Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Важнейшие понятия философской антропологии.




Для исследования человека как многомерного явления в философской антропологии применяются различные понятия, которые раскрывают сущность и природу человека, характеризуют его как существо активное, деятельное и ищущее себя в этом мире. Особое место в философской антропологии занимают те понятия, которые раскрывают внутренний мир человека, его смысложизненные искания, бытие в окружающем мире.

Среда существования: - пространство жизни человека; - природный мир как естественная основа и условие бытия человека, дающий ему почти всё необходимое для этого. Мы все находимся в природе, а она пребывает в каждом из нас в форме биологического начала. С помощью знаний и навыков, орудий труда и техники человек постоянно раздвигает границы естественной среды своего существования. В XXв. он сумел преодолеть силу земного притяжения и выйти в космическое пространство; - социальный мир (общество, история), созданный и совершенствуемый самим человеком. Он состоит не только из многочисленных искусственных предметов и сооружений, но и вбирает в себя разнообразные институты и отношения между людьми – семейные, экономические, социальные, идеологические и др. Социальный мир пронизан людскими страстями и эмоциями, радостями и огорчениями, исканиями истины и заблуждениями на этом пути, вечной борьбой сил Добра и Зла. Это мир, где переплелись Хаос и Гармония, Разум и Безумие, Любовь и Ненависть. Каждый человек погружён в поток истории и плывёт в нём. Бытие его в этом потоке изначально противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен, а значит, счастлив или же несчастлив;
Несвобода человека: - существует внешний мир, который настойчиво диктует человеку выбор форм и способов деятельности (последовательность и содержание действий крестьянина по обработке земли); - он несвободен, т.к. всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям; - он несвободен и потому, что имеет место, так называемое, отчуждение человека, которое в различных формах существует во все времена. Отчуждение означает, что продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность (стихия рыночных отношений, сила диктаторского государства, неподвластность человеку созданного им гигантского мира техники). Отчуждение – это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир (такое случается во время социальных революций. Они замышляются гениями и осуществляются фанатиками, но их плодами пользуются в первую очередь проходимцы и негодяи). На уровне психики и сознания отчуждение человека проявляется в таких отрицательных состояниях, как досада и разочарование, страх перед окружающим миром, пессимизм, апатия, агрессия и т.п. Отчуждение – вечная и неустранимая проблема для человеческого общества. «Человек рождён быть свободным, а между тем он везде в оковах»,- Ж.-Ж.Руссо.
Свобода человека: - самостоятельное распоряжение человека своей судьбой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в нём; - есть нерабство, творческая раскрепощённость человека как социокультурного существа. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств – как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать, по словам И.Канта, «по своему усмотрению», определять самого себя и поступать в соответствии со своими интересами и представлениями. У мира есть множество дорог для человека, и свобода – это не только возможность делать выбор своего жизненного пути, это и сам выбор человека, его вхождение в иной порядок своего бытия в мире. Без свободы невозможно раскрытие человеком своей богатейшей творческой сущности. Творчество нуждается в свободе, т.к. она – орудие осуществления человеком смысла своей жизни и путь к счастью как полноте своего существования; - для очень многих свобода является фундаментальной ценностью, и всё же она должна иметь свои пределы, границы. В ином случае она неизбежно будет превращаться в свои антиподы – в произвол, в своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми. Т.е., она обретёт совсем иную форму – форму негативной свободы, проявившись в разрушительных действиях человека. Границами свободы должны быть интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также окружающей природы как естественной основы существования человека и общества. Свобода для себя должна предполагать свободу для другого. «Я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признаётся свободным», - Г.Гегель.
Ответственность: - неизбежная цена свободы и плата за неё; - свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Человек живёт и действует в этом мире и, следовательно, сопричастен к содеянному, к тому, что происходит вокруг него; - свобода требует от человека разумности, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. «Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или бунтовать»,- Н.А.Бердяев; - свобода есть единство порыва и предела, выбора и отказа, протеста и согласия одновременно, т.е. по сути своей она противоречива, как и сам человек.
Жизненный путь человека: - это движение человека во времени и в пространстве общественной жизни; - это процесс формирования и раскрытия человеком своей сущности и природы как уникального существа. Начинаясь в детстве, он обрывается со смертью человека. Собственно говоря, отрезок между рождением и смертью – это и есть жизненный путь человека. Этот путь может оказаться кратким (как у безвременно ушедших из жизни людей) или же продолжительным (как у долгожителей); - он всегда индивидуален, неповторим, имеет собственный почерк. Он насыщен бесчисленными событиями, заметными и незаметными. В жизни человека есть события, которые определяют всю его последующую жизнь (окончание школы, выбор профессии, вступление в брак и т.п.), а есть события, которые не оставляют никакого следа; - это не прямая линия. Жизненный путь человека всегда насыщен исканиями, сомнения и разочарованиями, находками и утратами, ошибочными решениями и неверными действиями. Это детство и юность, зрелый возраст и старость человека. Это подъёмы и падения, радости и огорчения; - сторонники фатализма в древней философии (Сенека и др.) учили, что над человеком давлеет судьба, рок, которые якобы изначально определяют его жизненный путь и исключают возможность свободного выбора и самоопределения в жизни. Представители экзистенциализма (Ж.П.Сартр) не соглашались с «обречённостью» человека и «отдавали каждому человеку во владение его бытие и возлагали на него полную ответственность за существование». Опыт показывает, что жизненный путь человека находится в зависимости от многих причин – и объективных, и субъективных. Никто из нас, живущих, не знает, каким станет в итоге его жизненный путь, и чем он будет наполнен. Каждодневно человек оказывается на распутье, в ситуации выбора той или иной степени сложности и значения. Т.е., человек может и должен выбирать и выстраивать свой жизненный путь, если не желает оказаться игрушкой в руках внешних сил;
