деятельности. Наиболее разработанной идея космизма предстает в «Философии общего
дела» Н. Ф. Федорова (1828 — 1903). Федоров пытался синтезировать два
методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы
человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его космическом проекте получает
невиданно •широкое поле для своей самореализации, становится гарантом со-Ирсранения и
увековечивания жизни. При этом нравственный критеРий человеческих деяний
распространяется не только на отношение человека к человеку, но на всю область отношений
человека к приро-ie, приобретая онтологический статус. «Философия общего дела»
риентирована не только на победу человеческого духа на Земле, но в русле античной
традиции — на повсеместное превращение Хаоса Космос.
Эту идею Федоров обосновывает с позиций религиозного мировоззрения. Однако
мыслитель не шел в русле какой-то узкокон-фессиональной традиции. Он отвергал
догматизированную религию, проповедывающую бездеятельность человека, покорность
судьбе, смирение. У Федорова довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая
тенденции. Бог понимается им не как потусторонняя всемирная сила, творящая все из
ничего, а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщая мирообъединяющая
Любовь. Несводимый к природе, но и не отделимый от нее, Бог действует через волю и
разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, то есть внесение в
природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, — есть сам мир, сама
взаимосвязь всего в этом мире.
Ключевую роль в учении Н. Федорова играла идея преодоления смерти.
Действительным антиподом смерти от считал жизне-воссоздание, воскрешение умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований, воскрешение человека, по мнению Федорова, совершается не в потустороннем мире, а в посюстороннем, и н«. духовно, а
физически, в вещественном воскрешении души и телг. в их единстве. Воскрешение, по
мнению Федорова, это не единичны? акт, не удел избранных, а призвание и достояние всех,
не только всех
людей, независимо от звания и сословной принадлежности, но и все>> народов, т. е.
общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидание чуда, а предполагает
активную деятельность всех людей в этом направлении. Следовательно, Человек является не
только объектом, но и субъектом воскрешения: одни люди воскрешают других, эти
воскресшие сами могут стать воскресителями.
Федоровская концепция воскрешения охватывает два аспек та. Первый —
оживление в прямом смысле этого слова. Второе — отчасти в метафизическом, как
пробуждение к подлинной жизни, которая включает в себя и способность природы к
самовоссозданию и идею «оживления» живых, то есть раскрытия и использования и:
творческого потенциала, воодушевление их на «общее дело» жизне утверждения и
жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных пр< > блемой воскрешения, входит и
«санитарный вопрос»: экологически мероприятия, направленные на оздоровление Земли,
сохранении существующей на ней жизни: преодолевание заболеваний, эпидемий, голода,
старческого одряхления.
Наибольшее внимание русский ученый-самоучка уделял ра." работке проекта
воскрешения предков. И здесь наиболее фантаста ческая и утопическая часть его системы,
хотя он и стремился обоснс вать эту идею наиболее наукообразно. Основная задача, по его
мне нию, состоит в том, чтобы выявить и собрать все атомы и молекуль входившие некогда в
состав умерших организмов. Поскольку эти ча стицы претерпели огромные изменения,
Федоров предлагает ее здать специальные научные центры, с привлечением физиков, хк
миков, астрологов, физиологов, археологов. Особую роль, как он полагал, призвана
сыграть наука о бесконечно малых молекулярных движениях. Волны, возникающие в
результате вибрации молекул и несущие в себе лучевое изображение предков, найдут, считал
Федоров, созвучный отклик в содрогании частиц, происходящих в живых существах,
родственно связанных с умершими; химические могут соединить сродное в прахе и отделить
чужое. Федоров назвал этот процесс теллуро-солярным и теллуро-крсмическим.
Эта концепция, по сути дела, отрицала наличие грани между живым и неживым, она
отрицала специфику жизни как особого качественного состояния материи. Этот подход
Федоров распространял и на трактовку духовного мира. Он не видит качественного различия
между душой и телом. Следуя вульгарным материалистам, Федоров рассматривает мысль
как разновидность вещества.
Общее дело — это прежде всего, регуляция природы, управление ее силами. Воскрешениенеотделимо от регулирования, происходит через него, на его основе. Неустройства нашейжизни коренятся по Федорову, в дисгармоничных отношениях природы и человека. Природавыступает как враждебная нам сила, но не по злой
воле, а из-за своей бессознательности.
Всеобщая регуляция, считал Федоров — это процесс, имеющий внутренний и
внешний аспекты. Под внутренним он имел в виду психофизиологическую регуляцию,
предусматривающую управление слепыми силами в человеке. Внешняя регуляция
развертывается от Земли ко всему целостному миру — Космосу и охватывает собой
следующие ступени: 1) метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как
целое (управление атмосферами и сейсмическими процессами, рациональное использование
земных недр, солнечной энергии и т. д.; 2) планетарную астрорегуляцию, объектом которой
является солнечная система; 3) всеобщую космическую регуляцию, объектом которой
является бесконечная Вселенная. В русле этой последней ступени регуляции Федоров
выдвигает оригинальную идею превращения Земли в космический корабль — «Земноход».
Иначе говоря, Федоров считает возможным на какой-то ступени добиться схода Земли с ее
постоянной орбиты и уход в космические просторы по сознательно прокладываемому курсу.
В результате развития регуляции вся природа, по мнению Федорова, станет сферой
человеческого обитания, объектом разума и труда, единой космохозяйственной системой.