<…>Вся деятельность тела, согласно физиологии Галена, осуществлялась несколькими отдельными духами, или душами: растительный, или естественный, дух, пребывающий в печени, возглавлял пищеварение; при встрече с животворящим дыханием в сердце он становился жизненным духом, который по артериям распространялся по всему телу; в желудочках мозга он, в свою очередь, очищался и превращался в животный дух, который, проходя по нервам, сообщал движущую силу всему телу. Хотя Парацельс и отвергал учение Галена, он, однако, еще свободнее понимал духов. Он изображал духов - археев, вроде маленьких кобольдов, ютящихся в рудниках, как руководителей различных внутренних органов (желудка, печени и сердца) как раз тогда, когда ангелы-управители были изгнаны из небесных сфер. Тем не менее ввиду присущей химии сложности, несмотря на то что это было скорее интуитивным и мистическим, чем рациональным, механистическим подходом, взгляды Парацельса должны были дать наибольшие результаты в развитии химии вплоть до ее революции в XVIII веке, и Парацельс занимает неоспоримое место в ее истории как основатель современной химии. Даже его археи вернулись в нее в значительно большем количестве, чем он себе представлял, в виде энзимов современной биохимии.
<…>Другим крупным шагом вперед в области химии было совершенствование искусства перегонки, которое достигло такой степени развития и совершенства, что чуть ли не до середины XVIII века уже не подвергалось сколько-нибудь серьезным изменениям. <…>К концу эпохи Возрождения химическая лаборатория, с ее горнами, ретортами, перегонными кубами и весами, приняла такую форму, которая должна была привести без каких-либо радикальных изменений к лабораториям наших дней <…>
Путешествия и открытия
Технические усовершенствования в горном деле, в металлургии и обработке металлов были мало чем обязаны науке, хотя со своей стороны они дали ей очень много. Иначе обстояло дело, когда великие путешествия открыли для европейского капиталистического предпринимательства целый мир. <…> …итальянцы и немцы усовершенствовали методы применения астрономии в мореходстве и начали кампанию за создание астрономических таблиц, достаточно точных и простых, чтобы ими могли пользоваться мореплаватели, и карт, по которым могли бы прокладываться курсы кораблей.
<…>Экономические результаты великих морских путешествии были и непосредственными и устойчивыми.<…>
Столь же решающее значение имели новые открытия также и для науки. Успех первых путешествий значительно повысил требования к кораблестроению и навигации. Он вызвал к жизни новый класс интеллигенции, искушенных в математике, подготовленных мастеров по производству компасов, карт и других инструментов.
Это положило начало созданию слоя людей, занимающихся наукой, обеспечило основы для профессиональной подготовки и предоставило средства на жизнь способной молодежи из всех классов общества. В Португалии, Испании, Англии, Голландии и Франции были основаны мореходные школы. Изучение движения звезд приобрело теперь практическую ценность, и астрономии уже больше не угрожало забвение, даже после того, как астрология вышла из моды.
С другой стороны, одновременное открытие как старых, богатых цивилизаций Азии, так и Нового Света - Америки, со всеми их странными обычаями и продуктами, привело к тому, что древнеклассический мир стал казаться провинциальным, и воодушевило людей сознанием достижения ими чего-то нового, о чем древние не могли даже мечтать. Новые области, ныне открытые для наблюдений и описания, требовали новых методов анализа. Морские путешествия поистине произвели столь же важный переворот в сфере интеллектуальной деятельности человечества, как и в сфере представлений о земле. Родоначальники Возрождения надеялись на новый век и трудились ради него.<…>
Коперниковская революция
Не случайно, что именно в области астрономии, столь тесно связанной с географией, произошел первый и в некоторых отношениях важнейший переворот во всей античной системе мышления. Переворот этот был вызван ясным и подробным описанием Коперником вращения Земли вокруг своей оси и движения ее вокруг неподвижного Солнца. Описательная астрономия была в то время единственной наукой, накопившей достаточно наблюдений и развившей достаточно точные математические методы, позволяющие ясно излагать гипотезы и проверять их с помощью цифровых вычислений. К тому же, как мы видели, она находилась в центре возродившегося интереса к ней с точки зрения использования ее как старой астрологией, так и новой наукой - навигацией. <…>
…уже сама идея открытой Вселенной, только незначительную часть которой составляла Земля, потрясла старое представление о закрытых концентрических кристаллических сферах, созданных и поддерживаемых в состоянии движения богом. Если на Земле были новые миры, то не могли ли они быть также и на небе? Это было ересью, которая позднее стоила жизни Джордано Бруно.