Мировоззрение — это сложное, интегральное образование
общественного и индивидуального сознания. Существуют различные компоненты — знаний, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных
компонента:
1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях —
повседневных, профессиональных, научных и т. Д.
2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы,
убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений
мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.
Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять
потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком, своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п.
Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.
3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, Ценности и нормы
реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-
волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания,
ценности, убеждения, а реальная готовность человека к определенному типу
поведения в конкретных обстоятельствах.
На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как
Совокупность взглядов, оценок, норм и установок,определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
3.Типы мировоззрения. Специфика философского решения мировоззренческих проблем.
философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер,
их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в
целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она
унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий
накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся
философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия — это теоретически
сформулированное мировоззрение.
Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.
Таким образом, относя
философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну
из существенных ее особенностей. Философия — это теоретический уровень
мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и
носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно
сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало
философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия —мать науки.
универсализм — характерный признак философского способа освоения действительности.
Другой важной особенностью философского способа освоения действительности
является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая
в основе). Субстанция —• это предельное основание, позволяющее сводить чувственное
многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно
устойчивому и самостоятельно существующему.
Таким образом, одной из характерных черт
философского размышления является сомнение. Именно с сомнения и началась философия.
Первичной, исходной единицей историко-философского процесса является
философское учение того или иного мыслителя. Философское учение — это система
определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное
учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку фор-
мируются философские школы
Философские школы —• это совокупность
философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами.
Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых
различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями. Например,
в современной философии таким течением является неопозитивизм, персонализм и т. д.
Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе
именуются философскими направлениями. Философское направление представляет
собой совокупность философских течений, которые при
всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное
значение, положения. Философские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяжении ряда исторических эпох. В качестве примера философских направлений можно назвать материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм и т. д.
С развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем. Из этого нередко делаются необоснованные выводы. Первый — о том, что у философии нет единого систематизирующего начала и, следовательно, невозможна ее самотождественность. Второй — о том, что поскольку философы обосновывали противоречащие друг другу положения, которые в равной мере оказываются опровержимыми, постольку философия не способны отыскать истину. Отсюда следует вывод о несостоятельности любых философских воззрений.
4. Философский плюрализм: причины и истолкования.
Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций
Философский плюрализм появляется вследствие историчности человека, всех форм
его материальной и духовной деятельности. Историческая обусловленность философской
мысли, на которой настаивал Гегель и Маркс, не вызывает сомнения. Философия как форма духовной деятельности необходимо должна нести в себе момент историчности. Философия — это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека.
Проблема исторической обусловленности философии имеет много аспектов,
сторон. Прежде всего, эта историчность проявляется в том, что создатели философских
систем, мыслители, являются детьми своего времени, своей цивилизации, своего народа,
государства, вероисповедания и т. д. Следовательно, на многообразие философских систем
накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя,
его национальная и вероисповедальная принадлежность и другие моменты, которые
характеризуются определенными материальными и духовными параметрами: развитием
производства, характером общественных отношений, состоянием науки, культуры,
искусства, тенденциями в их развитии и т. д. Вероятно, определенное влияние может
оказывать и социальное положение мыслителя. Хотя исторический опыт свидетельствует,
что рабу-вольноотпущеннику Эпиктету и императору Марку Аврелию это не мешало
развивать сходные философские идеи стоицизма.
Таким образом/признавая историческую обусловленность многообразия
философских учений, школ и течений, следует иметь в виду, что это признание не отменяет
признания приоритета личностного начала в философии. Философское учение — не просто
продукт эпохи. Это все продукт размышлений, установок, переживаний конкретной
личности. Эпоха преломляется, реализует свои императивы, требования через духовную
деятельность личности мыслителя. Другое дело, что не все мыслители и не все эпохи стре-
мились выразить свое «Я». Для некоторых эпох, в частности для средневековья, вообще не
принято говорить от имени своего «Я». В такую эпоху философ хочет, чтобы его мысли
воспринимали как голос времени, государства или истолкователя голоса высших сил —
Бога. В средневековой теологии главным достоинством мыслителя считалось следование
«образцу» — творениям «отцов церкви». Тем не менее, это не исключает общего вывода,
что основой философского плюрализма является своеобразие личности мыслителя, его
индивидуального характера, индивидуального опыта, индивидуального переживания,
индивидуальных способностей, индивидуального освоения достижений культуры своей
эпохи, своего народа.
Подчеркивая принципиальное значение личностного выражения в исторической
обусловленности философского творчества, следует также проанализировать внутреннюю
противоположность влияния «исторического фактора» на развитие историкофи-лософского
процесса. С одной стороны, каждая историческая эпоха, государство, культура создают
предпосылки для сходной, тождественной постановки и решения философских проблем.
