Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методологический инструментарий науки о глобальном мире.




 

1. Глобалистика – междисциплинарная область знаний о глобальном мире и его проблемах.

О современном мире всё чаще говорят как о глобальной ойкумене (лат. global – всемирный; древнегреч. όικυμενή – обжитое пространство, вселенная), как о сложносоставном пространстве сосуществования различных типов обществ, культур, укладов жизни. Причем сосуществования, всё чаще реализуемого в единой планетарной логике, которую не знала прошлая история. Современный мир стал тесно взаимосвязанным и взаимозависимым в экономическом, политическом и информационно-культурном аспектах, и сам этот факт требует к себе пристального внимания.

В первую очередь перед нами эмпирическая сторона этой расширяющейся и углубляющейся тенденции. Экономики многих государств теперь «привязаны» друг к другу за счет единых правил игры, установленных Всемирной Торговой Организацией. Во многих частях света платежными средствами являются американская и европейская валюта, – доллар и евро. Демократические институты и права человека, родиной которых является Запад, заметно потеснили политико-правовые традиции государств Востока и Юга, находя там своих сторонников и адептов. Созданы надгосударственные коллективные системы безопасности, которые охватывают большие географические зоны с живущим в них населением. Многие культурные символы и идеи восточных цивилизаций получили прописку в западном обществе, а всемирная паутина, мобильная связь и системы быстрого питания обеспечили доступ к источникам информации, облегчили отдых и общение людей по всему миру.

Разумеется, такая связность различных частей мирового пространства и общественных систем, его заполняющих, которая всё чаще характеризуется как глобальная системная целостность, возникла не в одночасье. Этому её состоянию предшествовала длительная культурно-историческая эволюция обществ различных типов, начиная с цивилизаций древних Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Латинской Америки и заканчивая современным постиндустриальным обществом. Но если события и процессы, имевшие место в древнем мире или в средние века, носили преимущественно локальный или региональный характер[10], то теперь элементы и структуры социосферы, – люди, отношения, знания, научно-технические открытия и производственные площадки, товары, услуги, пандемии и т.п., – свободно распространяются по всему миру, преодолевая любые границы и пространства. Так, бумага и порох были изобретены в Китае, компьютер и рок-н-ролл на Западе. Однако если в первом случае названные культурные артефакты использовались китайской цивилизацией локализовано до их импорта на Запад, то во втором, благодаря экстенсивной экономической, политической и культурной экспансии Запада за пределы своей зоны, они стали достоянием иных народов и цивилизаций.

В большинстве своём ранее культурные контакты носили спорадический и по преимуществу односторонний (колониальная система, в рамках которой государства Европы и США – реципиенты, а государства Азии, Африки и Латинской Америки – доноры), а значит ущербный характер. ХХ век прошел по сценарию силового сцепления цивилизаций (две мировые и «холодная» войны), причем в перспективе их идеологической интеграции (то ли помощи коммунизма, то ли национал-социализма, то ли либеральной демократии) в сверхобщество. Его рождение сулило не только социокультурные позитивы (система прав, свобод и гарантий личности; наука и связанные с ней высокие технологии; массовое производство товаров и услуг; новая структура времени в которой труд потеснен досугом; массовое образование и доступ к культурным благам), но обнажило массу проблем и противоречий. Часть из них – это те проблемы, что сопровождают жизнь человечества с древности: войны, эпидемии, естественные негативные природно-климатические явления, бедность и голод. Но в сегодняшнем мире их качество заметно изменилось. Войны стали мировыми и сверхжестокими. Старые эпидемии уступили место новым, значительно более губительным, с непредсказуемыми для человека последствиями. Цунами, наводнения и иные природные катаклизмы теперь вызваны антропогенным фактором. Человечество в целом и отдельные общества предельно поляризовались по имущественно-финансовому признаку. И, наконец, проблема голода стала актуальной для трети землян.

Другая часть этих проблем (энергетическая проблема и проблема неконтролируемого научно-технического прогресса, проблема старения человечества и слабая адаптируемость вида homo sapiens к глобальным изменениям, фобии и суицид, экоцид и уничтожение человеком природы) не сразу достигла критического состояния. Они постепенно накапливались в структуре социальной истории и потому не могли быть своевременно опознаны и оценены по достоинству. Тем не менее, указанные проблемы в той или иной мере уже коснулись жизни большинства землян, поставив судьбу современных людей в зависимость от них. Поэтому они получили маркер «глобальной проблематики»[11].

После констатации эмпирически-наглядных моментов, говорящих о реальности глобализации, чаще всего переходят к ценностным суждениям. Дескать, мы, люди ХХI века входим в принципиально новый этап истории, способный стать полем реализации тех многих желаний, надежд и идеалов, о которых грезили и которые конструировали люди прежних эпох. Проще говоря, глобальная история воспринимается как своеобразная вершина социокультурной эволюции, где человек на первый взгляд надежно застрахован от многих невзгод и неудач нормами права, социальными программами, средствами личной и системами коллективной безопасности. А, кроме того, он якобы обеспечен надежными инструментами индивидуального и группового жизневоспроизводства – биомедицинскими технологиями, широким спектром продуктов питания, гибкой системой образования, оптимальными вариантами досуга и отдыха, бытовой техникой и комфортом. Но такой радужно упрощенный взгляд быстро теряет свою легитимность, когда мы встаем на теоретическую позицию и переходим к научному анализу актуальных проблем и противоречий миросистемы.

Причём, как и всякая научная теория, глобалистика ищет причины, формы проявления и взаимосвязь негативных явлений и процессов, которые «вплетены» в деятельность, институты и ценности современной планетарной цивилизации. В первом приближении реальность, фиксируемая теоретичес­кими средствами, предстает в виде сложноорганизованной унитарно-дискретной социоприродной системы, где имеют место проблемы экологического, демографического, социально-политического, экономического, технико-технологического, культурного, антропологического и этического характера. И она уже дает повод усомниться в чрезмерном оптимизме перспектив человека и общества в глобальном контексте.

Во втором приближении происходит переоценка ценностей, которая чаще всего выражается термином «кризис». Последний нуждается в глубоком и всестороннем научно-мировоз­зренческом осмыслении. Наконец, в третьем приближении возникает потребность в выработке сценариев преодоления кризиса современного мира, как того требует и научная объективность и состояние самого мира, который уже не может развиваться по скроенному алчной человеческой природой плану.

Заметим: обрисованную выше реальность, которую не под силу охватить отдельным наукам или целым научным направлениям, на сегодня берется описать, объяснить и понять мета-наука о современном мире и присущих ему формах и системных проблемахглобалистика. Недолгая история глобалистики как раз свидетельствует о её небезосновательных претензиях на понимание мировых проблем и тенденций, драматическом пути познания и относительных результатах. Последний пункт свидетельствует о том, что усилий отдельных ученых и научных коллективов – в этом направлении – явно недостаточно, здесь нужны более масштабные теоретические и прикладные шаги, поднимающие сознание всего человечества вровень глобальной динамике. Иначе говоря, идеи и положения представителей глобалистики пока не нашли соответствующего резонанса ни у политических и экономических элит, ни у широких слоёв населения, как правило живущих одним днем и не задумывающихся о маршруте и судьбе мироцелостности. На самом деле, проблемы глобального мира (как это ни парадоксально, ведь они касаются всех землян), – это удел теоретиков. Но для того чтобы убедиться в реалистичности их взглядов, а не приписать их фантазии кабинетных ученых, обратимся к истории самой глобалистики.

