Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Динамика глобальных проблем: имплицитные (внутренние) и эксплицитные (внешние) факторы. 2 страница




Социально-философский синтез, если прямо говорить о решаемой здесь задаче, нацелен с одной стороны на объяснение устройства и функционирования социальных систем, равно как он направлен на понимание законов социально-значимой деятельности. Вместе эти процедуры образуют методологическую рамку освоения социального бытия, и, прежде всего, в аспектах его тотальности и целостности, плюс аспектах культурно-исторической и антропо-социальной дискретности. Конечно, нередко социальные законы представлены в виде понятий или образов мегатенденций: закон единства и разнообразия мирового развития, закон цикличности социальных процессов, закон разделения общественного труда, закон смены форм государственного правления и т.д. Но искомый синтез также обязан вмещать проблему социального действия, в своё время поставленную немецким социологом М. Вебером как четырехвариантную (целерациональный, ценностно-рациональный, традиционный и аффективный типы действия)[189] и сейчас переосмысленную в свете теории управления. Речь идет о законах единства системы социального управления, законе пропорциональности управляемой и управляющей подсистем, законе изменяющегося доминирования разных составляющих и систем социального управления, закон баланса централизации и децентрализации управления, закон участия населения в социальном управлении, повышении его эффективности и ответственности[190].

Тем не менее, в веберовском взгляде на общество наиболее интересна мысль о том, что каждое зрелое общественное объединение – вследствие согласия – формирует «целевой союз», а значит, конституирует общие правила жизни и «органы», отвечающие за функционирование этого союза. Но открытые А.А. Зиновьевым на материале постсоветских трансформаций законы социальной регенерации, гибридизации и деградации заметно усложняют дело. В таком случае возникает вопрос о метапозиции, способной дать удовлетворительный ответ на вопрос о природе и формах социального развития.

Примечательно, что каждый из названных выше социально-философских подходов имеет собственную версию происхождения всех наличных социальных институтов, отношений и ценностей. Скажем, расовое, метафизическое или классовое понимание генезиса войны, её форм, методов и целей. Или, к примеру, фундирующие понимание всякого цивилизованного общества институты церкви, семьи, школы, науки и искусства, а также его политические и хозяйственные структуры. В этом контексте представляется наиболее фундаментальным закон взаимосвязи типов социальной организации, форм общественного производства и типов социального характера. Но в отличие от Д. Рисмена, предложившего регрессивную схему динамики социумов, форм производства и типов характеров (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный, и отвечающие им социальные характеры, – «ориентированный-на-традицию», «ориентированный-на-себя», «ориентированный-на-другого»)[191], ниже мы будем придерживаться более дифференцированного взгляда, в соответствии с которым, все нынешние общества находятся на разных этапах социально-исторической эволюции, а значит, их состояние и взаимодействия должны учитывать поправки на «месторасположение» в потоке истории, фундирующие их ценностные системы и целевые программы. В том числе на способность «играть» на глобальном поле, определенным образом взаимодействуя с природным и социальным окружением.

Именно с учетом такой эвристики социально-философских и философско-исторических представлений, станет более понятной логика тех социальных и интерсоциальных процессов, благодаря которым возникают и развиваются глобальные проблемы. И в первую очередь, проблемы милитаризации обществ, входящих в современную миро-целостность, и связанных с нею вопросов предотвращения войн и достижения состояния всеобщего мира.