Но, с другой стороны, эта тождественность обусловливает различия, так как в каждую иную
эпоху, в каждой культуре создается иная тождественность, и значит, в разные эпохи, в
разных культурах должны быть разные способы постановки и решения философских
проблем. Поэтому рассмотрение философии в процессе исторического развития от одной
эпохи к другой, от одной культуры к другой позволяет увидеть и оценить большое
разнообразие философских учений, школ, течений и направлений.
Вместе с тем, историческое развитие характеризуется не только тем, что на смену
одной эпохе, культуре приходят другие, то есть уникальностью различных эпох,
государств, народов, культур. Оно необходимо предполагает преемственность между этими
эпохами и культурами. И это обусловливает возможность заимствования накопленного
предшествующими поколениями богатства философской мысли и ее продолжение,
развитие философской традиции, которая выражается в существовании философских
течений и направлений.
Наличие философской традиции характеризует тождественность философской
мысли и показывает, что несмотря на различие эпох, культур, государственно-
национальных образований и иных факторов, философская мысль устойчива, она
периодически возвращается к одной и той же проблематике и решает эту проблематику
близкими средствами. В различные эпохи, в различных культурах у философов могут
возникнуть довольно близкие переживания и размышления. И, хотя эти переживания они
выражают на языке своего времени, с учетом достижений всей предшествующей
философии и той конкретной социокультурной ситуации, в которой создается данное
философское учение, мы все же отчетливо видим их идейную близость. Ярким примером
такой переклички эпох является стоическая традиция — античный стоицизм —
христианский стоицизм — экзистенциальный стоицизм.
Философская традиция проявляется в филиации идей, то есть перехода идейного
багажа одних философских учений и школ в другие. Эта филиация может иметь самый
разнообразный характер.
Для философского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог
проявляется, во-первых, в том, что каждый значительный философ берется всегда за
разрешение тех проблем, которые были поставлены и, по его мнению, неудовлетворительно
разрешены какими-то конкретными его предшественниками или
какой-то школой, течением.
6.досократовский период в развитии греческой философии.
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I в. до н. э.
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V —
IV вв. до н. э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о
природе. Первые древнегреческие философы делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных,
растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмении, о количестве дней в году и т. д.
Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является
стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле
философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.
Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то
философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло. Так, родоначальник
греческой философии Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и
явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды. Он утверждает, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения
воды, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как туманы, росы и т. д. Излагая учение Фалеса о воде как начале, великий греческий философ Аристотель употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей,
как крайняя точка, к которой мы приходим, отвлекаясь от различных конкретных состояний
материи, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния.
Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена
таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная стихия — воздух. У
Анаксимандра — апейрон («бесконечное») — неопределенное, вечное и бесконечное,
постоянно находящееся в движении первоначало. Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита. Главное произведение Гераклита — «О природе». Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь.
В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда
равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная
стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений Огня строится космология Гераклита.
Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. «Огня смерть — воздуха рождение и воздуха смерть — воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха—огонь» и т.д.
Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности,
подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость — это всеобщий закон — Логос. «Логос» в дословном переводе с греческого языка означает «слово», но одновременно Логос означает разум, закон. Богомолов отмечал, что понятие Логос у Гераклита носит широкое обобщающее значение. Если сопоставить эту категорию с современными категориями, то она была бы наиболее близка категории «сущность».
7.Философское учение софистов и Сократа.
В период своего становления человеческое познание направлено «вовне», на
объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину
мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира.
Происходит переход от преимущественного изучения природы к
рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой
тенденции являются софисты и Сократ. Строго говоря, именно с их деятельностью
начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как «первонауки» к
философии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле -этого
слова, — это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего
предназначения в бытии.
Итак, начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480
— 410 гг. до н. э.), Горгий (480— 380 гг. до н. э.) и другие. Слово «софист» (от греческого
«софия» — мудрость), первоначально означавшее «мудрец», «искусственник», «изобрета-
тель»,
Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий,
позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы самые несовместимые вещи.
Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Доказать — значило убедить, уговорить. Софисты считали, что
доказать можно все, что угодно. Все, что требуется доказать в тех или иных
обстоятельствах. «Познай самого себя» — этот призыв, помещенный у входа в храм
Аполлона в Дельфах становится у софистов и Сократа ведущим содержанием всех их
философских размышлений.
В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием.
Иначе говоря, человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована другим известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, следует констатировать, что
со времен софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии.