Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЧЕЛОВЕК – это существо разумное и универсально - деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.




Главнейшие характеристики человека: - творческое начало – сущность (внутреннее ядро) человека. Творчество, созидание – это основное содержание человеческой жизни, с помощью которого раздвигается горизонт бытия человека и его жизнь становится полнокровной;
- разумность – даёт человеку громадные преимущества перед всеми иными живыми существами, колоссальные возможности для своей деятельности;
- труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы с помощью специальных орудий.

 

Каким же образом происходило формирование человека, как разумного, социального и деятельного существа. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного общественного существаантропосоциогенезом.

Происхождение человека до сих пор остаётся далеко не выясненным. Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека. Хорошо известно религиозное представление о сотворении человека Богом. Нельзя сказать, что оно полностью и окончательно опровергнуто современной наукой. Вопрос о происхождении человека относится к ряду «вечных вопросов», «вечных тем» философской рефлексии. Ведь невозможно чисто научными способами, с помощью эксперимента подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию происхождения человека.

Философские концепции, рационально объясняющие происхождение человека: - трудовая теория происхождения человека – получила распространение в XIXв. после создания Ч.Дарвином эволюционной теории; - определяющим условием становления человека является труд, начинающийся с изготовления орудий труда. В труде человек создаёт мир материальной и духовной культуры, а значит и самого себя; - в ходе трудовой деятельности рука становилась всё более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, и возникла потребность что-то сказать друг другу; - т.о., орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека; Данную позицию поддерживают представители диалектического материализма.
- теория символизации американского философа и культуролога Л.Уайта: - любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как вид осуществляет этот процесс символическими средствами. В отличие от животных, он способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимания на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать лишь с помощью символов; - Э.Кассирер – немецкий философ увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры: - человек – это существо символизирующее. Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими, т.е. исключительно человеческая способность к символизации, отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры.

 

Т.о., в основании разных теорий антропосоциогенеза лежит вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или вопрос о природе человека.

В современной философии сложились две позиции по этому вопросу.

1-я позиция - природа человека всецело социальна. Сторонники этой позиции утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» и ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком. Речь идёт о слепоглухонемых детях из специальной школы в Загорске. У них были оборваны все важнейшие каналы связи с миром ещё до того момента, когда они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. Но благодаря использованию специальных методик, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приёма пищи заканчивая сложными навыками письма и даже речи. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные.
2-я позиция - природа человека не только социальна, но и биологически нагружена. Сторонники этой позиции ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975г. СОЦИОБИОЛОГИЯ – научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. -социобиология считает, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм – поведению приматов; - признавая решающее влияние культурной эволюции, социологи обращают внимание на то, что на формы, в каких мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология, т.е. социобиология ведёт речь о единой природе человека, находя в ней место и биологическим влияниям.

 

Соотношение и взаимодействие социального и биологического, взаимосвязи «дикого» и «культурного» в человеке породило биосоциальную проблему. Эта проблема свидетельствует о противоречивости человеческого существа, его изначальной «разорванности» в силу одновременной принадлежности к двум истокам и мирам – природному и социальному.

Биологическое в человеке: - анатомия тела, физиологические процессы и функции в нём; - центральная нервная система с мозгом как главным «зеркалом» окружающего мира; - генофонд, являющийся носителем наследственной информации; - половые характеристики людей – мужское и женское начала; - всё вместе - это природные силы человека как живого существа; - активно влияет на процессы деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни; - сказывается на его индивидуальности (тип темперамента, особенности мышления), на развитии его некоторых способностей – наблюдательности, реакции на внешний мир, силе воли; - передаётся детям от родителей посредством рождения, но даёт лишь возможность существования в мире в качестве человека.
Социальное в человеке: - способности мыслить и практически действовать; - духовность, т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться, огорчаться и страдать; - это самосознание и мировоззрение человека, умение ставить вопрос: «Кто есть я в этом мире?» и давать на него ответ; - отношение к внешнему миру, гражданская позиция в общественной жизни; - всё вместе – это социальные силы человека, благодаря которым он становится личностью. Эти силы формируются в общественной среде через механизмы социализации и реализуются в разнообразной деятельности.

 

В решении вопроса, как соотносятся социальное и биологическое, существует три подхода:

Биологизаторские трактовки человека: - основными в человеке предлагается считать его природные качества, которые якобы оказывают основное влияние на его поведение; - З.Фрейд полагал, что человек изначально является «слугой» нескольких «господ». Во-первых, это бессознательное (инстинкты, влечения и т.п.), а во-вторых, нормы культуры, которые являются «врагами» и «угнетателями» человека. Они подавляют естественное начало в человеке, устанавливают какие-нибудь запреты и ограничения, сковывают свободу действий; - Ф.Гамильтон - английский учёный, основатель евгеники считал, что поведение и социальные действия людей причинно обусловлены их наследственными генетическими данными; - Ч.Ломброзо – итальянский учёный утверждал, что «ген преступности» передаётся по наследству и определяет поведение человека в общественной жизни.
Социологизаторские трактовки человека: - либо полностью отрицается биологическое начало в человеке, либо его значение недооценивается; - Т.Мор, Т.Кампанелла – представители утопического социализма провозглашали задачу формирования «нового человека» в грядущем коммунистическом обществе и надеялись на «всесилие» воспитания; - К.Маркс и Ф.Энгельс – представители классического марксизма переоценивали роль социального начала в человеке. Большевики во главе с В.И.Лениным ставили задачу формирования «нового», коммунистического типа личности, которая была бы свободной от наследия и пережитков буржуазного общества;
Человек как сложный синтез биологического и социального начал: - открываются возможности для исследования человека средствами и естественных и общественных наук – как единое живое целое; - признаётся, что человек одновременно живёт по законам двух миров – природного и социального; - подчёркивается, что основные качества его природы (способность мыслить, творчески действовать) имеют всё же социальное происхождение. Они не даны человеку при рождении, их необходимо сформировать, иначе человек так и останется, по меткому выражению Э.В.Ильенкова, всего лишь «куском мяса»; - способность мыслить и практически действовать дана человеку при рождении в форме задатков, т.е. предпосылок для существования в качестве человека; - биологическое и социальное в человеке наслоились друг на друга, и каждое из них выполняет свои специфические функции; - под влиянием социализации природное становится культурным, «благородным». Приём пищи современным человеком происходит «по-человечески», т.е. по определённым правилам. При вынашивании и рождении ребёнка широко применяются социальные технологии. Всё это в итоге делает человека не только цивилизованным существом, но и даёт ему дополнительные шансы на выживание в окружающем мире.

 

В XXв. биологическое начало в человеке достаточно быстро изменяется под активным влиянием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения всё чаще носят негативный характер, т.к. вытесняют природное начало из человека. Уменьшение физических нагрузок ведёт к атрофии ряда важных функций и органов. Уровень развития современной науки позволяет эти органы и вовсе заменить искусственными аналогами. Наука приблизилась к реальной возможности создания искусственного человека методом клонирования (выведения в лабораторных условиях). Фактически на наших глазах происходит разрушение так называемого биосферного (природного) человека, шансы которого на дальнейшее существование неумолимо сокращаются. Это весьма опасный факт, тенденция и проблема нашего времени.

Природное в человеке (наличие полноценного мозга) является необходимым условием развития в индивиде его социальных качеств. Суть проблемы в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу и возможность своего существования. Прежде всего, надо сохранить свой генофонд, мозг, анатомию и физиологию. Здоровый дух возможен лишь в здоровом теле. Вот почему столь важно совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии и, опираясь на них, развивать его творческий потенциал.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1701 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.