Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чтобы называться индивидом, нужно всего лишь родиться человеком, чтобы называться личностью человек должен обрести определённые социальные качества.




К новорожденному ребёнку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности, т.к. в каждом из них уникально неповторимым образом, как в генотипе, так и в фенотипе запечатлена вся его предыстория.

Т.о., новорожденный – уже ярко выраженная индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Индивидуальность ребёнка нарастает к двух-, трёхлетнему возрасту. Дальнейшее развитие личности связано с «прохождением» других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, профессия, круг общения, эпоха, - всё это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлёты – как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет – и застои (25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.

Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включение в определённые общественные отношения, формы общения и виды деятельности. В процессе социализации, человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребёнка, студента, мужа и т.д.

 

Условия необходимые для становления личности: - биологические, генетически заданные предпосылки;
- наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которой ребёнок взаимодействует.

 

Если нет тяжёлых врождённых дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Процессы, затрудняющие становление личности: - поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своём формировании, в своих устремлениях, - это уже деградирующая личность;
- лишение индивида общения и возможности выбора, свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и её самочувствии. Изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний, т.к. постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности;
- отрицательное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчинённый чужой воле и лишённый (посредством внушения, идеологического оболванивания или пропаганды) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность;
- трудно назвать личностью индивида, лишённого по каким-то причинам разума и рассудка.
- в течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжёлых заболеваний центральной нервной системы и т.п., в принципе личность может «умереть» в ещё живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре данного феномена.

 

Структура личности: - первая грань «Я» - телесное или физическое «Я», переживание своего тела как воплощения «Я», образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни; - особенно большое значение телесное «Я» приобретает в подростковом возрасте, когда собственное «Я» начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны «Я» ещё отстают в своём развитии;
- вторая грань «Я» - это социально-ролевое «Я», выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций; - доминирование социально-ролевого «Я» - характерно для бюрократа, который мыслит себя как воплощение определённых должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого «Я» не содержит;
- третья грань «Я» - психологическое «Я». Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей, и отвечает на вопрос «какой я»;
- четвёртая грань «Я» - это ощущение себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживаний своей свободы или несвободы; - это экзистенциальное «Я», поскольку в нём отражаются личностные особенности экзистенциального уровня, особенности общих принципов отношений личности с окружающим миром;
- пятая грань «Я» - это самоотношение или смысл «Я»: - самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе; - самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное собственными достоинствами или недостатками; - самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, существуют ли какие-то черты, объясняющие это отношение; - степень целостности, интегрированности, а также автономности самоотношения, независимо от внешних оценок

 

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всём историческом пути развития человечества:

Типы личности: - «деятели» - для них главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя;
- «мыслители» - они приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а, чтобы смотреть и размышлять, это люди чувств и эмоций;
- «гуманисты» и «подвижники» - отличаются обострённым чувством ощущения душевного состояния другого человека.

 

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определённые типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада:

Западная модель личности: - личность понимается как определённая целостность;
Восточная модель личности: - личность и её поступки воспринимаются как совокупность нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к правителю, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

 

Существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии:

Христианская модель личности: - в основе любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано;
Исламская модель личности: - в основе строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха;
Буддийская модель личности: - в основе осознание четырёх «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления.

Т.о., в рамках трёх мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути её совершенствования.

Большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Важно одно – выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима без феномена свободы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.