Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет и объективные основы взаимодействия философии и мелиорации




 

Прежде чем попытаться проанализировать предмет философии мелиорации зададимся вопросом: «Что же такое философские основания науки вообще?». Дадим этому понятие. Очевидно – это одно из центральных понятий современной философии, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания. Философские основания науки выполняют две основные функции: во-первых, являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту; во-вторых, определяют эвристические программы научного познания, ориентируя ученых на новые формы связи между субъектом и объектом, и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия. Философия мелиорации, на наш взгляд, это одно из значимых проблемных полей философии природы, основанное на комплексном системном анализе мелиорации как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Вырастает из анализа материальной культуры в классической философии и анализа мелиоративного знания, которое трактуется как знание о специфическом объекте (искусственно созданные системы – в отличие от естественного объекта естествознания), в котором, однако, в эксплицитном виде сформулирована универсальная, но обычно не артикулируемая цель любого познавательного процесса – достижение прагматического результата. Современная проблематика философии мелиорации оформилась в процессе становления синтетической программы исследования мелиорации как многоаспектного феномена, требующего междисциплинарного подхода, включающего усилия далеко не только методологической, но также цивилизационной, исторической и культурологической парадигм, что предполагает анализ феномена мелиорации в рамках социально-политической, антропологической, нравственно-эстетической и аксиологической исследовательских матриц. Ориентация на такое предельно широкое рассмотрение феномена мелиорации находит свое выражение в концепции мелиоративного мировоззрения, в рамках которой под мелиорацией понимается не только отрасль народного хозяйства, занимающаяся коренным улучшением земель, грунтов, ландшафтов и неблагоприятных климатических условий для различных хозяйственных, природоохранных и др. целей; не только машинно-механизмное оснащение деятельности, но это и особый стиль мышления – тип рациональности, ориентированный на взаимодействие с природой, на операционализм и инструментализм. Максимально широкое толкование феномен мелиорации получил в антропологическом аспекте мелиорации, включающем в понятие мелиорации систему потребностей и аксиологических значений, формирующихся у человека в контексте взаимодействия с природным и техническим окружением, особые установки сознания, сформированные в ходе мелиоративного образования и воспитания. Таким образом, синтетическая программа современной философии мелиорации предполагает комплексное исследование своего предмета: формируются такие проблемные поля философских вопросов мелиорации, как развитие мелиорации в системе общества, ее функции, роль и статус в истории цивилизации, социокультурные и гуманитарные аспекты развития мелиорации. Философия мелиорации основывается на философском отношении человека к природе. «Мелиорация – это деятельность, направленная на изменение свойств и режима природной среды для заданных целей». Это обстоятельство требует умения конкретизировать понятие «природа» и правильно его употреблять в различных ситуациях, применительно, прежде всего, к мелиорации.

Как отмечают А.В. Грибанов и В.Н.Шкура: «В течение многих столетий жизнь человеческого сообщества связана с «мелиорацией» (от латинского - melioratio - улучшение). В процессе исторического развития само слово «мелиорация», оставаясь неизменным, стало обозначать вид человеческой деятельности, отрасль производства и науки, специальность и учебную дисциплину, средства воздействия на природную среду и многое другое. По мере востребованности обществом появились специалисты, реализующие «мелиорацию», которых стали называть мелиораторами» (266. С.5). В этом учебном пособии дается попытка философского обоснования мелиорации.

Философия и методология науки занимают в этом ряду особое место. Наука многоаспектна, многогранна. Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют. Итак, наука - это производство знаний, это и экспериментальные средства, это и методы, посредством которых познаются предметы исследований, это - люди занятые научным исследованием, написанием статей, монографий, это учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов и т. д. Это системы знаний, это конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции и так далее. Отсюда видно, что наука – это определенная человеческая деятельность, обособленная в процессе разделения труда и направленная на получение знаний. Изучать науку – это значит изучать ученого за работой, изучать технологию его деятельности по производству знаний. Ученые, как правило, ограничиваются описанием тех аспектов своей деятельности, которые можно представить и как характеристику изучаемых явлений. Так, например, когда мелиоратор описывает оросительные системы и источники орошения для овощных хозяйств на Юге России, это не только описание деятельности, но и описание того, что ученый изучает, (например, химизацию овощных культур при орошении). Результаты исследований ученого могут иметь нормативный характер, ибо, описывая деятельность, которая привела к успеху, мы сами прогнозируем положительный образец или наоборот. Наука – это далеко не только деятельность, но это и надличностное явление, особый тип традиций, которые передаются в человеческой культуре. Деятельность и традиция – два связанных между собой аспекта.

Философия науки (философия мелиорации), будучи дисциплиной гуманитарной сталкивается с кардинальной проблемой объяснения и понимания.

Соотношение понимающего и объясняющего подхода - это сложная проблема не только философии науки, но и гуманитарного познания вообще. Анализ науки как традиции и деятельности – это два способа анализа, дополняющие друг друга. Наша задача, именно опираясь на них выделить особый аспект сложного целого, которым является наука (мелиоративная, например наука). И их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке. Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию, важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. В процессе развития науки происходит не только накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые его объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда. Даже беглое сравнение современной науки и науки предшествующих эпох обнаруживает разительные перемены. Ученый классической эпохи (от 17 до начала 20 века), допустим, Ньютон или Максвелл, вряд ли принял бы идеи и методы квантово-механического описания. Меняются от эпохи к эпохе функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями. Уже в 17 веке возникающее естествознание заявило претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука все активнее стала воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на общественное сознание людей. Во второй половине 19 века наука получает расширяющееся применение в технике и технологии, становится производительной силой общества. В 20 веке расширяется использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука все больше применяется в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. А, соединяясь с властью, она начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития.

Предметом философии науки, в том числе философии мелиоративной науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Мелиорация, как и другие науки, существует и развивается в тесной связи с философией, что порождено самой природой научного познания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 607 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.