Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.




ТЕМА 3.6. «ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ».

Проблема сущности человека в истории философии.

Каждый человек навеки определён единственным мигом своей жизни, мигом, когда он встретился с самим собой – эта мысль Хорхе Луиса Борхеса отображает в опоэтизированном виде главный мировоззренческий вопрос: «что такое человек?».

Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания является ключевой не только в литературе, но и в философии. Природа человека – предмет специального раздела философского знания - философской антропологии.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

Человека изучают и другие науки: антропология, социология, педагогика, психология.

Отличие философского учения о человекеот других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида. Такими проблемами являются проблемы антропосоциогенеза (от греч. genesis – происхождение, возникновение) – происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях и т.п.

На рубеже XX – XXIвв. проблема человека становится центральной в философском знании, а интерес к онтологии и гносеологии как частям философского знания заметно снижается. Это связано с тем, что сегодня отечественная и мировая история переживает такой период, когда остро встаёт вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества.

Обыденному мышлению представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны, ведь каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира, и его отличие от всех других существ представляется совершенно очевидным. Но философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок, поэтому философия всегда стремилась к постижению его целостности и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.

В истории философской мысли сложилась антропологическая традиция – нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. В данной традиции прослеживается преемственность взглядов на сущность человека.

 

Философия Древнего мира Древняя Индия, Древний Китай. - был распространён космоцентризм как тип философского мышления и образ мира. Всё существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью. Он погружён в Космос и живёт по его законам. Человек несвободен, т.к. окружающий мир огромен и таинствен, а нередко даже враждебен человеку; - древнеиндийский буддизм подчёркивал, что жизнь человека – всегда страдание, и это является законом его существования. Вот почему идеальное существование человека – это жить в согласии с этим миром, в чём и должна состоять подлинная мудрость; - в древнекитайской философии Конфуция осмысливалась проблема взаимоотношений человека и государства;
Философия Античности Древняя Греция - Сократ совершил поворот философской мысли к теме отдельного человека. Он призывал человека заниматься углублённым познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире – в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека; - Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать свой жизненный путь, творить свою судьбу; - Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всём. В античной философии, как правило, рассматривались отдельные аспекты проблемы человека: - Демокрит пытался обосновать свою идею происхождения человека из звероподобного состояния; - Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой; - Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и др.).
Философия Средневековья - рассматривала человека как существо тварное, созданное по образу и подобию своего Творца (Бога). И хотя человек призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, в иерархии мира он всё же находится несравненно ниже Бога – между ангелами и животными. В человеке выделялись две его составляющие душа и тело. Считалось, что душа дана непосредственно от Бога и играет особую роль в жизни человека: она – божественный элемент в человеке, его животворная сила, энергия. Ф.Аквинский – тело – это «лошадь», а душа – её «наездник». Зло в мире произошло не от Бога, а от человека, который не смог правильно распорядиться свободной волей, и это привело его к грехопадению;
Философия эпохи Возрождения - происходит перенос интереса с Бога на живого человека, он становится предметом культа, восторженного поклонения. Это было обусловлено утверждением антропоцентризма как специфического типа мировоззрения и образа мира; - в философии и литературе Италии сформировался гуманизм как идейное течение, которому свойственна высокая оценка человека, вера в его силы и возможности. Происходил постепенный переход от теологического образа человека к рассмотрению его как творца самого себя, своей судьбы, хозяина окружающей природы; - человек как бы ставит себя на одну ступень с Богом и становится человекобогом, способным вершить судьбы мироздания. Природа для него – это, прежде всего мастерская, а он в ней – умелый работник, способный создавать любые вещи и всесторонне развивать свои существенные силы и дарования. Человек красив, деятелен и свободен, в состоянии сам обустроить своё бытие;
Философия Нового времени - человек стал исследоваться с позиций рационализма как философского мировоззрения; - Р.Декарт считал, что человек – существо разумное. Он является порождением природы, плодом её длительной эволюции; - Ф.Вольтер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др. (французские просветители XVIIIв.) считали, что главное качество человека – способность к познавательной деятельности. Знания человека – это залог прогресса общества, непременное условие движения истории к гуманному состоянию;
Немецкая классическая философия - утвердила деятельностный подход к пониманию человека; - И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте воспринимают человека как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры. История общества – процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории – гуманизм как состояние подлинной человечности; - Л.Фейербах рассматривал человека как высший предмет философии и естественных наук. Хотя человек и есть высшее проявление жизненной силы природы, но он являет собой, всё же, порабощённое внешним миром существо и потому – несвободное. Как дитя природы, человек любит её, но, в тоже время, он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом. В данной теоретической позиции – антропологическом материализме – нашла своё воплощение идея необходимости преобразования социального мира на человеческих, т.е. разумных и справедливых, началах. Немецкий мыслитель был убеждён, что общество может быть обновлено на путях любви – самоотречения человека во имя другого человека, преодоления эгоизма и становления отношений солидарности между людьми;
Марксистская философия XIXв. - рассматривала человека на фоне всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Делая акцент на социальной обусловленности человека, марксизм выступал как социоцентризмтип философского мировоззрения и познавательная установка в теоретическом исследовании человека; - К.Маркс: «Человек – это мир человека, государство, общество». В своей действительности сущность человека – «совокупность всех общественных отношений», их «ансамбль», а основной формой существования человека является трудовая деятельность, практика; - словно в зеркале, в человеке отражается вся историческая эпоха, в которой он живёт и действует. Человек – это автор, режиссёр и актёр собственной драмы и судьбы; - человек универсален, т.е. всесторонен и богат с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности; - важным является теоретический анализ проблемы отчуждения (несвободы) человека. В капиталистическом обществе XIXв. человек закрепощён социальными стихиями и институтами. Решение свободы человека должно лежать на путях коренного преобразования общества и движения его к качественно новому состоянию – к коммунизму как идеальному общественному строю;
Русская философия - религиозная философия подчёркивает, что человек – существо творческое, созидающее окружающую действительность; - В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев и др. – обращённость в первую очередь к духовному миру человека. Основные темы - Бог и человек, добро и зло, смысл жизни и призвание человека. Главная проблема – усовершенствование человека, приближение к идеалу. Призывали человека к подвижничеству (совершению подвига) и поиску правды, к обретению высокой нравственности и совести; - Н.А.Бердяев - интересовала тема свободы и творчества человека, беспокойство в связи с кризисом гуманизма, который зримо обнаружился к нач. XXв.; - П.А.Флоренский – рассматривал человека как «сокращённый конспект мироздания», вбирающий в себя весь мир, его историю. Человек соединяет в себе и «небо» и «землю», т.е. высокое и низкое;
Западная философия конца XIX – XXв. - иррационалистические теории обратили внимание на то, что воля к жизни и воля к власти, вера, стремление к переживанию подлинности жизни могут оказывать решающее воздействие на человека. - Ф.Ницшепредставитель «философии жизни» - развивал учение о «сверхчеловеке»; - З.Фрейдпредставитель психоанализа - сознание человека иррационально, т.е. управляется бессознательным. Хотя человеческая культура стремится наложить запреты на основные инстинкты, преодолеть свою биологическую природу человек не в силах, т.к. источник его проблем не вне его, а внутри и кроется в психике самого человека; - Б.Паскальпредставитель экзистенциализма«философии человеческого существования» - человек живёт в чуждом ему мире, его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека – в мистическом общении с Богом, с узким кругом «духовной» аристократии, в переживании «подлинности» индивидуальной жизни. - А.Тофлерпредставитель «философии техники» - разрабатывает тему глобальных проблем современной цивилизации и бытия человека в связи с этой ситуацией в мире. Прогноз антропологической катастрофы, которая означает распад подлинно человеческого в человеке, вытеснение его вещью и техникой, деградацию и упадок человека. Будущее может оказаться миром без человека.