Истоки глобалистики принято связывать с деятельностью британского математика и священника Томаса Роберта Мальтуса[12]. В своём трактате «Исследование о законе народонаселения» (1794) он сумел связать рост численности населения Англии и Европы с реальными средствами к существованию тогдашнего населения[13]. Мальтус вывел, что рост численности населения выражается в геометрической прогрессии, а средства существования (доходы) растут в арифметической. Из-за несовпадения обоих динамик общество испытывает напряжения, с которыми не может справиться религия и мораль. Отсюда вывод: необходима регуляция численности населения.

К числу факторов, которые оказывают влияние на численность населения, относятся как естественные (засухи, наводнения, эпидемии и проч.), так и социальные факторы (нищета, голод, войны). Но, кроме того, всякое достойное общество, согласно Т.Р. Мальтусу, должно осуществлять правовое регулирование числа браков (т.н. «закон о бедных»). На самом деле эта идея не выдерживает моральной критики, а главная догадка Мальтуса была опровергнута контр-тенденциями в демографии и фактом обеспечения продовольствия населения планеты в ХХ веке. Тем не менее, проблема, обозначенная Т.Р. Мальтусом, во-первых, разделила сообщество ученых на оптимистов (напр. Ж.А.Н. Кондорсе и его последователи, верящие в способность человека к самосовершенствованию и социальный прогресс) и пессимистов (сам Т.Р. Мальтус, у которого рост населения прямо ведет к ухудшению условий жизни и социальной поляризации). Во-вторых, она впервые была осознана как актуальная для человечества и не потеряла своего значения до настоящего времени[14].

Следующий сюжет в развитии глобалистики посвящен таким теоретикам как К. Маркс и В.И. Ленин. В современной литературе, посвященной К. Марксу и его наследию, обнаружено наличие у последнего явно глобалистских акцентов в интерпретации социально-экономической истории[15]. Он стал создателем политэкономической теории, в которой организация человеческого труда и формы обмена выводятся из уровня развития общественных средств производства. Последние конститутивны для любого общества, для всей системы социальных связей и отношений, под их воздействием социальная организация трансформируется в рамках мировой истории, меняя свои качественные формационные характеристики. Марксом был открыт основной экономический закон капиталистического производства – закон прибавочной стоимости[16]. Кроме того, Маркс описал историческую динамику современного ему общества. Он показал, что капитализм использует технику в комбинации общественных отношений так, что, достигнув предельных параметров своего роста, общество может развиваться далее по регрессивному (капитализм) и прогрессивному (коммунизм) сценариям, в зависимости от формы собственности на средства производства[17]. Кроме того, развитие техники в комбинации с конкретной социальной структурой способно порождать ситуацию истощения Земли, унифицировать социальные отношения, приводить к отчуждению и деградации человеческой личности.

В отношении взглядов Ленина можно заметить: в своих работах «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1917) он обратил внимание на неравномерность экономического и политического развития стран и отдельных регионов. Сама эта неравномерность экономических и политических мировых сил квалифици­ровалась им как проявление «безусловного закона капитализма», всегда алчного и «ищущего» наибольшую выгоду. Так, «стремление к господству вместо стремления к свободе... небольшой горстки богатейших и сильнейших стран мира» – Англии, России, Франции, Германии и Соединенных Штатов, – привело «к прямому разделу мира»[18]. Именно эта причина лежала, согласно Ленину, в основе I-й мировой войны. В свою очередь, русская революция, переросшая в «мировой пожар», откроет возможность неэксплуататорского и справедливого сосуществования народов и государств.

Понятно, что эти идеи были во многом утопичными, а социализм – в том виде, в котором он сложился в СССР – стал не только проявлением тоталитаризма в массовых масштабах как внутри страны (ГУЛАГ), так и за её пределами (Венгрия, Чехословакия, Польша). Он также был олицетворением насилия «индустриального логоса» над биосферными процессами (идея «поворота» сибирских рек, мелиорация пустынь Средней Азии, подземные ядерные испытания в шахтах Донбасса, Чернобыльская катастрофа и т.д.). Вместе с тем, СССР вошел в память человечества как дерзновенный глобальный социальный проект, преследовавший цели равенства и социальной справедливости, гуманизма и интернационализма.

Дальнейшее самоопределение глобалистики вполне можно связать с развитием геополитики как целого набора концепций и подходов, «изучающих закономерности взаимодействия политики с системой неполитических факторов, формирующих географическую среду (характер расположения, рельеф, климат, ландшафт, полезные ископаемые, экономика, экология, демография, социальная стратификация, военная мощь)»[19].При этом в понятие естественных факторов входит ландшафт, на котором размещено и развивается конкретное государство (месторасположение, климат, рельеф, полезные ископаемые и т.д.).Между политическими и неполитическими (естественными) факторами возникает особая сфера социоприродного и интерсоциального взаимодействий. Проще говоря: производство и экономика, экология и транспортные коридоры, демографическая динамика и социальная структура – характерные связи и формы, которыми интересуется геополитика, рассматривающая развитие государств и цивилизаций в контексте их геоисторического самоопределения.

Принято считать, что в рамках геополитики сложились: а) органицистский подход (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер и др.); б) геопространственно-витально-силовой подход (А. Мэхэн, Х. Макиндер, Н. Спайкмен, З. Бжезинский и др.) и в) так называемая цивилизационная геополитика (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, С. Хантингтон, А.С. Панарин, В.Л. Цимбурский, И.Ф. Кефели, В.А. Дергачев и др.)[20]. Последний наиболее актуален в рамках сегодняшних мировых реалий, поскольку отображает реальную расстановку цивилизационных (социально-политических, хозяйственных и культурных) субъектов, равно как и их связную геополитическую динамику. В том числе, в пределах постсоветского пространства, где обозначились различные геополитические ориентации новых независимых государств[21]. В одном случае, это ориентация на ЕС и Запад вообще как центры силы; в другом, ориентация на полюса исламской мощи – Иран, Пакистан, Турцию; в третьем, на Китай. Вместе с тем, сохраняется геополитическая тенденция формирования сообщества евразийских народов в статусе самобытного цивилизационного образования с Россией как его ядром (первый шаг – ЕврАзЭС). Другой вариант – собирание культурно-исторически близких народов в образование под названием «русский мир», для продолжения творения истории[22].

Для всех указанных теоретических направлений геополитики характерно геополитическое мышление, а именно, использование универсальных пространственно-политических категорий: «территория», «почва», «месторазвитие», «граница», «Суша», «Море» («цивилизация Суши», «цивилизация Моря»), «географическая ось истории», «Heartland», «Rimland», «номос» и т.д. Далее, эти направления вырабатывали и легитимировали вполне определенные геополитические карты мира (напр., таковые имели место в построениях А. Мэхэна и Х. Макиндера, и представляли дуализм Карфагена и Рима, «Сердцевинной земли» и «окоёмочной земли»). Наконец, в рамках геопространственно-витально-силового подхода был сформулирован базовый закон геополитики: «кто контролирует Восточную Европу, кто управляет «сердцевинной землей» (Heartland), тот управляет «мировым островом»; кто управляет «мировым островом» тот правит миром» (Х. Макиндер)[23].

Таким образом, геополитическая структура мира стала основным объектом геополитических исследований. Своеобразным коррективом к ней является хронополитика, изучающая разнообразные темпорально-исторические структуры (напр., сверхдлинные военные циклы в жизни государств и цивилизаций)[24].