В общем плане, проблема войны и мира интегрирует в себе собственно природные (ресурсные), социальные (поселенческие, этнические, демографические, экономические, политические), культурные (технические, этико-правовые, ценностные) и антрополого-витальные (рациональные, волевые и духовные) аспекты человеческой деятельности. Именно поэтому, как фундаментальная проблема человеческого общежития, – война давно стала объектом пристального внимания. К ней, хотя и под различными углами зрения, обращались крупнейшие мыслители всех времен и народов – Сунь Цзы и Аристотель, Ибн Хальдун и Э. Роттердамский, Т. Мор и И. Кант, А. Смит и К. Маркс, Н. Федоров и Вл. Соловьев, М. Ганди и Л. Толстой, А. де Сент-Экзюпери и Р. Арон, А. Хомейни и С.Х. Наср и др. Желая понять природу данного феномена, они обращали внимание на экономические, политические, психологические, этнические и антропологические, наконец, на социокультурные аспекты последнего. Кроме того, в ряде случаев (А. Чижевский, Н. Кондратьев, П. Сорокин) мы встречаемся с попытками обобщить военный опыт человечества в виде циклических представлений о флуктуации войны[192].

Тем не менее, предлагающиеся определения войны[193] должны быть скорректированы в направлении признания за ней (войной) важнейшего, имманентно присущего практически всякому обществу, расположенному на общем векторе социальной эволюции, института (гипотеза Дж. Вастокаса). Между тем, нетривиальным нужно признать и другой взгляд, в соответствии с которым война – суть «механизм» разрешения конфликтов, неизбежных при дискретной и полицентрической логике развития истории[194]. И если первый, монолинейный подход призывает нас видеть войны в столкновениях аграрных обществ 1-й и индустриальных обществ 2-й «волн», а теперь индустриальных обществ 2-й и постиндустриальных обществ 3-й «волн» социального развития[195], то второй, полилинейный подход усматривает источники и мотивы войны в природе тех или иных цивилизаций, находящихся на разных этапах своей социо-исторической и культурно-антропологической эволюции[196]. Оба подхода имеют свои объективно сильные и слабые стороны, однако, вторая позиция представляется более совершенной уже хотя бы потому, что сегодня войска Запада (США и их союзников по НАТО) присутствуют в 170 из 200 стран[197], расположенных на политической карте мира.

Этот аргумент может показаться слабым на фоне общей количественной характеристики феномена войны. Первое, о чем говорит статистика, так это о том, что 9/ 10 всего времени, которое живет человечество, оно провело в войнах. Общие потери к сегодняшнему дню составили более 3,6 млрд. человек. Если взять в расчет европейский контекст, причем, с учётом как внешних, так и внутренних (религиозных, политических, гражданских) войн, то картина будет иной. С момента царствования Карла Великого до сер. XIX в. произошло 186 войн; между 1480 и 1964 годами – 284 войны; за период с 1898 года по ноябрь 1917 года имели место 52 случая военных действий; с ноября 1917 года по сентябрь 1945 года – 64 войны; с 1945 по 1975 гг. – 143 случая[198]. Подчеркнем, что по этому показателю Запад заметно опережает иные цивилизации.

Современное положение дел внутри западной цивилизации, а именно, отсутствие войн между государствами, органично принадлежащими западному сообществу, характеризуется ссылкой на «закон Майкла Дойла». Он гласит: война между либеральными демократиями в принципе невозможна, ибо они достигли необходимого международно-правового сознания в решении конфликтных вопросов в отношениях между собой[199]. Иное дело, участие Запада в войнах на территории стран, чья политическая и культурная системы разительно отличаются от западной. Вспомним хотя бы войны в бывшей Югославии, Афганистане и Ираке, которые объединенный Запад и его незападные сателлиты проводили либо под предлогом защиты прав национальных меньшинств, как это имело место в сербском крае Косово[200], либо прикрываясь так называемой исламской угрозой[201]. Сейчас для многих стало понятно, что двойные стандарты Запада по отношению к косовским сербам и «контртеррористическая операция» на Востоке, фундированная необходимостью ответных мер на атаки террористов в США и других странах западного мира, являются ничем иным, как средством сдерживания иных цивилизационных игроков[202]. Эти войны используются как инструмент закрепления достигнутого одностороннего преимущества Запада после успешного завершения «холодной войны», а также для демонстрации своего имперского могущества перед Россией, Китаем, Индией и исламскими странами.

Еще одним аспектом глобальной угрозы рассматриваемого типа является такой немаловажный фактор современных мировых процессов, «завязанных» на войну, как производство и торговля вооружениями. Вспомним, что во время «холодной воны» (1946 – 1989) основными производителями и экспортерами оружия были США и СССР, хотя и в неравной степени. В 1977 году, т.е. в разгар «холодной войны» мировые затраты на вооружение составляли более одного млрд. долларов ежедневно. После завершения противостояния двух блоков затраты на вооружение несколько снизились (это прежде всего коснулось бывших республик СССР и соцлагеря) и составили 5% от совокупного мирового дохода (эта цифра, между прочим, превышает показатели промышленного производства всей Африки)[203].

Сегодня по данным Стокгольмского международного института исследований мира совокупные военные расходы растут непрерывно и значительно быстрее, чем в эпоху «холодной войны» (на 6% в совокупности, и на 2,5 – 3% в год)[204]. Эти показатели подросли за счет новой, «глобальной гонки вооружений», инициированной США, нынешний военный бюджет которых составляет примерно половину всех мировых расходов на оборону[205] и равен (в показателях 2010 года) 668 млрд. долл.[206] Методичное инновационно-технологическое усиление Запада во главе с США заставило некоторые страны вооружаться «впрок». К ним относятся государства Ближнего Востока, Грузия, Малайзия, Вьетнам. При этом Запад, производящий и продающий в «третий мир» огромное количество обычных вооружений, даже при учете фактора модернизации их армий, преследует иллюзорную цель «принуждения к миру».

Конечно, такой количественный взгляд на проблему, пусть он и не лишен известной конкретики и типологизирующих моментов, не позволяет установить природу современных войн и распознать противоположную тенденцию в жизни обществ, стремящихся к миру и согласию. В этом плане любопытно обратить внимание на содержание и цели военных доктрин ведущих современных государств и военно-политических блоков[207]. К примеру, такие государства как США, Великобритания и, в меньшей степени, Россия имеют наступательные военные доктрины, а, скажем, Китай предпочитает опираться на «оборонную доктрину». Однако их принципы и цели заметно отличаются друг от друга.

Возьмем для примера «Стратегию национальной безопасности США» и «Стратегическую концепцию НАТО», в которых просматриваются любопытные детали. В первом случае мы видим ранжирование интересов (ценностей и целей) сверхдержавы:

Группа А, интересы выживания (survival interests):

– обеспечивающие территориальную целостность и суверенитет;

– безопасность и процветание США;

– независимость и сохранность существующих институтов власти.

Эти интересы не являются предметом торга с кем бы то ни было. Потому США считают своим долгом контролировать не только экономические и политические процессы, но и геосферу, космос, киберпространство. Отсюда – особое промышленное и технологическое доминирование США в мире.

Группа Б, критически важные интересы (critical interests). Эта группа интересов важна постольку, поскольку она поддерживает интересы выживания. В сферу данных интересов включены интересы:

– обеспечивающие безопасность важнейших глобальных систем – энергетической, коммуникационной, транспортной и системы здравоохранения;

– недопущение появления враждебных сил, способных контролировать важнейшие воздушные и морские линии коммуникации;

– предотвращение появления страны или группы стран, способных противостоять США в глобальном масштабе, а также противников, способных доминировать в ключевых регионах мира;

– обеспечение безопасности союзников;

– предотвращение распространения оружия массового поражения среди реальных и потенциальных противников США.

Группа С,существенные интересы (significant interests). Соблюдение этих интересов оказывает влияние на благосостояние США и формирование международной обстановки в целях продвижения своих национальных интересов и ценностей. Эта группа интересов связывается с необходимостью:

– развития и структуризации межгосударственных норм, благоприятное развитие рыночной экономики, демократии и способов соблюдения прав человека;

– борьбы с международным терроризмом, нелегальным оборотом наркотиков и преступности;

– предотвращением незаконной миграции, геноцида и массовых убийств;

– обеспечение безопасного и свободного продвижения американских граждан за рубежом[208].