Страдание: - негативное физическое и душевное состояние, мука, боль; - оно возникает, поскольку жизненные стремления человека наталкиваются на препятствия, ограничения, что и вызывает мучения, тяжёлые переживания. Оно возникает, ибо жизненный путь – не прямая и гладкая линия, движение по которому приносит одни лишь радости. Неудовлетворённость достигнутым, неудачи в своём деле, расставание с другом, болезнь, смерть и т.д. – всё это питательная почва для страдания человека. Человек страдает ещё и потому, что осознаёт своё несовершенство, которое не позволяет обрести желаемую полноту жизни; - тема страданий человек проходит через все этапы развития философской мысли: - в древней философии, в индийском буддизме полагалось, что страдания возникают на почве желаний человека, его жажды жизни, и их прекращение возможно лишь на путях духовного и нравственного совершенствования человека; - религиозная философия Средневековья учила, что страдания возникают на основе осознания человеком своей ничтожности в сравнении с Богом как Абсолютом. Человек страдает также, осознавая собственные прегрешения, жизнь не по Богу; - в Новое время философия раскрывала социальные предпосылки страданий, находя их в несправедливых общественных отношениях, в эксплуатации человека человеком; - марксистская философия предлагала радикальный путь преодоления страданий человека – путь социальной революции, которая смогла бы утвердить в обществе «царство свободы»; - философия XXв. высветила новые грани проблемы страданий человека – страданий от конфликта с культурой (З.Фрейд), от осознания абсурдности окружающего мира (А.Камю) и т.д.; - философия полагает, что страдание – это закон бытия человека в мире. Этот закон выражает неустранимое противоречие между человеком и окружающим миром, между человеком и человеком. Боль, мучение, печаль – всё это вечные спутники на нашем жизненном пути. Нам не дано расстаться с ними, и даже в мыслях наших они настойчиво напоминают о себе. Поэтому человек так страстно желает изменить и окружающий мир, и самого себя для того, чтобы жить в совершенном мире без страданий;
Смерть и бессмертие человека: - философия понимает смерть не только в физическом, но и в духовном смысле слова; - тема смерти и бессмертия – одна из самых древних в культуре человечества. Она находит различные формы своего решения не только в философии, но и в религии, в естествознании, в философской поэзии, в искусстве и устном народном творчестве; - смерть – это всеобщий закон бытия: камни и растения, животные и люди – всё рано или поздно умирает. Человеку в этой ситуации тяжелее всех, т.к. он как существо мыслящее знает о предстоящей ему смерти; - мечта о бессмертии сопровождает человека с того момента, когда он стал осознавать свою смертность. Эта мечта породила древнюю идею бессмертия души, христианскую веру в воскресение умерших, мечту об «эликсире жизни»; - осознание своей смертности делает ещё более мучительным размышление человека над смысложизненным вопросом: «Если мне предстоит умереть, то зачем в таком случае жить?». Современная наука и философия ищут новые подходы к решению столь серьёзной проблемы. Известный русско-американский учёный А.А.Болонкин полагал, что в 2000-2030 гг. бессмертие станет реальным и доступным для жителей развитых стран мира. Развитие науки, техники и медицины наверняка создаст новую ситуацию в решении проблемы смерти и бессмертия человека;
Смысл жизни человека: - данное понятие характеризует человека как существо, стремящееся к полноте своего существования и ищущее своё призвание (миссию в этом мире); - это понятие раскрывает и исследует самое сокровенное в жизни человека – цели и идеалы, само значение его существования; - вопрос о смысле жизни человека – это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятельности. По Ф.М. Достоевскому, это вопрос о том, для чего человеку жить и к чему стремиться – всё это «вечные» и «проклятые» вопросы человеческого существования, которые наполняют жизнь человека мучительными размышлениями и переживаниями, сомнениями и разочарованиями, душевным беспокойством и волнениями; - можно вести очень простой (аскетический) образ жизни и отказывать себе в земных радостях и удовольствиях. Но можно жить и стремясь к наслаждениям, радостям, находя в этом счастье как особого рода состояние души. Можно жить лишь для себя, но ведь можно жить и для других, делая им добро. Чем же и как жить человеку? – этот вопрос не только многогранен, неисчерпаем, но и ответ на него носит, как правило, индивидуальный характер. Этот смысложизненный вопрос – большая и сложная проблема для человека, от которой ему никуда не уйти, как невозможно уйти от самого себя.

 

Т.о., философия рассматривает человека как уникальное живое существо, многогранное по своей природе и проявлением его деятельности. Тема человека для философии – центральная, проходящая сквозь все историко-философские эпохи. Для познания человека как сложнейшего феномена мироздания в философии и науке выработан богатый арсенал понятий, раскрывающий сущность и природу человека, его существование в мире.

Но, несмотря на неослабевающий интерес к антропологической проблематике на протяжении двух последних столетий, философский опыт о человеке не может быть завершён. Это связанно не только со сложностью самой проблемы, но и со следующими моментами: - человек не обладает фиксированной сущностью, т.е. нельзя выделить какое-то одно качество или свойство, выражающее всю меру его самобытности;

- чтобы что-то окончательно определить и понять, надо находиться вне того, что определяется и понимается. А человек не может изучать себя как объект среди других объектов. То, как он понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени.

При этом философия всё же стремится найти какое-то общее основание человечности, присущее людям любых эпох и культур.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 927 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.