Если брать более широкий и актуальный контекст, то сегодня формируется «глобальная геополитика», изучающая стереоскопию геополитической динамики мира (цивилизаций, геополитических регионов, геополитических полюсов и т.д.), его противоречий и интриг, связанных с «глобальными проектами будущего»[25]. Своеобразным камертоном для данного направления исследований явился текст З. Бжезинского «Великая шахматная доска», в котором заявлена претензия на понимание «комбинации глобального политического размаха», выстраиваемой США по всему миру. Вполне очевидно, что не все государства и цивилизации согласны на роль «шахматных фигур» в геостратегических планах сверхдержавы. Отсюда заинтересованность современных теоретиков в изучении механизмов и форм контроля над геопространством с учетом американской, исламской и китайской экспансий.

Следующий этап развития глобалистики принято связывать с концом 60-х гг., ознаменовавшихся обострением международной обстановки (война во Вьетнаме, «пражская весна» 1968-го, студенческие протестные движения по всему миру, экономический кризис большинства стран Запада). В 1968 г. была создана неправительственная международная организация «Римский клуб», которая ставила перед собой комплексную задачу по созданию адекватного образа современного сверхпротиворечивого мира. Её инициатор – А. Печчеи, бизнесмен (член руководства фирмы «Фиат» и вице-президент компании «Оливетти») и общественный деятель. Для этого к исследовательским проектам клуба стали привлекаться ведущие специалисты – социологи, политологи, экономисты, математики, демографы, социальные психологи и др. Всего на первых этапах были привлечены ученые 30-ти стран мира, в т.ч. из социалистического лагеря. При этом нужно заметить: первая попытка по созданию динамической модели мира «Мир-2» принадлежала американскому исследователю Дж. Форрестеру (Массачусетский технологический институт). В созданной им модели мир рассматривался как единое целое, как система взаимодействующих процессов – демографических, промышленных, производства продуктов питания, процессов исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Математические расчеты Форрестера показали: сохранение современных тенденций развития общества обязательно повлекут за собой системный кризис во взаимодействии человека и окружающей среды. Именно этот вывод послужил серьезным толчком к началу полноценных и методичных исследований мировой динамики, имеющей, как оказалось, «пределы роста» [26].

То же название – «Пределы роста» – получил первый официальный доклад Римского клуба, выполненный в 1972 г. учеником Дж. Форрестера Деннисом Медоузом и его группой[27]. В докладе было акцентировано внимание на запредельном (неконтролируемом) существовании человеческого сообщества по части использования сырья, энергии, промышленных мощностей, с учетом изменений демографии и окружающей среды. Авторы доклада при помощи компьютера «проиграли» сразу несколько модельных гипотез развития мира. Итогом обобщения и прогностики этого доклада является предположение (модель «Мир-3») о скорой экологической катастрофе планетарного масштаба, относимой авторами этого исследования к первой половине ХХI ст. Впрочем, катастрофы можно избежать, разумно ограничив рост в указанных областях деятельности. В частности, речь шла об искусственной стабилизации населения, стабилизации роста индустриального капитала, снижении уровня промышленного потребления ресурсов на душу населения до величины в одну восьмую от объема 1970 года и уменьшении загрязнения природы отходами сельского хозяйства и промышленности в четыре раза.

Нужно заметить, что, несмотря на некоторую механистичность предложенной макромодели, отсутствие в ней (в качестве факторов) политических и социальных, а также региональных измерений развития, сама методика глобального моделирования стала своеобразным шаблоном в мировом научном сообществе. В содержательном плане этот метод опирается на систему нелинейных дифференциальных уравнений и описывает пять взаимосвязанных секторов: народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, невозобновляемые природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. Позже, в докладах «Пределы роста – 20 лет спустя» и «Пределы роста – 30 лет спустя», его авторы признали номинальную правоту собственных принципов анализа, но их содержательную недостроенность[28].

2-й доклад – «Человечество у поворотного пункта» (1974), подготовленный М. Мессаровичем (США) и Э. Пестелем (ФРГ), шел в русле предыдущего: была построена ещё одна компьютерная модель, из которой следовала серия региональных катастроф. В качестве панацеи эти авторы предложили программу регулирования с целью перехода к «органическому росту», т.е. дифференцированному развитию различных частей миросистемы на основе системы паритетов.

3-й доклад – «Преобразование мирового порядка» (1976) был реализован группой под руководством лауреата Нобелевской премии, экономиста Я. Тинбергена (Голландия). Аналитика доклада свидетельствовала: между «богатыми» и «бедными» странами существует множество контрастов и противоречий – экономических, социальных и культурных. Их регулирование предполагает ряд системных реформ, призванных выровнять положение государств и народов при помощи идеологии «гуманистического социализма».

4-й доклад – «За пределами века расточительности» (1976) был посвящен исследованию состояния ресурсной базы планеты. Группа, готовившая доклад под руководством физика, лауреата Нобелевской премии Д. Габора, указала на научно-техническую и институциональную составляющие современного мира, как на решающие факторы его положительной динамики. Гармонизация техники и социальных институтов – предпосылка выстраивания адекватной стратегии жизнедеятельности человечества.

5-й доклад – «Цели для человечества» (1977) создал комплексное представление о целях мирового развития. Созданный группой Э. Ласло «мировой атлас современных целей» продемонстрировал разновекторность и разнокачественность целевых программ наднациональных институтов, таких как ООН, Международной организации труда, Всемирного Совета церквей, ТНК, и национальных государств Европы, Азии, Америки. Эта ситуация должна быть исправлена путём выработки общей для всех целевой программы, формированием духа солидарности перед лицом планетарных вызовов.

6-й доклад – «Энергия: обратный отсчет» (1978), носил явно критический характер: он фиксировал динамику растущих потребностей человечества в энергетических ресурсах и проблематичной возможностью их удовлетворения в мировом масштабе. Вывод и предложения группы, возглавляемой французским социологом Т. Монбриалем, состояли в опасениях по поводу скорого энергетического кризиса и создании органов международного сотрудничества в области энергетики.

7-й доклад – «Пределы обучения» (1979), фиксировал проблемную ситуацию в области образования: неспособность многих обучающих и воспитательных методик дать алгоритм адаптации к реалиям сверхсложного мира. Специалист из США Дж. Боткин, румынский профессор М. Малица и профессор из Марокко М. Эльманджра описали это положение дел при помощи понятия «человеческой лакуны», расширяющейся и углубляющейся из-за несовпадения социальной динамики и традиционных подходов в образовании. Их предложение сводилось к созданию модели «инновационного» образования, включающего в себя способы предвидения будущего и правила адаптации к его разнообразным конфигурациям.

1980 год стал наиболее «урожайным» для Римского клуба: его эксперты подготовили, опубликовали и обсудили три доклада – «Третий мир: три четверти мира», «Диалог о богатстве и благосостоянии» и «Маршруты, ведущие в будущее», т.е. 8-й, 9-й и 10-й соответственно. В них было акцентировано внимание на: 1) альтернативных путях развития мира, поскольку грядет реорганизация капиталистической и социалистической моделей хозяйствования, основывающаяся на бережном отношении к природе, адекватном использовании достижений науки и техники, демилитаризации мирового пространства; 2) западоцентристских экономических практиках, опирающихся на западный – картезианский – образ мысли, и требующих своего пересмотра в сторону отказа от ego-логического понимания «труда», «богатства», «благосостояния» и т.п.; 3) состоянии социально-политических институтов, большая часть которых провоцирует неорганический рост и развитие, в то время как эпохальные процессы требуют перекомпоновки (в т.ч. конвергенции властных и экономических институтов Запада и не-Запада), перенастройки всего социального порядка под нерепрессивный шаблон.