В контексте рассматриваемой глобальной (интерсоциальной) проблемы войны и мира этот документ, принятый во время первого президентства Буша-младшего (2002), даёт все основания видеть во внешней политике США нацеленность именно на военные действия как наиболее эффективный инструмент решения собственных ресурсных, социально-экономических и сугубо политических проблем.

В подтверждение сошлемся на сентенцию З. Бжезинского, советника по национальной безопасности при президенте Дж. Картере, впоследствии профессора университета им. Дж. Хопкинса, позиционирующего себя как большой друг Украины: «Три великие обязанности в имперской геостратегии (здесь: стратегии США – Д.М.) заключаются в предотвращении сговора между вассалами и сохранении их зависимости от общей безопасности, сохранении покорности подчиненных и обеспечении их защиты и недопущении объединения варваров»[209]. Конечно, подобное высказывание можно оставить вне критики, как это делают политики всего мира, желающие видеть в Америке могущественного «стратегического партнера». Однако оно ясно дает понять, что сами США не скрывают своего отношения к другим государствам мира, часть из которых квалифицированы здесь как «вассалы», а часть как «варвары» в контексте «нового мирового порядка».

В случае со «Стратегической концепцией НАТО» дело обстоит следующим образом. Североатлантический альянс (North Atlantic Treaty Organization) был создан по инициативе США (Вашингтонский договор от 4 апреля 1949 года). Вот уже более 60 лет он остается международным военно-политическим институтом, обеспечивающим общую безопасность как его государств-членов[210], так и растущего числа потенциально зависи­мых от Запада государств и территорий. В частности, в последние годы речь идёт о «расширении» НАТО на Восток. Не секрет, что юное (по меркам) истории государство Украина рассматривается Брюсселем как потенциальный «стратегический партнер», но эта идея имеет довольно слабую перспективу[211].

С внешней стороны Североатлантический альянс базируется на формальном признании целей и принципов ООН, т.е. на желании «жить в мире со всеми народами и правительствами»[212]. Однако, если встать на точку зрения международного права и провести анализ уставных документов НАТО, обнаруживается ряд коллизий.

Проблема состоит в том, что статья 5 указанного Договора, в которой сформулирован основной принцип деятельности НАТО, констатирует следующее: «Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как атака против них всех»[213].

Однако очередная ссылка на 51 статью Устава ООН, в которой предусмотрено право коллективной самозащиты различными региональными организациями, обнаруживает некорректность данной статьи, поскольку согласно уставу ООН только Совет Безопасности может санкционировать меры (в т.ч. и военные[214]) по обузданию любых форм насилия.

К сожалению, события последних лет (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия) показали, что НАТО в своем видении ситуации может не считаться с Уставом ООН и резолюциями Совета Безопасности ООН, полагаясь на свою всё возрастающую мощь и растущее (?) международное признание.

Конечно, при учете динамики глобальных проблем в последние годы НАТО вынужден был сменить некоторые декорации (например, генерировать ряд программ и мероприятий, посвященных решению проблем метеорологии, океанографии, экологии)[215], но его деятельность, тем не менее, не коснулась трансформации сущности международного военного блока, которая определяется стратегической концепцией альянса (1999). В ней, в частности, был определен пункт, «легализующий» возможность ведения военных операций за пределами традиционной зоны ответственности блока (Северная Америка и Канада, Атлантика, Европа, Средиземноморье). Их масштаб распространяется теперь на отдельные регионы Азии (Афганистан, Ирак, Пакистан) и Африки (Судан). А с недавних пор он охватил Восточную Европу и Кавказ[216].

Основанием подобного расширения служит борьба с международным терроризмом и пиратством[217]. Однако если вспомнить, что НАТО в 1966 г. покидала Франция (из-за Суэцкого кризиса) и учесть нежелание некоторых членов нести ношу войны в Ираке (2003) и Ливии (2011), перспективы этой организации явно не выглядят стабильными и универсальными.

