В ряде философских работ, да иной раз и в художественной литературе, неоправданно большое внимание уделяется понятию «страх смерти». Оно довольно активно использовалось религией и продолжает ею использоваться, но такое сложное явление - это прежде всего вопрос науки.
Важно отойти от представления, что смерть является якобы запретной темой для научного анализа. И.И. Мечников говорил: «... цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющей со смертью».
Мысли, близкие взглядам И. И. Мечникова, высказывал и наш замечательный ученый, классик советской патофизиологии, основатель крупнейшей в мире киевской школы ученых-патофизиологов А.А. Богомолец. Он писал: «Медицина сумеет заменить для большинства людей насильственную смерть естественной, физиологической, когда на склоне дней, с естественным увяданием организма, угаснет инстинкт жизни, и смерть придет на смену безболезненной старости, как сладкий сон без грез, как долгожданный праздник».
Известный ученый Б.Ц. Урланис отмечал, что «... мы ценим жизнь и дорожим ею именно потому, что она бесконечна. Главное в том, чтобы нить жизни не обрывалась, пока не соткана вся пряжа, чтобы светильник не гас, пока в нем еще есть огонь».
Нельзя не вспомнить также мысль Л. Фейербаха, писавшего: «... смерть естественная - та смерть, которая есть результат законченного развития жизни, а не есть беда». Трагизм смерти индивидуума, который еще не дожил до глубокой старости, не исчерпал себя, конечно, может и иметь место, ибо социальная сущность человека не исключает полностью его биологическую природу.
Существует мнение, что человек, лишаясь религиозной веры, не находит опоры перед лицом смерти. Правильно сказал в этой связи наш известный философ И. Т. Фролов, что не страх смерти, «... а честный и мужественный подход к ней личности, мудро решившей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни - вот та философская основа, которая утверждается здесь научным, реальным гуманизмом».
Исторический опыт вместе с тем показывает, что чем глубже человек сознает свою связь с общественными интересами, с делом, которому он посвятил свою жизнь, со своим общественным долгом, тем больше смягчается трагизм его индивидуальной смерти. Уходя глубоко в общезначимое дело, мысль о смерти уходит на второй план.
Уместно привести в этой связи мысль Л. Н. Толстого, который писал, что когда человек «... живет, отвлекаясь от личности, для блага других, он здесь, в этой жизни уже вступает в то новое отношение к миру, для которого нет смерти и установление которого есть для всех людей дело всей жизни».
Чем глубже и содержательнее социальная сущность человека, тем больше его волнуют «проблемы вечности», тем меньше он думает о своей судьбе. Говоря о страхе смерти, нельзя не подчеркнуть, что далеко не редко имеют место в жизни такие ситуации, когда во имя общего справедливого дела человек рискует своей жизнью, не думая о своей личной судьбе, о своей личной смерти.
Реаниматология является той наукой, которая для более эффективной борьбы со смертью детально изучает смерть. Чем глубже будет происходить это изучение, тем больше будет сниматься мистический налет со слова «смерть», тем более понятными и объяснимыми станут все элементы этого сложного, но неизбежного явления жизни. Это не противоречит представлениям У. Шибла, который поддерживает необходимость философского исследования проблемы смерти как средство борьбы со страхом смерти (Shibles W., 1974). «Если человек учитывает неизбежность смерти, - пишет Шибл, - он может преодолеть свой страх и таким образом обрести силу и мужество. Но это означало бы, что самым эффективным средством преодоления страха смерти было бы исследование и прояснение самого понятия «смерть» и, возможно, большее знание проблемы смерти и возможного выживания.
Так, страх смерти должен не ввергать человека в эмоции, а скорее побуждать его изучать это явление, и далее: «... нужно постоянно вникать и делать попытки узнать как можно больше о ее (смерти) природе. Примириться со смертью – значит, игнорировать великое назначение человека, признать полное поражение без ее изучения и дать волю обычным эмоциям, слабости.
Таким образом, ясная цель жизни уже сама по себе является источником безграничного оптимизма и уводит человека от мысли, касающейся окончания его жизни.