Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Место экологии человека в системе наук 1 страница




Экология

ЧЕЛОВЕКА

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальностям

013100 «Экология» и 013600 «Геоэкология»

Москва

academ'a


ПРЕДИСЛОВИЕ

Экология человека (антропоэкология) для нашей страны наука молодая. В СССР первая публикация, посвященная экологии че­ловека, появилась в 1960 г. В 1974 г. прошла конференция «Геогра­фические методы в экологии человека». Официальное признание этой науки можно датировать 1988 г., когда состоялось первое всесоюзное совещание по экологии человека. В 1989 г. в Научном совете по проблемам биосферы при президиуме Академии наук СССР была создана секция «Проблемы экологии человека и ра­ционального использования курортных и рекреационных ресур­сов». Первая в России кафедра экологии человека была организо­вана в Международном независимом эколого-политологическом университете в 1993 г.

За время развития науки «Экология человека» опубликовано большое количество статей, несколько книг и ряд учебников. Тем не менее ощущается острая потребность в научной и учебной ли­тературе по данной дисциплине. Изложенные в учебнике матери­алы не исчерпывают всего разнообразия проблем, относящихся к содержанию экологии человека. Они вводят читателя в круг воп­росов об основах этой науки.

Базу современной экологии человека составляют четыре тесно связанных между собой части: 1) введение в антропоэкологию; 2) биологические аспекты антропоэкологии; 3) социальные ас­пекты антропоэкологии; 4) прикладная антропоэкология.

В учебнике основное внимание сосредоточено на общих теорети­ческих и методических проблемах экологии человека. Важное место занимает анализ структуры антропоэкосистемы — территориальной системы, в которой формируются основные социально-демогра­фические свойства человеческих общностей: их возрастно-половая структура, демографическое поведение, качество здоровья, духов­ный мир, культурные и национальные традиции и пр. Приводятся аксиомы экологии человека и показаны ее связи с другими науками.

Автор акцентирует внимание на методах и технических прие­мах исследования. Пока в антропоэкологии широко используются методы «материнских наук» — демографии, биологии, географии, гигиены, эпидемиологии и пр. Объединенные с помощью си­стемного подхода в оригинальную совокупность, они образуют методическую базу экологии человека.


Важны главы, в которых с позиций экологии человека иссле­дуются проблемы семьи и сексуальной революции. Тема эта боль­шая и сложная и должна быть рассмотрена отдельно.

Среди специалистов существуют несколько точек зрения, име­ющих скорее субъективный, чем объективный характер. У отече­ственных исследователей, которые достаточно давно (с начала 1970-х годов) и плодотворно занимаются экологией человека, сформировалась определенная понятийная база на основе терми­на «экология человека» и его синонима «антропоэкология». Нет ни­каких оснований менять терминологию, используемую в научной и учебной литературе более 20 лет.

Многие авторы, хотя и с оговорками, совершенно справедливо считают, что социальная экология — синоним экологии человека. Существует мнение, что социальная экология — часть экологии че­ловека; есть и противоположный взгляд: экология человека является разделом социальной экологии. Нет смысла обострять эту дискус­сию, особенно в процессе преподавания. Поэтому вполне оправдано ввести понятие «социальные аспекты экологии человека». Оно ука­зывает на то, что такие темы, как «Человек и война», «Миграция и распространение болезней», «Население в условиях голода», «Эпи­демии в истории человечества» и другие, несомненно относятся к компетенции экологии человека, но имеют определенный соци­альный уклон. Такой подход позволяет составить более правильное представление о структуре общей экологии человека — единой ме-танауки, рассматривающей все стороны воздействия окружающей среды на человеческие общности. Но поскольку и экология челове­ка, и социальная экология включены в вузовские программы, эта проблема должна найти свое место в учебнике.