В дальнейшем Римский клуб хотя и несколько умерил свою активность[29], но его доклады по-прежнему были относительно плодотворными и оттого – резонансными. Упомянем их по порядку: «Императивы сотрудничества Севера и Юга» – Ж. Сен-Жур (1981); «Микроэлектроника и общество» – Г. Фридрихс, А.Шафф (1982); «Третий мир способен себя прокормить» – Р. Ленуар (1984); «Будущее океанов» – Э. Манн-Боргезе (1986); «Революция босоногих» – Б. Шнайдер (1988); «За пределами роста» – Э. Пестель (1988); «Пределы опустошенности» – О. Джиарини, В. Сирель (1989); «Африка, победившая голод» – А. Лемма, П. Маласка (1989); «Первая глобальная революция» – А. Кинг и Б. Шнайдер (1991); «Способность управлять» – Е. Дрор (1994); «Скандал и позор: бедность и недоразвитость» – Б. Шнайдер (1995); «Принимать природу во внимание: к национальному доходу, способствующему жизни» – В. Ван Дирен (1995); «Фактор четыре: удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов» – Э. Вайцзеккер (1997); «Пределы социального единства: конфликты и понимание в плюралистическом обществе» – П. Бергер (1997); «Как мы должны работать» – О. Джиарини, П. Лидтке (1998); «Управление морями как глобальным ресурсом» – Э. Манн-Боргезе (1998); «В сети: гипотетическое общество» Ж.-Л. Цебриан (1999); «Человечность побеждает» – Р. Мон (2000); «Информационное общество и демографическая революция» – С. Капица (2001); «Искусство заставлять думать» – Ф. Фестер (2002); «Двойная спираль обучения и работы» О. Джиарини, М. Малица (2003); «Пределы роста – 30 лет спустя» Д. Медоуз и его группа (2004); «Пределы приватизации» Э. Вайцзеккер (2005).

В 2008 году Римский клуб представил Программу «Новые пути к мировому развитию до 2012 года», в котором, в частности, говориться о пяти ключевых моментах мировой динамики: 1) окружающей среде и ресурсах; 2) глобализации; 3) мировом развитии; 4) социальных трансформациях; 5) мире и безопасности. Правда, в 2011 году, усилиями Г. Якобса и И. Клауса, клуб обратился к новой, и не менее злободневной теме – «Глобальным перспективам полной занятости (населения)»[30].

Между тем, наибольший интерес у мировой общественности вызвал доклад «Фактор четыре»[31], подготовленный группой немецкого ученого и общественно-политического деятеля Э. фон Вайцзеккера. Этот доклад подвиг мировую общественность к пересмотру проблемы социального прогресса, которая со всей остротой встала перед слаборазвитыми и развивающимися странами. Подход, здесь предложенный, видит «прорыв» в сложившейся ситуации в изменении соотношения затрат и результатов. Вообще же, авторы доклада утверждают, что на современные процессы огромное влияние оказывает энвайронментальная[32] проблематика. Она преломлена через идею «продуктивности ресурсов», новой организации рынков и перестройки налоговой системы. Подтягивание отстающих государств к лидерам возможно, если использование плодородных земель, электроэнергии, воды, различных видов топлива и материалов станет более эффективным, ориентированным на ресурсосберегающие технологии.

В бывшем СССР глобальные исследования проводились параллельно, а иногда и совместно с западными. Так, в 1968 году был создан Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ), а 1976 году – всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ). Основным направлением деятельности этих институтов являлось создание моделей и сценариев развития регионального и глобального масштабов. Для решения этих задач были привлечены такие научные силы как Нобелевский лауреат, академик Л.В. Канторович, академики А.А. Воронов, В.А. Геловани, Д.М. Гвишиани, С.В. Емельянов, И.Т. Фролов, С.С. Шаталин и др. Участие в международных проектах было обусловлено тем фактом, что СССР в 1972 году стал одним из основателей Международного института прикладного системного анализа (ИИАСА), следовательно, ученые СССР имели выход к проблемам общемирового масштаба.

Кроме названных авторов, заслуживает внимания позиция академика Н.Н. Моисеева, первым откликнувшегося на доклады Дж. Форрестера и группы Ден. Медоуза[33], а затем, с группой сотрудников ВЦ Академии Наук СССР проверивший гипотезу американского астронома К. Сагана о реальности «ядерной ночи», которая может наступить на планете, вследствие ядерного конфликта двух сверхдержав[34]. Кроме того, заслугой этой группы считается построение моделей климатических процессов. В частности, была создана модель «атмосфера – океан – биосфера», позволившая изучать динамику коротких и длинных цепочек в этой системе.

Помимо этого во ВНИИСИ, в 1984 году большой коллектив ученых (В.А. Геловани, Н.И. Лапин, А.А. Арбатов, В.Б. Бритков и др.) под руководством академика Д.М. Гвишиани выполнил доклад под названием «На пороге третьего тысячелетия (глобальные проблемы и процессы развития СССР)». В нем были представлены результаты компьютерного моделирования и экспертных оценок мировой динамики в период до 2000 года, и нашли своё отражение такие аспекты, как продовольствие, демография, энергоресурсы, природная среда (климатические условия), траектории научно-технического прогресса.

На фоне спорадической активности отдельных подвижников нового научного направления, и первых шагов советской глобалистики, дальнейшая её эволюция была более заметной.

Так к концу 80-х в СССР сформировались самостоятельные подходы в анализе глобальной проблематики. Среди них выделяют: философско-методологический подход (И.Т. Фролов, П.Л. Капица, Д.М. Гвишиани, В.В. Загладин, Г.С. Хозин, И.В. Бестужев-Лада и др.); интерсоциальное направление (А.А. Громыко, Ю.Е. Федоров, Р.А. Перелет, Н.Н. Иноземцев, С.А. Мельников и др.); социо-природную глобалистику (Э.В. Гирусов, И.Д. Лаптев, В.А. Лось, Н.Ф. Реймерс, А.Л. Яншин, А.Д. Урсул, И.К. Лисеев и др.). Эти направления отражали предметную и методологическую заинтересованность ученых в концептуализации глобальных процессов, которые, несмотря на «железный занавес», экранировались и на территорию СССР в виде политико-идеологических, социально-экономических и экологических кластеров.

В современной западной глобалистике оформлялись и активно развивались направления, фокусировавшие своё внимание на отдельных сторонах мироцелостности и порождаемых внутри них проблематики. Так, можно говорить о: технократическом подходе (Г. Кан, У. Браун, Н. Винер, Ж.-Ж. Серван-Шрайбер и др.); постиндустриальной глобалистике (О. Тоффлер, Д. Белл, А. Шафф, Дж. Нейсбит, М. Кастельс, Й. Масуда и др.); экзистенциально-культурном направлении исследований (И.Гальтунг, О. Орука, Г. Фолк, Э. Гидденс, К.-Ф. Вайцзеккер); эволюционно-детерминистском подходе (Дж. Рифкин, Дж. Хау, Э. Веленила, Н. Георгиеску-Роден и др.); эко-популистском направлении (Дж. Уолд, Л. Браун, Р. Теобальд и др.). Такое разнообразие подходов стало свидетельством сложности и «подвижности» самого предмета, его структурной и содержательной незавершенности.

Некоторую ясность в понимание предмета внесли 90-е гг. ХХ столетия. Уточнение касалось осознания необходимости включения в дискурс о глобальном мире энвайронментальной проблематики. Поворот к ней наметился после обнародования доклада «Наше общее будущее», подготовленного специальной Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под председательством премьер-министра Норвегии Г.Х. Брутланд[35]. В обсуждаемой проблематике был сделан акцент на взаимосвязи экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. Причем, таким образом, что в 1992 году, в Рио-де-Жанейро Конференция по окружающей среде и развитию приняла «Повестку дня для XXI ст.». Здесь, в частности, говорилось о координальном изменении курса развития мирового сообщества[36].