Тем не менее, западная цивилизация под лозунгами общего блага и безопасности в очередной раз переходит Рубикон, что вообще чревато дальнейшими осложнениями международной обстановки. Для того чтобы понять логику этих действий достаточно вспомнить причины и фактуру Первой и Второй мировых войн. Формально Первая мировая война (1914 – 1918) актуализировала исторические, геополитические и экономические противоречия между германо-австрийским, славянским и блоком т.н. западных демократий. Достаточно кровопролитная и затратная война[218] привела к переделу мира по Версальской системе. При этом главы государств Германии, США, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, Японии, Польши и Чехословакии 27 августа 1928 года в пакте Бриана-Келлога официально заявили об осуждении метода обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и об отказе в своих взаимоотношениях от войны в качестве национальной политики. Советское предложение, высказанное на конференции по разоружению в 1933 году, распространить это воспрещение на незападное пространство, было отклонено. В конце концов, в международном праве возобладала позиция Великобритании о запрете «применения силы» только в Европе. Следовательно, остальной мир потенциально оставался ареной новых войн.

Если прибегнуть к исторической справке, в общем, так оно и произошло. В 1931 году Япония без предупреждения захватила территорию бывшей Маньчжурии и одну из провинций Китая, а в 1935 году Италия начала войну за овладение территорией Эфиопии. Не отставала от них и Германия, руководствовавшаяся идеей реванша[219]. В 1938 году она осуществила аншлюс – присоединение территории Австрии, в 1939 году вторглась с Чехословакию, а в 1940 году оккупировала государственные территории Норвегии, Дании, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга. Затем объектами агрессии Третьего Рейха в его устойчивой ориентации на мировое господство стали Польша, Франция и Греция, наконец, СССР. При этом последовало формирование фашистской оси Берлин – Рим – Токио, которая стала инициатором Второй мировой.

Вторая мировая война вошла в историю человечества как наиболее масштабная, в ней приняли участие 72государства, было мобилизовано около 110 млн. военных. Объектом атак здесь становятся не только вооруженные силы противника, но также мирное население и хозяйственная инфраструктура. Отсюда колоссальные потери – 62 млн. человек, из них – 19,9 млн. советских граждан[220]. Эти потери несопоставимы с материальными и человеческими потерями союзников по антигитлеровской коалиции, открывшими второй фронт в июне 1944 года[221]. Справедливым представляется мнение, в соответствии с которым победа СССР над Германией в этой кровопролитной войне обеспечила Великобритании и США[222] дальнейший дрейф в сторону реализации идеи мирового господства. Недаром 5 марта 1946 года в г. Фултон (США) премьер-министр Великобритании У. Черчилль, произнес свою знаменитую речь, ставшую своеобразным прологом к «холодной войне». Так ещё недавние союзники по антигитлеровской коалиции де факто дезавуировали Ялтинско-Потсдамские договоренности и стали идеологическими противниками в вопросе о послевоенном устройстве и развитии мира. После свержения фашизма мир стал полем противостояния не только двух социально-экономических систем – капитализма и социализма, но двух версий организации истории – либерально-прогрессистской и коммуно-прогрессистской.

Истоки «холодной войны» правильнее связывать с августовскими событиями 1945 года, т.е. временем атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки авиацией США. Эта акция устрашения, предпринятая президентом Г. Труменом и рассчитанная не только на Японию, но и на СССР, была одной из первых новаций «холодной войны». За ней последовали и другие действия, повлекшие за собой периодическую эскалацию напряженности в мире. Это и принятие на декабрьской сессии Совета НАТО (1954) решения по разработке военных планов с применением атомного оружия, и Карибский кризис между США и СССР начала 60-х, и развязанная США война во Вьетнаме (1963 – 1973) с целью пресечения распространения азиатского коммунизма, и противостояние двух сверхдержав в Афганистане (1979 – 1989).