Отдельные главы учебника посвящены прикладной экологии человека и содержат сведения о различных используемых в ней нор­мативах, а также характеристику принципов решения конкретных антропоэкологических проблем. Проблемные ситуации, при реше­нии которых весьма желательно иметь мнение антропоэколога, по­стоянно возникают на различных уровнях — от локального до гло­бального. Они связаны с экологической политикой, принятием тех или иных хозяйственных решений, последствиями стихийных бед­ствий, техногенных катастроф, военными действиями и т.д.

Разработка теории экологии человека займет много лет. Можно надеяться, что те, кто в данное время изучает экологию челове­ка, в недалеком будущем сами станут решать перечисленные про­блемы. Несомненно, что перед ними встанут и новые вопросы.


ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ «ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ»

Человек всегда стремился жить в гармонии и согласии с окру­жающей его природой, в дружбе и мире с другими людьми. Эти стремления нашли свое высшее выражение практически во всех религиях мира, в произведениях великих писателей, композито­ров, художников. В последние десятилетия эти естественные стрем­ления человечества были зафиксированы во многих документах международных организаций — Уставе ООН, Всеобщей деклара­ции прав человека и т.д. К сожалению, многовековые надежды жителей планеты Земля осуществляются очень медленно и с боль­шими трудностями — полыхают войны, происходят промышлен­ные катастрофы, стихийные бедствия настигают свои жертвы...

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопас­ной среде — одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в по­следние два десятилетия так обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит «экологизация» обществен­ных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься эконо­мисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Активно включились в экологическую и природоохранную тема­тику учителя, стремящиеся подготовить к вступлению во взрос­лую жизнь экологически грамотное поколение. Продолжателями их дела становятся и многие природоведы и биологи. Особое по­ложение в экологизации науки и общественного сознания зани­мает экология человека, или антропоэкология.

Взаимоотношения человека и природы. В качестве научной дис­циплины экология человека появилась не на пустом месте. Она впитала в себя идеи многих исследователей. Сегодня ученые гово­рят о развитии экологического мышления, связывая это с угро­зой всемирной экологической катастрофы. Но нельзя забывать о том, что уже наш далекий предок в полном смысле слова был «стихийным антропоэкологом». Человек палеолита, выбирая пе­щеру для жилья или место для строительства свайного поселка, решал множество задач, которые несомненно можно отнести к числу экологических. Ведь жилье должно быть удобным для жиз­ни, защищать от зверей и врагов, иметь рядом воду для питья,



дрова для очага и угодья для охоты, рыбной ловли, сбора съедоб­ных растений. Нужно было выбрать жилище, защищенное от на­воднений и других стихийных бедствий. Для успешной охоты сле­довало знать повадки зверей и птиц, предугадывать изменения погоды. Особенно важно предвидеть опасности, угрожающие пле­мени, отличать съедобные растения от ядовитых, понимать, ка­кие продукты могут вызвать болезни. По мере развития человече­ства многие из этих знаний и навыков, ранее закрепленные как табу и религиозные запреты, были зафиксированы в письменной форме в виде законов.

Античные ученые стремились осмыслить роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные и хозяйственно-бытовые условия влияют на него. О зависимости путей развития человеческого общества и природы писал древнегреческий исто­рик Геродот (484—425 гг. до н. э.). Он объяснял черты характера людей и происходящие политические события такими особенно­стями их местожительства, как ландшафт, климат и плодородие почв.

Современник Геродота Фукидид (460—400 гг. до н.э.) связы­вал могущество современных ему Афин не с плодородием почв и благоприятным климатом, а наоборот, с непривлекательностью земель Аттики для завоевания северными племенами и с возмож­ностью накапливать богатства населением, длительно прожива­ющим на этих территориях.

Платон (427—347 гг. до н.э.) считал, что характер людей и политические события зависят от природных условий. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — воспитатель Александра Великого — по­лагал, что человек имеет общие функции как с растениями, так и с животными. Сам человек, в его понимании, — «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество, го­сударство. Анализ научных знаний античных времен показывает, что общественная мысль формировала представления о зависимо­сти развития общества и человека от природных условий.