 

Анализ истории философской мысли показывает: - тема человека является непреходящей, сквозной в философии, но до классического периода человек не был проблемой, а был лишь одной из возможных тем. Антропологический поворот в философии связан с именем И.Канта, затем А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, представители экзистенциальной философии и философской антропологии сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углублённой философской рефлексии. Т.о. лишь в XIX-XXвв. человек осознал себя в качестве проблемы;
- тема человека осмысливается с различных мировоззренческих позиций, в контексте истории и культуры общества, т.к. то, как личность понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени;
- в истории философии преобладающими являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования и призвании.

 

История философской антропологии показывает наличие в ней трёх крупных эпох:

1-я эпоха - «эпоха слияния» человека с миром, гармония и согласие с ним (идеи древнего космоцентризма);
2-я эпоха - «эпоха разрыва» человека с окружающим миром и постепенного противопоставления ему, вплоть до враждебности (идеи антропоцентризма и рационализма эпохи Возрождения и Нового времени);
3-я эпоха -«эпоха возврата» человека к миру и сотворчества с ним.

 

В настоящее время всё чаще звучит идея коэволюции, т.е. партнёрства и сотрудничества человека и окружающего мира, как необходимое условие дальнейшего существования того и другого.

 

 

Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Сознательная жизнь непосредственно отличает человека от животного. Сущность человека – это основное в человеке, а природа – это его главнейшие характеристики, посредством которых сущность раскрывает и реализует себя в деятельности человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1452 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.