Вместе с тем, 90-е г.г. обозначили еще ряд ориентаций, позже развернутых в полноценные теории состояния современного мира. В первую очередь речь идет о теории глобализации (Р. Робертсон, Дж. Нейсбит, Э. Гидденс, М. Уотерс, У. Бек, З. Бауман, Ю. Хабермас, А.С. Панарин, А.А. Зиновьев, В.Л. Иноземцев и др.), как новом мегатренде развития человечества. Во-вторых, достаточно своеобразное обоснование приведения мира к единству через крах неэффективных идеологий (коммунизма) представил в своей концепции «конца истории» американский политолог Ф. Фукуяма[37]. В-третьих, в эти годы получила «второе дыхание» концепция локальных цивилизаций, представленная в редакции американского эксперта С. Хантингтона в формате «столкновения цивилизаций»[38]. Указанные концепции породили затяжные дискуссии о структуре и основных интригах (экономических, технологических, идеологических, религиозно-культурных, антропологических) глобального мира. Однако в 1998 году грянул мировой финансовый кризис, заставивший более основательно изучать современные модели экономики, заложенные в них риски.

Начало ХХI века ознаменовалось всплеском системной аналитики по всему миру, вызванным новым этапом информационной революции, событиями 11 сентября 2001 года и последовавшими войнами с «исламским терроризмом». В это время происходит критическое переосмысление векторов глобализации[39], и ищутся пути альтерглобализации (напр., заявленные в работах И. Валлерстайна, С. Амина, К. Агитона и А.В. Бузгалина)[40].

Тем не менее, на постсоветском пространстве наблюдается повышенный интерес к глобалистике, реализуемой не только в виде мультидисциплинарной области знаний, но и обобщающей метатеории.

Так, современная российская глобалистика развивается в собственном русле, хотя и не без влияния западных подходов и концепций. С 90-х г. ХХ века в России действует ряд организаций – «Горбачев-Фонд» (В.В. Загладин, Б.Ф. Славин, В.И. Толстых и др.), «Совет по глобальным проблемам и международной безопасности» (И.С. Иванов и др.). Активизировались академические исследования глобалистики – Институт мировой экономики и международных отношений РАН (В.Г. Хорос, Е.Б. Рашковский и др.), Институт философии РАН – В.С.Степин, А.А. Гусейнов, А.Н. Чумаков и др., Институт исследования проблем постиндустриального общества – В.Л. Иноземцев и др., Институт проблем глобализации – Б.Ю. Кагарлицкий. Ведутся исследования в рамках университетской науки (МГУ – В.А. Садовничий, А.А. Акаев, И.В. Ильин, А.Д. Урсул, Ю.Н., А.Г. Дугин, К.Х. Момджян, И.А. Гобозов, И.А. Василенко, А.И. Костин и др., СПбГУ – Ю.Н. Солонин, Б.Н. Марков и др., Екатеринбургский госуниверситет – В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов и др.).

Интерес к Global studies наблюдается и в других республиках бывшего СССР – Беларуси (А.И. Зеленков, В.С. Тарасов и др.), Казахстане (Е.У. Байдаров, С.М. Баймолдина и др.), Узбекистане (О.А. Науменко), Азербайджане (А.А. оглы Гамзаев).

Современная украинская глобалистика представлена и целыми исследовательскими группами (Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины – Ю.Н. Пахомов, Ю.В. Павленко и др.; Международный институт глобалистики – О.Г. Билорус и др.; Институт философии НАН Украины – Я.В. Любивый, Н.Н. Киселёв, А.В. Крысаченко и др., Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина – Е.А. Афонин, О.М. Бандурка, А.Ю. Мартынов), и отдельными исследователями, такими как С.А. Барышников, В.А. Дергачев, Ф.Н. Канак, В.М. Лукашевич, В.Г. Попов, П.Ю. Саух, Е.Н. Сулима, А.В. Толстоухов, Е.Б. Халамендик, А.М. Черныш, М.А. Шепелев и др.

Как видим, даже беглый обзор истории глобалистики свидетельствует о реальности той проблематики, которую фиксирует и изучает эта наука. В настоящий момент принято считать[41], что в свой состав глобалистика включает такие проблемные узлы: биосферу и её трансформации, феномен глобализации, собственно многообразие глобальных проблем (демографическая, экономико-ресурсная, экологическая, проблему научно-технического прогресса, проблемы образования и воспитания, проблемы, вызванные деятельностью общественных движений и организаций, проблемы культуры и цивилизации, наконец, проблему будущего и альтернативистику).

Итак, глобалистика или Global studies – относительно молодое, междисциплинарное научное направление, изучающее глобальный мир как связное и противоречивое целое, внутри которого протекают разнообразные процессы, ставящие перед человечеством (часто) непреодолимые препятствия и воздвигающие неразрешимые противоречия. Если попытаться дать более строгую дефиницию глобалистики, то можно сказать что глобалистика – это мощный, но не однородный комплекс естественных и социогуманитарных наук, изучающий происхождение, динамику и социоприродную объективацию общемировых (или глобальных) проблем, практические возможности их регулирования, предвидения их разрушительных последствий, а также стремящийся к выработке и управленческой инструментализации альтернативных (устойчивых) сценариев развития миросистемы и её частей, на основе понимания специфики глобальных природных, социальных и социоприродных процессов и систем, в т.ч. их прогрессивной, регрессивной и иной направленности.

 

2. Предмет, структура и задачи глобалистики.

В приведенном выше определении глобалистики нами уже указан предмет данной науки – глобальные проблемы современности. Не касаясь здесь содержательной их стороны, отметим, что они возникают и кристаллизуются на пересечении социально-политических, производственно-экономических, экологических, культуро- и антропогенетических процессов и явлений, характерных для современного мира. Разумеется, эти процессы не ускользают от внимания социологии и политологии, мировой экономики и статистики, демографии и антропологии, культурологии и экологии, также фокусирующих своё внимание на глобальных эффектах развития.

Но сложносоставная и сверхдинамичная природа глобальных процессов и проблемных ситуаций требует: объективного, всестороннего, системного, логически и эмпирически достоверного и прогностически точного их описания/ объяснения/ понимания. Таковое и пытается создать глобалистика как мета-наука, вырабатывающая развернутое представление о формах и сущности тех взаимодействий, которые генерируются и разворачиваются в системе: природа – человек – общество.

Характеризуя системно-динамическое единство человека, общества и природы нужно обратить внимание на то, что это единство выступает объектом глобалистики, т.е. той областью, где зарождаются, оформляются, вызревают и проявляют себя глобальные проблемы и рискогенные тенденции. Тем самым, без общего взгляда на мир, его структуру и динамические свойства невозможно понять саму глобальную проблематику.

Вырабатывая такой общий взгляд, охватывающий космически-биосферную, антропологическую и социальную эволюцию, академик В.И. Вернадский пришел к выводу: организованность всей системы, её структурированность и общий вектор развития зависят от продуктивности научного разума[42]. Научный разум выступает в роли силы, придающей биосфере новый формат и качество – ноосферы (от греч. νόυς – разум). По его мнению, состояние человеческого разума, культуры и морали в настоящий момент является решающим фактором общей эволюции. Отсюда система приобретает вид: природа – человек – социум – научный разум (ноосфера). Но разум, как свидетельствует история истекшего столетия, может быть злым, культура – вырождаться в варварство, а мораль утрачивать атрибуты универсальности и всеобщности или вообще переходить в свою противоположность.