Особенно глубоко взаимоотношения человека со средой его обитания исследовались в связи с опасностью возникновения раз­личных заболеваний. Великий врач древности, основоположник научной медицины Гиппократ (460—370 гг. до н. э.) посвятил рас­смотрению данной проблемы труд «О воздухах, водах и местно­стях». В этом произведении, содержащем советы врачам, в частно­сти говорится: «Поэтому, кто придет в незнакомый город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежа­щий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад. <...> как обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жесткими, <...> или же

б


солеными и неудобными для варения» и т.д. Продолжая харак­теристики особенностей природных условий городов, Гиппократ рассказывает, какого телосложения и каких болезней следует ожи­дать у людей в зависимости от преобладающих ветров, воды, рель­ефа и времен года. И далее он дает сравнительное описание на­родов Европы и Азии, много места занимают скифы. Физическая конституция и психические особенности описываемых народов, по убеждению Гиппократа, — результат природных условий и гео­графического положения мест их обитания.

Об этом же почти через четыреста лет после Гиппократа писал в I в. до н. э. римский философ Лукреций Кар в блистательной книге «О природе вещей»:

Как различаются все четыре деления света И по ветрам четырем и по разным частям небосвода, Так и наружность и цвет у людей различаются сильно, И у различных племен и болезни их также различны.

В древней Индии поведение в частной и общественной жизни каждого человека определялось системой взглядов и религиозных догматов брахманизма. Эти правила объединены в сборнике пред­писаний, получивших название Законов Ману (II в. до н. э. — II в. н. э.), где было записано, что разрушение окружающей среды уби­вает вместе с ней и человека — физически и нравственно. В этих законах порицалась торговля дарами природы, причинение вреда всему живому, загрязнение воды. Сходными были и правовые нор­мы времен Аксумской цивилизации в Эфиопии — «Фетха негест» (IV в. н.э.). Статья 1097 этого документа требовала запрещения продажи и покупки речной рыбы, птиц, степных и лесных зверей. Жители высокогорий освобождались от обработки земли и выпа­са скота, но должны были сохранять сток чистой воды в нижеле­жащие районы.

Здоровье человека и его зависимость от условий жизни во все времена имели большое значение. Средневековье не было в этом отношении исключением. Внучке Владимира Мономаха Евпрак-сии (XII в.) принадлежит медицинский трактат, состоящий из двадцати девяти глав, в том числе «Об образе жизни в разные времена года», «О пище, питье, сне и покое» и др.

В эпоху Возрождения Роджер Бэкон (1214—1292) показал, что живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц и живые существа находятся в тесной зависимости от окру­жающей среды.

Религиозный догматизм и схоластика средних веков значительно замедлили развитие экологических знаний. Однако даже в те вре­мена в трудах немецкого химика и врача Т. Парацельса (1493— 1541) содержатся суждения о влиянии природных факторов на организм человека.


iv v/ичрыiия, колонизация стран способ­ствовали дальнейшему развитию естественных наук. Освоение но­вых территорий было немыслимо без знаний об их природе. Эти знания позволяли человеку выжить в непривычных условиях. Ев­ропейцы, продвигаясь в недавно открытые земли, огромное вни­мание уделяли описанию растительного и животного мира, влия­нию климата и погодных явлений на организм человека.

Рост городов и расширение мануфактурного производства при­вели к усиливающемуся загрязнению среды жизнедеятельности людей, что заставило власти и специалистов пристально взгля­нуть на эту проблему. Она возникла с появлением средневековых поселений, загрязненных сточными водами и различными бы­товыми отходами на улицах. Загрязнение во все времена было бичом городов. Отражение этого можно обнаружить в средневе­ковом законодательстве. Так, в 1382 г. во Франции, согласно эдикту Карла VI, в Париже было запрещено выпускать дым «тошнотвор­ный и дурно пахнущий». В Англии в XVII в. был издан указ, запре­щающий лондонцам разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога.

