс эволюции, совершающийся с помощью уравновешения энергии. Но много надо трудиться, прежде чем мы поймем вполне разветвления этого процесса через все разнообразные виды наших человеческих отношений.
Но для субъективного истолкования необходимо, как мы уже знаем, исходить из той новой точки зрения, которая безуспешно отыскивалась до недавнего времени, но которая не может дольше остаться незамеченной ввиду сузившейся сферы исследования.
С этого времени социология должна смело идти вперед подобно тому, как это должно делать и человечество, которое, по мнению Спенсера, испробовало уже все ложные пути и потому должно идти по истинному. Так как договор и союз, очевидно, более специальные явления, чем ассоциация или общество, а подражание и впечатление, очевидно, явления более общие, то мы должны искать психический мотив или основания общества в таком явлении, которое представлялось бы промежуточным между ними, посредствующим. Следовательно, социологическим постулатом может быть только следующий: оригинальным и элементарным явлением в обществе представляется сознание рода (the consciousness of kind). Под этим выражением я подразумеваю то состояние сознания, при котором каждое существо, какое бы высокое или низкое положение ни занимало оно в жизни, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой. Такого рода сознание может быть следствием впечатления и подражания, но оно не единственное вызываемое ими следствие. Оно может вызвать договор и спор, но может также точно обусловить и другое явление. Поэтому оно менее общо, чем впечатление и подражание, которые более общи, чем ассоциация. Оно более общо, чем договор и союз, которые, в свою очередь, менее общи, чем ассоциация. Оно различными путями действует на поведение, и всякого рода поведение, которое мы можем вполне основательно называть социальным, определяется ими. Одним словом, оно выполняет социологическое требование; оно существует только в предполагаемом обществе и нигде больше.
В своем наиболее широком распространении сознание рода отличает одушевленное от неодушевленного. Внутри обширного класса одушевленных оно отличает, далее, различные роды и расы. В пределах рас сознание рода лежит в основании более определенных этнических и политических группировок, служит основой для различий между классами, для бесчисленных форм союза, для правил сношения и для особенностей управления. Наше поведение относительно лиц, в которых мы чувствуем подобие себе, совершенно основательно отличается (инстинктивно) от нашего поведения относительно других, которых мы считаем менее похожими на нас.
Прибавим еще, что только сознание рода, и только оно, отличает социальное поведение как таковое от чисто экономического, чисто политического или чисто религиозного поведения, потому что именно сознание рода в действительной жизни постоянно нарушает действие экономического, политического или религиозного мотива, которое, по теории, должно протекать совершенно правильно. Рабочий, который, преследуя свой экономический интерес, желал бы всегда получать возможно более высокую заработную плату, предпочитает присоединиться к стачке, которую он не понимает или которую не одобряет, скорее, чем отделиться от товарищей и сделаться отверженным. По той же причине и фабрикант, сомневающийся, чтобы протекционная система могла приносить выгоды его собственной промышленности, платит свой взнос в фонд для компании в защиту протекционизма. Землевладелец Юга, веруя в дело союза, соединяет тем не менее свою судьбу с судьбой конфедерации, если чувствует себя в целом гражданином Юга и чуждым народу Севера. Веротерпимость была установлена людьми, которые не способны были больше принимать традиционные толкования, но желали от Души поддержать ассоциации, расторжение которых могло бы сопровождаться тягостными последствиями.
Одним словом, вокруг сознания рода, как вокруг определяющего принципа, организуются все другие мотивы в эволюции социального выбора, социальной в«ли или социальной политики. Следовательно, проследить действие сознания рода через все фазы обнаружения его в обществе значит выработать полное субъективное истолкование общества.
Таковы объективный и субъективный постулаты социологии. Они соответствуют конечным видам внешней силы и внутреннего мотива, побуждения, которые есконечным образом влияют и действуют друг на друга в социальной эволюции. Теория их взаимодействий, формулирование и доказательство которой составляет задачу социологии, должна обязательно остаться на долгое время несовершенной во многих своих подробностях, но в общих очертаниях она, смею думать, должна принять приблизительно следующую форму. Социальные агрегаты образуются прежде всего внешними условиями, каковы: запас пищи, температура и соприкосновение или столкновение отдельных индивидуумов или групп их; ввиду разлагающего действия всякого рода случайных сил можно принять за правило, что агрегат образуется преимущественно из сходных особей. До сих пор действует физическая причина.
Но теперь внутри агрегации, среди подобных индивидуумов проявляется сознание рода, которое развивается в ассоциацию. Ассоциация, в свою очередь, начинает реагировать благоприятно на удовольствия и на положение в жизни индивидуумов. Индивидуумы начинают замечать это явление, и волевой процесс возникает. Затем соединенные в ассоциацию индивидуумы обдуманно стараются расширить и усовершенствовать свои общественные отношения. Следовательно, индивидуальный и социальный выбор обращается в важный социальный фактор, производящий те или иные последствия. Среди множества социальных отношений и дея-тельностей, которые либо устанавливаются случайно, либо подвергаются испытанию, либо приходят на мысль, некоторые представляются сознанию приятными и желательными, другие возбуждают неприязненное чувство. Вступившие в ассоциацию индивидуумы выбирают между ними, стараясь укрепить и увековечить некоторые отношения и прекратить другие. В течение всего этого процесса ассоциация, социальный выбор и социальная воля определяются сознанием рода.
Но теперь выступает вновь на сцену физический процесс. Выборы приводят к разным последствиям. В общем, принимая во внимание и влияние, оказываемое ими на силу, развитие и благосостояние общины, выборы могут быть невежественными, безумными и вредными или просвещенными, мудрыми и благотворными. Здесь, следовательно, открывается почти безграничное поле для действия естественного отбора. Во время борьбы за существование выборы, как и отдельные индивидуумы, могут переживать или нет. Выборы и вытекающие из них деятельности и отношения, которые оказывают в целом пагубное действие, прекращаются или вследствие подчинения или истребления индивидуумов или вследствие исчезновения целых обществ.
Таким образом, цикл социальной причинности начинается и заканчивается физическим процессом. Между началом и завершением его действует волевой процесс искусственного отбора или сознательного выбора, определяемого сознанием рода. Но это не есть вовсе замена естественного процесса искусственным, как утверждает Уорд. Это просто грандиозное увеличение количества изменений, на которые действует окончательно естественный отбор.
Следовательно, социологу представляются для исследования три главных пункта. Во-первых, он должен пытаться открыть условия, определяющие простой агрегат или сообщество. Во-вторых, он должен стараться открыть закон, управляющий социальными выборами, иначе сказать, закон субъективного процесса. В-третьих, он должен стараться открыть также закон, управляющий естественным отбором и переживанием выборов, т.е. закон объективного процесса.
Глава вторая ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ
Такова социологическая идея; ее более совершенное, полное развитие в науку зависит преимущественно от присущей ей истины. Впрочем, некоторые ограничивающие ее условия налагаются разделением труда, установленным уже во всяком научном исследовании. Живая наука, привлекающая к себе практических исследователей, должна быть несколько больше или несколько меньше, чем органическая часть системы знания, подвергающейся исследованию философа. Конт изобрел слово "социология" и построил социологическую теорию, потому что он чувствовал, что "philosophic positiv" (позитивная философия) представляла бы лишь жалкий обрывок, если бы он оставил ее без науки о человеке, служащей дополнением