Иной взгляд на системно-динамическое единство человека, общества и природы предложил основатель и первый президент Римского клуба А. Печчеи[43]. В его понимании эта система должна включать в себя технику как главный фактор системных изменений. Тем самым, глобальные проблемы современности как предмет глобалистики, предполагают «тотальную систему»: природа – человек – общество – техника, в рамках которой они зарождаются, развиваются и получают свою материализацию.

Наконец, нельзя обойти вниманием позицию известного венгерского ученого и футуролога Э. Ласло. По мнению Э. Ласло, современное восприятие мира «возводит экономический рост в ранг вершины общественного прогресса», и, кроме того, именно экономика «является полем битвы, на котором люди, предприятия и нации борются за выживание и за прибыль»[44]. Отсюда вся система может иметь принципиально иной вид: природа – человек – общество – экономика, в которой рынок как глобальный трансформер определяет логику развития остальных подсистем и элементов. Конечно, в этой связи возникает тема глобализации, в частности, экономической глобализации как главной интегративной силы современного этапа истории.

Однако понятно, что в приведенных взглядах В.И. Вернадского, А. Печчеи и Э. Ласло на объект глобальных исследований, содержится указание на различные «механизмы» соединения подсистем в глобально-эволюционную целостность, на конвергентную логику их сосуществования вплоть до возникновения некоторого мега-алгоритма. Причем, данные «механизмы» представляются в виде объективно-субъективных функционалов. При этом вопрос о «джокере» глобальной эволюции остается по-прежнему дискуссионным.

Нужно отметить, что имеют место попытки устранения неопределенности в понимании объекта и предмета глобалистики: так, сделанный в своё время М.А. Чешковым акцент на рамочной концепции, с претензией на наддисциплинарный характер и включающий в себя «твердую» и «мягкую» версии освоения предметной области глобалистики[45], пока не признан научным сообществом. И это несмотря на то, что выпущены фундаментальные издания: Глобалистика: Энциклопедия (2003) и Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь (2006), выходят тематически ориентированные журналы «Век глобализации» и «Journal of globalization studies»; проведены два Международных Конгресса «Глобалистика – 2009» и «Глобалистика – 2011».

Тем не менее, из всех современных подходов к объекту и предмету глобалистики, наибольшее внимание заслуживает обобщающая концепция А.Н. Чумакова, в которой в полной мере развернуты глобалистские посылки академика В.И. Вернадского.

В этой концепции в первую очередь обращает на себя внимание идея триосферы, представленная через геологическую (область «костной природы»), биологическую («область жизни») и социальную (область духа и социальных отношений) сферы. Он полагает, что «триосфера как целостное явление, в лоне которой протекает глобализация, не только не стала предметом специального осмысления, но даже ещё не артикулирована»[46]. В свою очередь, попытки обнаружения общей логики развития геобиосоциосистемы или выведения формулы геобиосоциогенеза, сводятся к эволюционной парадигме, т.е., установлению тенденций «метаморфизма», т.е. «метаморфоза эпох» для каждой из сфер по отдельности, и всех вместе как единой системы. Такая идея о единой цепи «эпометаморфозов», приводит А.Н. Чумакова к заключению, что решающее значение в эволюционной динамике мира играет смена исторических форм мировоззрения. Поэтому в истории глобальной системы можно наблюдать пять эпометаморфозов (от появления человека разумного, формирования мифолого-религиозного, философского и научного миропонимания, до появления глобального сознания и глобальной гуманистической перспективы). Указанные мировоззренческие трансформации, как и координаты человеческой деятельности, вообще выступают важнейшими детерминантами изменений в сферах геологической и биологической эволюции. Проще говоря, геолого- и биообразование поставлено в зависимость от планетарного сознания нынешнего человечества, его ноосферных притязаний.

Правда, в понимании структуры и логики формирования глобальной системы есть более критический взгляд. Он принадлежит российскому экономисту и общественно-политическому деятелю Х.А. Барлыбаеву. Для него тотальная эволюционирующая система – это «циклопическое естественно-искусственное образование». Предлагаемая формула отражает фактичность связной эволюции, ее сверхдинамичных качеств и направленности: биоантропосоциоагротехносфера (или БАСАТС)[47]. Эта система конституировалась как результат деятельности человека, и совместно с законами природы, является открытой, неравновесной, нелинейно развивающейся. Следовательно, для своего объяснения и понимания она нуждается как в классических теориях и методах, так и в синергетическом инструментарии. Но очевидно и другое, ее описание будет неполным и всегда нуждающимся в уточнениях.

Итак, фиксируемая всеми названными авторами, – тотальная система в различных её вариациях, – выступает объектом данной науки. При необходимости в самой тотальной системе можно усмотреть и более дифференцированные величины – глобальные системы, глобальные процессы и глобальные проблемы как в природном, так и в антропогенном измерениях[48]. Но для конкретизации предмета из мировой тотальности нужно сделать некоторые методологические уточнения.

Нередко можно слышать мнение о том, что глобалистика интересуется такими переменными величинами миросистемы как: количество и структура населения Земного шара; качество жизни людей в различных регионах планеты; состоянием биосферы, её способностью к регенерации в условиях удвоенной (по сравнению с допустимой) антропогенной нагрузки; количеством невозобновляемых и возобновляемых ресурсов; тенденцией роста технического могущества человечества, в т.ч. в военно-промышленной, хозяйственной и культурно-досуговой сферах; разнообразными факторами, приводящими миросистему и её целостность в неустойчивое, раздифференцированное и неуправляемое состояние.

Поэтому, без учета фактора фундаментального альянса современных технологий и экономики (рынка), понимание объекта и предмета глобалистики будет неполным. Не секрет, что и ранее указывалось на этот альянс (Э. Фромм, Ж. Бодрийяр, М. Олсон, М. Кастельс и др.). Сегодня же эта проблема должна быть артикулирована в виде принципа формирования маршрутов человечества институтами рынка и современной техники, а именно, идеологией laissez faire и превосходства технологического принципа над гуманитарным. Конечно, рыночная идеология видоизменилась на пути от классического – через неклассический – к постнеклассическому капитализму (Ф.Г. Федотова), и предстает в виде либертарианства, а технологический принцип прошел путь от органопроекции к техносфере, ядро которой составляет сетевой интеллект. Но на фоне мирового финансового кризиса (в основе которого лежит идея Бреттон-Вудских финансовых учреждений и либерально-монетарного методология)[49], и развертывания информационной революции с претензией на тотальное «операциональное могущество» (А.П. Назаретян)[50], делает эту точку зрения вполне легитимной. Тем более, в свете включенности экономической переменной в концепцию устойчивого развития.

Иначе говоря, трактовка объекта и предмета в версиях В.И. Вернадского – А.Н. Чумакова как вполне оптимистическая, должна быть скорректирована с учетом реализма позиций А. Печчеи – Э. Ласло – Х.А. Барлыбаева.

Отсюда следует, что предметом современной глобалистики нужно считать драматические взаимоотношения между подсистемами единой био-антропо-социо-техноэкономической целостности: природа < > человек < > общество < > техно-экономика, равно как и общую эволюцию всей мегасистемы.Последняя величина, конечно же, имеет свой суператтрактор в виде гармонично мыслящей и действующей оболочки земли или ноосферы.