Российский император Петр I наряду с многочисленными го­сударственными делами рассматривал вопросы благоустройства, чистоты улиц и рынков, а также регулирования спуска сточных вод в Санкт-Петербурге и Москве. В 1718 г. он издал указ «О со­блюдении чистоты улиц в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Особое внимание уделялось торговле продуктами питания. Предписывалось, чтобы «торгующие съестными припасами носили белый мундир и на­блюдали во всем чистоту». В 1722 г. в России была организована полиция, в инструкции которой среди прочих правил были пунк­ты о порядке торговли. Например: «Дабы отнюдь никакого нездо­рового съестного харчу и мертвечины не продавали и для своих прибытков вонючего свежего мяса, также и свежей рыбы ничего на съедение долговременно не держали...» Торговцев, которые торговали испорченным мясом или рыбой, предлагалось подвер­гать штрафу, а тех, кто заплатить не мог — «бить батоги», ссылать на каторгу.

Научные концепции исследователей как предпосылки современ­ной экологии человека. В России первые сочинения, в которых обсуждались вопросы взаимоотношений природы и общества, принадлежат Юрию Крижаничу (1618—1683). В труде «Политика» он впервые дал оценку природных ресурсов России того време­ни на примере Сибири, поставил вопрос о рациональном разме­щении производства вблизи источников сырья. Идеи Ю. Крижа-нича продолжил В.Н.Татищев (1686—1750), который утверждал, что при развитии государства необходимо более полно учитывать особенности географической среды той или иной территории.


К концу XVIII в. в России появляются научные идеи, в которых обсуждаются проблемы не только зависимости человека от при­роды, но и его воздействие на нее. Уже тогда в работах отече­ственных исследователей признавался тот факт, что «люди могут превращать через свой образ жизни плодородные страны в пус­тыни».

Крайне интересен опыт научных исследований в России XVIII в. М.В.Ломоносов (1711 — 1765) пристально интересовался особен­ностями жизни населения в разных природных и социально-эко­номических условиях. Его работы «О сохранении и размноже­нии российского народа» (1761) и «Краткое описание разных пу­тешествий по Северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763) не только содер­жат интересные сведения о населении России, но и предлагают конкретные пути решения демографических проблем. Выдающий­ся исследователь и друг М.В.Ломоносова С.П.Крашенинников (1713—1755) более одиннадцати лет провел в путешествиях по России, в том числе четыре года он прожил на Камчатке. Резуль­тат его исследований — обширный труд «Описание земли Кам­чатки» (1755), в котором он подробно описывает природу, есте­ственные ресурсы, население Камчатки, его образ жизни, обы­чаи, болезни, питание и т.д.

В изучении природы, хозяйства, населения России, их тесной связи и взаимодействия принимали участие многие крупные уче­ные XVIII—XIX вв., труды которых до сих пор интересны геогра­фам, этнографам, ботаникам, зоологам, и конечно экологам. Наи­более выдающимися в этом ряду считаются работы И. Г. Георги (1729—1802) «Описание всех обитающих в Российском государ­стве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жи­лищ, украшений, забав, вероисповеданий и других достопримеча­тельностей» (1775), И.И.Лепехина (1740—1802) «Дневные запис­ки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехи­на по разным провинциям Российского государства» (четыре части издавались с 1771 по 1805 г.), П.С.Палласа (1741 — 1811) «Путе­шествие по различным провинциям Российского государства» (1771 — 1776). Один из самых разносторонних и неутомимых ис­следователей природы России ~ А.Ф. Миддендорф (1815—1894). По поручению Академии наук он организовал большую экспе­дицию, которая должна была исследовать в географическом, фи­зическом, этнографическом и естественно-историческом отно­шениях северные и восточные районы Сибири, а также изучить там распространение почвенного льда (т.е. мощность вечной мер­злоты). Работа экспедиции проходила в тесном общении с корен­ным населением исследуемых районов. Аборигенам Сибири по­священы многие страницы четырехтомного труда А. Ф. Мидден-Дорфа «Путешествие на север и восток Сибири» (1860— 1862).