Возникновение НАТО вызвало к жизни альтернативу в лице Варшавского договора, созданного 14 мая 1955 г. в ответ на образование НАТО. Заявленные в договоре дружба, сотрудничество и взаимная помощь между Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией[223], реализовывались как проект коллективной безопасности стран-участниц. Организация Варшавского договора обязалась действовать в соответствии с условиями и уставом ООН, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. На деле же, что характерно как для действий НАТО, так и организации Варшавского договора, этими обязательствами часто пренебрегали. «Пражская весна» 1968 года может служить здесь яркой иллюстрацией[224]. Но тут следует сделать важную оговорку: специфика «холодной войны» будет едва ли понятна, если не взять в расчет её информационную составляющую. Государства западной коалиции перед тем, как нанести смертельный удар системе социализма, самым активным образом изучали сильные и слабые стороны тоталитарных режимов. Это позволило им выработать информационное оружие (т.н. «голоса» массмедиа, пропаганда массовой культуры, культуры потребления, наркотиков и т.д.), которое эффективно воздействовало на массовое сознание в странах противника. Эффект этого воздействия, к сожалению, мы ощущаем и сейчас.

Окончание «холодной войны», которое ассоциируют с выводом войск СССР из ГДР и разрушением Берлинской стены как ее основного символа, не принесло человечеству желаемой разрядки напряженности. После самоликвидации Варшавского договора и переориентации подавляющего большинства стран соцлагеря на западные политические, экономические и культурные стандарты, количество конфликтов в мире не уменьшилось[225]. Они приобрели подчеркнуто региональный масштаб, но с явно глобальным резонансом. Вспомним хотя бы вооруженные конфликты, разгоревшиеся на территории бывшего СССР (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чечня) и бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Косово, Македония), и их геополитические эффекты, сопровождавшиеся перекройкой политической карты мира[226].

Но самое, пожалуй, главное состоит в том, что природа современных войн стала иной, в т.ч. из-за ухода в небытие одного из полюсов силы (СССР), стремительного оформления «нового мирового порядка» при доминировании победителя в «холодной войне» США и его европейских союзников и, как следствие, безальтернативной трансформации всей политической системы мира.

Уже 90-е годы прошлого столетия и начало нового века характеризуются новыми чертами в характере и организации вооруженных конфликтов:

§ этническими и конфессиональными войнами, предполагающими этническое и религиозное возрождение на отдельных территориях (Нагорно-Карабахский конфликт, конфликт между Абхазией и Грузией, арабо-израильское и индо-пакистанское противостояние, Чеченский узел и т.д.);

§ экономическими (геоэкономическими) войнами, включая разнообразные экономические санкции, неэквивалентный обмен товарами и услугами, валютные экспансии, энергетические блокады, борьбу за рынки сбыта, транспортные коридоры и т.д. (Куба, Иран, Балканы, Северная Корея, Россия, Беларусь, Украина, Бразилия и т.д.);

§ информационными войнами, или массированным продвижением односторонне выгодной информации с одновременным замалчиванием ценностно неудобной интерпретации текущих событий (через Internet, кинематограф, радио, печать, музыку, телевидение, диски, массовые акции, лейблы и т.д.)[227];

§ геостратегическими войнами, связанными с овладением ресурсной базой планеты (акции Запада, направленные на Ирак, Россию, Кубу, Венесуэлу и т.д.).

При этом если прислушаться к мнению отечественного эксперта А.С. Шныпко, все современные виды войн (технолого-силовые, экономические, войны необъявленного геноцида, организационные, информационные и хронологические войны) замыкаются на духовную войну как процесс целенаправленного искажения субстанциальных представлений о добре и зле, дружбе и ненависти, долге и обязанности[228]. Но поскольку у каждой из локальных цивилизаций эта система представлений уникальна, нетрудно сделать вывод о существующих механизмах неэквивалентного обмена ценностями в эпоху неклассических войн.