Однако, говоря о таком состоянии предмета нужно сделать один, как мне представляется, важнейший акцент. Когерентная картина происходящего, рисуемая глобалистикой (геобиохимические циклы, социально-исторические революционные трансформации, НТП и экономический кризис) – это во многом одностороння картина, поскольку логика жизни системообразующего элемента – человека, сама крайне многозначна, не говоря уже о том, что он, в своей бытийной неопределенности, способен (?) нужным для него образом переформатировать гео- и биосферы – в ноосферу. Конечно, достаточно просто постулировать единство человечества, а за ним рассматривать весь универсум сквозь эту призму. Но есть явные ограничения экологического, социального, ценностно-ментального и этического характера, о которых писали В.И. Вернадский, А. Печчеи и «Римский клуб», глобальные экологи и этики. Они касаются системной вменяемости человека, его «человеческих качеств», наконец, ответственности за судьбу Бытия, которая в большинстве экономических, политических и культурных действий просто отсутствует.

Поэтому здесь нужна дистинкция человечества на вполне определенные антропокоды, порожденные конкретными цивилизационными процессами: не только на Востоке и Западе, но и в Евро-Атлантике, Китае, Индии, Евразии, Латинской Америке и Африке. Причем, дистинкции, усматривающей в «заподоиде» (А.А. Зиновьев), «либероиде» (С.Э. Кургинян) главную ударную силу современного мира. Причем, отнюдь не ноогенную. В этом отношении справедлива ремарка П. Тейяра де Шардена о том, что «ведущая ось антропогенеза прошла через Запад», поскольку «всё, что было давно известно в других местах, приняло окончательное человеческое значение, лишь войдя в систему европейских идей и европейской деятельности»[51]. И если западная цивилизация генерировала нынешние формы эволюции, поддерживаемые и развиваемые «западоидом», то ею же осуществляется специфический техноэкономический отбор. Отсюда намечающееся усложнение задачи глобалистика, как научного направления и учебной дисциплины.

Считается, что главными особенностями взгляда глобалистики на свой объект и предмет являются:

1) мир ей представляется как единое и связное целое, как сложная система локальных (транслокальных), региональных (трансрегиональных) и собственно глобальной площадок жизнедеятельности;

2) это целое находится в кризисном состоянии, причем кризис диагностируется как исторически предопределенное, т.е. объективное и закономерное состояние всей системы;

3) сущность кризиса осознается через преодоление современным человечеством естественных пределов воспроизводства биосферы, её структурной и функциональной разбалансировки из-за неадекватного технологического роста и моделей хозяйствования;

4) для восстановления гомеостазиса (равновесия) в системе природа – человек – общество – техно-экономика необходимы срочные мобилизационные меры и добрая воля всего человечества;

5) для выработки сценариев и моделей мировой динамики глобалистика использует всё существующее в современных науках разнообразие подходов и методологических инструментов, наиболее универсальным из которых является универсальный эволюционизм.

В свою очередь, глобалистикаставит перед собой иберется решать такиепознавательные и практически-организационные задачи:

а) она стремится адекватно описать свой объект и предмет за счет философской координации усилий т.н. материнских наук (геологии и физики, экономики и политологии, социологии и психологии, теории международных отношений и международного права, культурологии и этики и т.д.);

б) она целенаправленно и методично фиксирует проблемы и противоречия глобального мира на двух уровнях: уровне явлений и уровне сущности;

в) в её компетенцию входит выработка методологии исследования и регулирования глобальных проблем современности, управления глобальными процессами и рисками;

г) ею решается мировоззренческая задача, т.е. переформулировка принципов организации жизни и деятельности в условиях растущей нестабильности в миросистеме и общей неопределенности судеб человечества;

д) она предлагает варианты решения большинства глобальных проблем незамедлительно, путем апелляции к политическим и хозяйственным элитам мира.

Кроме того, рефлексия актуальных проблем глобалистики выдвигает и такие немаловажные задачи как: а) «морфологическую» задачу, или констатацию, фиксацию и наблюдение за глобальными природными и антропогенными системами; б) задачу изучения кризисов, в т.ч. глобальных, региональных и локальных; в) задачу по развитию моделирования, прогнозирования и предвидения глобальных систем, процессов и проблем[52].

Суммируя эти задачи можно сказать, что цельглобалистики – как научного направления – это выработка адекватной с точки зрения состояния всех наличных и потенциальных параметров миросистемы, стратегии жизни человечества в новых сверхсложных био-социо-техногенных условиях, когда оно поставило (само себя) в неорганические рамки существования.

В своей другой ипостаси, т.е. в качестве учебной дисциплины глобалистика, несмотря на ее положение юной и становящейся научной теории, ориентирована на реализацию задач образовательного плана, среди которых конкретизированы следующие:

1) задача комплексного изложения дисциплин, в сумме дающих объемное представление об объекте и предмете глобалистики;

2) задача по внедрению в учебный процесс обобщающих моделей глобального развития, и прежде всего, нелинейных моделей эволюции, социальной динамики и технологического развития;

3) задача интеграции естественно-научного и гуманитарного типов знания[53]. Кроме того, преподавание глобалистики мне видится как наиболее эффективный путь формирования современного мировоззрения, а также актуализацию фигур глобального сознания[54].

Разумеется, успешное решение указанных задач предполагает знакомство с основными методами современной глобалистики.

 

3. Методологический инструментарий современной глобалистики.

Как и всякая наука, глобалистика стремится понять, описать и объяснить глобальный мир, его процессы и проблемы опираясь на ряд принципов, используя теоретические конструкты и модели, привлекая специальные понятия – категории.

Для понимания существующего арсенала средств работы глобалистики со своим объектом и предметом, полезно остановиться на ее общей архитектонике.

Существует мнение, что глобалистика имеют собственную аксиоматику, т.е. несколько исходных положений, на которых основывается, а затем и генерируется её знание[55]. Так, первой аксиомой считается положение о высшем предназначении человечества, выраженном в учении о ноосфере В.И. Вернадского, но в нынешнем виде не совпадающим ни с физическим, ни с духовно-нравственным обликом землян. Второй считается аксиома об антропогенном пределе Земли, т.е. о «запасе прочности» планеты, способной/ неспособной выдержать интегральную деятельность человечества. Третьей аксиомой служит утверждение о хрупкости и смертности всех цивилизаций и это несмотря на то, что цивилизации, как считал Ф. Бродель, «представляют собой непрерывный процесс исторической преемственности»[56]. Понятно, что эта смертность напрямую зависит от духовных притязаний каждой из цивилизаций, включая нынешнюю – глобальную. Четвертой аксиомой является принцип недопустимости неконтролируемого экономического роста, который характерен для современных глобальных экономических парадигм. Эта аксиома опирается на идею ускоряющегося динамизма современной экосистемы, которая имеет собственные пределы воспроизводства[57]. Пятая аксиома утверждает неспособность отдельных стран (в т.ч. сверхдержавы – США) обеспечить адекватные параметры социоприродной и гуманитарно-нравственной эволюции, и наоборот, глобалистика исходит из диалогового (полилогового) принципа развития миросистемы. Наконец, шестая аксиома постулирует реалистичность иных идеалов развития, несводимых к уже опробованным или дискредитировавшим себя в ходе социоприродной эволюции.

Помимо этого, глобалистика исходит из обобщенных моделей жизнедеятельности человечества, отраженных в «ресурсной» и «биосферной» моделях мира[58], которым на смену могут прийти техно- или ноосферная модели. Понятно, что описание этих глобальных экосистем (абиотических и биотических), равно как описание «глобального человейника» (А.А. Зиновьев), требует специального лексического аппарата, состоящего из целой гаммы специальных категорий.

Такими категориями на сегодняшний день являются: «глобальный мир», «глобальные системы», «глобальные процессы», «модели мира», «человеческая цивилизация» и «мировые цивилизации» («геоцивилизации»), «глобализация» и «глобализм», «глобальное экономическое пространство», «мировая экономика», «глобальная культура», «модерн» и «постмодерн», «пост-человек», «естественные системы», «экология», «самоорганизация» и «самосохранение», «глобальная динамика», «глобальные риски», «устойчивое развитие», «регулирование глобальных процессов», «глобальное управление», «будущее», «глобальные альтернативы» и т.д. По большому счету используемые категории ещё не сложились в единую систему описания реальности, чему препятствует разнообразие теоретических подходов к глобальному миру.

Среди концепций, активно задействованных в современной глобалистике для адекватной работы с ее объектом и предметом, следует назвать:

1. Структурно-функциональный подход, предложенный американским социологом Т. Парсонсом. Его работа «Система современных обществ»[59] дает четкое представление о социальной структуре современного мира, куда входят: а) доиндустриальные общества с двумя «эволюционными универсалиями» - статусной стратификацией и культурной легитимацией через письменную традицию; б) индустриальные или современные общества с четырьмя универсалиями – бюрократической организацией, деньгами и рынком, единой правовой системой и демократическими (правительственными и неправительственными) объединениями. Кроме того, в ходе становления западной цивилизации в конце ХХ – начале ХХI ст. можно говорить о корректировке схемы Т. Парсонса в пользу введения следующего элемента; в) постиндустриального общества с присущими ему специфическими чертами в сфере занятости и досуга, знаний (интеллектуальных технологий), организации и управления хозяйства, самогенерируемого технологического роста.

2. Концепции индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон, А. Турен, Д. Белл, Дж.К. Гэлбрейт, О. Тоффлер, Дж.П. Барлоу, Э. Дайсона, М. Кастельса, Дж. Нейсбита, М. Постера, Д. Тепскота, Т. Стоуньера и др.), дающие анатомию социальной структуры, экономических институтов и культурных ценностей, описывающие их функции и «механизмы» целеполагания. При этом, в понимании их специфики решающая роль отведена именно технологическому и информационному факторам, как ядру данных социальных конструкций.

3. Теорию «общества риска» (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, Г. Бехманн и др.), предлагающую анализировать бытие современных обществ через экологические, технические, политические, экономические, интеллектуальные риски и вызовы, и стремящуюся вырабатывать рецептуру их своевременной и адекватной оценки, а также шаги по их преодолению или минимизации. Так или иначе, человечеству уже приходится считаться с мировым финансовым кризисом, с опасностью запуска Большого адронного коллайдера (LHC), попытками внедрить искусственный интеллект (ИИ) в процессы современной жизни, феноменальным ростом разработок новых видов вооружений (в т.ч. космических) и биотехнологий.

4. «Мир-системную парадигму» (А.Г. Франк, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, С. Амин и др.). Считается, что французскому историку Ф. Броделю принадлежит своеобразное первенство в её создании, поскольку в своей главной работе – «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв.» он выдвинул и на примере исторической эволюции различных регионов планеты, и в первую очередь – Запада, обосновал понятие «мир-экономики». Основная идея работы состояла в том, что в XV – XVIII ст. из разрозненных экономических зон Европы – Генуи, Антверпена, Ганзы, Леона, Лондона и т.д. складывается единый западный «мир-экономика» с его специфической структурой и логикой развития. Впоследствии он, за счет географических открытий, военных экспансий и средств сообщения расширился до глобальных пределов, в той или иной степени подчиняя себе иные (локальные) «миры-экономики». Напротив, С. Амин и А.Г. Франк считают, что миросистема сложилась задолго до возникновения и развития капитализма, а именно в древности и средневековье (Египет, Римская империя, империя моголов, Османская империя и т.п.).

Нынешний ведущий представитель этой теории – американский социолог Э. Валлерстайн, который в главной работе «Мир-система»: прошлое, настоящее, будущее» (1972 - 1974) изложил структурные и динамические параметры мира. Его основной тезис состоит в том, что с определенного момента времени мир интегрирован в систему, структура которой включает три сектора – метрополию (Запад); полупериферию (некогда СССР, сейчас Китай, Индия, Бразилия); периферию (страны т.н. третьего мира, т.е. отсталые, живущие на обочине истории народы Африки, Юго-Восточной Азии). Валлерстайн склонен думать: миросистема с момента своего зарождения (1490) только укреплялась и усиливалась, несмотря на видимые её структурные и параметрические изменения. Менялись центры миросистемы – Западная Европа, Англия, США, но эволюция её структуры продолжается вплоть до сегодняшнего дня. Сейчас экономическим центрами мировой экономической и политической активности являются Нью-Йорк и Вашингтон, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио. Именно здесь происходит принятие судьбоносных для всех современных государств и народов – решений.

5. Логическую социологию и интеллектологию А.А. Зиновьева. Разработав эти направления науки, русско-советский мыслитель показал, что они интересуются языком и методами исследований социальных объектов, равно как и многомерным феноменом «логического интеллекта». В первом случае Зиновьевым, на уровне явлений и на уровне сущности (законов), описаны процессы эволюции социальных систем, вплоть до возниконовения «западнистского сверхобщества» и реализации им проекта управляемой глобальной эволюции[60]. Во втором, – логические средства функционирования человеческого интеллекта, в своей жизни имеющего дело с логическими, онтологическими и методологическими трудностями. В т.ч. при реализации «фактора понимания» сверхсложных социальных явлений.

6. Синергетику и социосинергетику (И. Пригожин, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, В.П. Бранский, Л.В. Лесков, Д.И. Трубецков, В.Г. Буланов, В.В. Василькова, И.С. Добронравова и др.), которая исходит из того, что мир – это открытая и нестабильная система, а в её развитии роль случайности более фундаментальна, чем роль необходимости. На этом основании она интересуется возникновением порядка из хаоса, образованием сложных пространственных структур и других феноменов самоорганизации[61]. Как новая парадигма в науке – синергетика – описывает нелинейные геопроцессы, строит нелинейные модели биологической эволюции и социального развития. Применительно к обществу она настаивает на нелинейных моделях динамики народонаселения и миграционных процессов, сельского хозяйства и производства биоресурсов, наконец, экономической и социально-политической динамики[62].

7. Универсальный эволюционизм (Н.Н. Моисеев, С.П. Капица, А.Д. Урсул, И.В. Ильин и др.), близкий к синергетике, но обладающий собственной схемой анализа социоприродных процессов. Данное направление опирается на идеи системного и эволюционного подходов, что позволяет рассматривать неживую, живую и социальную материи в фокусе единого универсального эволюционного процесса. Универсальный эволюционизм опирается на «гипотезу о суперсистеме» – Вселенной, «постулат о начале» и аксиомы состояния. Далее, через механизм: «изменчивость-наследственность-отбор», и методическую ревизию «системных свойств» миросистемы[63] представители данной группы пытаются описать её противоречивую динамику, в т.ч. посредством идеи «коллективного интеллекта». На долю последнего выпадает задача управление глобальным развитием, которая реализуется при помощи императива ответственности за согласованную деятельность природы и общества.

8. Экологическую антропологию, основы которой разработаны Дж. Стюардом и Л. Уайтом[64], а развитие базовых идей имеет место в трудах многих современных исследователей – Г. Йонаса, К. Гирца, Ч. Тейлора, Г. Бейтсона, Б.В. Маркова, Ф.В. Лазарева, В.А. Малахова, В.С. Крысаченко и др. Это направление антропологии пытается выявить причинно-следственные





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 602 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2343 - | 2146 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.