В связи с тем, что экономические войны во многом стали доминирующими, обратим внимание на украинский контекст. Существующие реалии прямо говорят об этом: поскольку «маяки» социально-экономического и культурного развития по-прежнему определяют не украинское правительство, а международные финансовые организации[229], то территорию нашего государства можно считать потенциальным плацдармом современных войн. Это мнение следует подкрепить профессиональной оценкой происходящего: «Продолжение курса «радикальных экономических реформ» – это путь к национальной катастрофе и утрате независимости. Собственно навязывание Украине разрушительной стратегии МВФ является одним из самых значительных вызовов её безопасности»[230]. Комментарии здесь излишни.

В условиях современного глобального противостояния, подчеркнем, набирают силу информационные войны. Крайне важно понять, что в качестве объекта воздействия здесь выступает общественное и индивидуальное сознание, часто не готовые к проявлению подобного вида оружию. О чем идет речь? По мнению российских специалистов В.А. Лисичкина и Л.А. Шелепина[231], речь должна идти о войне США за мировое господство при помощи особых «информационных вирусов», методов т.н. «большой лжи» и активизации у людей «стадного инстинкта», изготовления и внедрения специальных мифологических конструкций, воздействия на мышление через символы и, наконец, благодаря перманентному brain washing (англ. – промывание мозгов). Набор этих, как правило, бесконтактных методов, по мнению современных служителей бога Марса, должен положить к их ногам весь мир.

Не стала слабее и угроза ядерной войны. Мир остается уязвимым вследствие наличия большой группы ядерных стран – США, России, Великобритании, Франции, Китая, Индии, Пакистана и Израиля. Кроме того, рост претендентов на вхождение в клуб ядерных держав[232] и несовершенство международного права в этой области отнюдь не делает современный мир менее уязвимым.

Но вернемся к проблеме войны и мира как таковой и попытаемся разобраться в вопросе о том, устранимы ли войны из жизни людей в принципе. Итак, при решении проблемы войны (упреждения либо сведения на нет военных конфликтов локального, регионального и глобального уровней) имеет смысл учитывать две диаметрально противоположные позиции: а) полемологическую (от греч. πολήμως – война, вражда; и λογος – слово, учение) точку зрения, склоняющуюся к признанию объективной неизбежности войн, или так называемый реалистический подход, и б) пацифистскую (от англ. pacific – мирный) точку зрения о несовместимости разума и воли людей с военными действиями, или т.н. идеалистический подход.

В первом случае, мы имеем дело с желанием узаконить войну как единственный (при отсутствии прочих) инструмент решения этнических, конфессиональных, экономических, политических и других противоречий. Америка, например, готова вести «вечную войну ради вечного мира»[233]. Эту линию представляет стратегический аргумент ius ad bellum (право на войну), востребованный теми, кто берет на себя смелость – в единственном или множественном лице – отстаивать справедливость как таковую. Отсюда понятие «справедливой войны» у сторонников реализма[234]. Между прочим, Нобелевская премия мира в 2009 году была вручена президенту США Бараку Обаме, стороннику «справедливой» войны в Афганистане. Кроме того, она представлена сторонниками тактического аргумента in bello (военное право, предметом которого являются сами военные действия, их качество и эффективность). Они не столь многочислены среди реалистов, если вспомнить о «гуманных» войнах США и разработках, ведущихся в направлении применимости новейших технологий, в т.ч. психотропного оружия[235].

От этих двусмысленностей мы уходим, если прислушаться к мудрости современной российской поэтессы:

Одна война сменить другую,

Одна чума сменить другую

Спешат, меняя имена, –

Теперь войну зовут подарком

Свобод, которые придуркам

Даёт напавшая страна.

Теперь война – как стиль общенья,

Как дух эпохи Просвещенья,

Как свет, не знающий границ,

Как Божий дар, как цвет культуры,

Чьи бомбы умные – не дуры,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2151 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.