.Воздействие окружающей среды на жизнедеятельность и здо­ровье населения в первую очередь осознавали врачи. Как в Рос­сии, так и за рубежом именно медики внесли наиболее заметный вклад не только в изучение закономерностей влияния внешней среды на здоровье человека, но и в разработку конкретных ме­роприятий по защите населения от негативных факторов среды. В этом отношении показателен шеститомный труд «Система все­общей медицинской полиции» (медицинская полиция в совре­менном понимании — санитарно-эпидемиологический надзор). Ав­тором этого капитального произведения, выходившего с 1779 по 1819 г., был австрийский врач, ректор Петербургской медико-хирургической академии И.П.Франк (1745—1821). «Медицинская полиция, — писал Франк, — это наука о профилактике, знание которой ставит своей задачей охранять человека от вредных ре­зультатов совместной, скученной жизни, удержать его физиче­ское благополучие и отсрочить до возможно более крайних преде­лов наступление естественного конца жизни». В своем энциклопе­дическом труде Франк затрагивает самые разные проблемы. Он пишет об улучшении и сохранении физического состояния насе­ления и анализирует условия человеческого размножения, рас­сматривает вопросы охраны раннего детства. Много внимания Франк уделяет вопросам индивидуальной и коллективной гигие­ны, а также гигиены питания, жилища, одежды, коммунальной гигиены. Ученый описывает разные формы травматизма и несчас­тных случаев, классифицирует разные суеверия в медицине и про­явления медицинского шарлатанства. Он указывает на необходи­мость государственных мероприятий по оздоровлению и благоус­тройству жизненной среды человека.

Среди выдающихся отечественных ученых, труды которых по­влияли на умножение знаний о среде и человеке, следует на-зватмКарла фон Бэра (1792—1876). Он был не только создателем науки о развитии зародышей организмов — эмбриологии, но и крупным географом, исследователем Арктики и морей Европей­ской России, а также автором работ по медицинской географии. В. И. Вернадский назвал Бэра великим естествоиспытателем и муд­рецом, он писал, что имя Бэра должно быть поставлено в один ряд с именами Ламарка, Кювье, Дарвина.

В XIX в. в России изучение влияния окружающей среды (при­родных и социальных условий) на жизнедеятельность населения существенно расширилось, превратившись в мощный поток ис­следований по медицинской географии и гигиене. Блестящими представителями этого направления были А. А. Рафалович (1816— 1851) — доктор медицины, организатор карантинного дела, вид­ный исследователь природы, населения и медицинской геогра­фии Египта; А. П.Доброславин (1842—1889) — создатель первой в России кафедры гигиены; Ф.Ф. Эрисман (1842—1915) — выда-


ющийся российский гигиенист, активный деятель общественной медицины.

Отечественные гигиенисты стремились к широкому освещению проблем оздоровления территории. Видный русский гигиенист Г. В.Хлопин (1863—1929) в 1911 г. опубликовал большой труд под названием «Материалы по оздоровлению России. Санитарные опи­сания городов Астрахани, Самары, Саратова и Царицына с ука­занием мер, необходимых для их оздоровления». Г. В.Хлопин де­тально исследовал приволжские города. Каждый город охаракте­ризован по единой программе: санитарно-топографический очерк, причины нездорового состояния, мероприятия, необходимые для оздоровления. В приложении к работе приведены необходимые статистические материалы.

Говоря о научном осмыслении взаимоотношений человека и природы, необходимо назвать выдающегося русского религиоз­ного философа, поэта и публициста В.С.Соловьева (1853—1900). В его работах рассмотрены условия нравственного отношения че­ловека к природе. Он выделил три этапа взаимоотношения чело­века и природы: первый — насильственное изъятие у природы всего насущного, второй — изъятие с «оглядкой» и третий этап, принадлежащий далекому будущему, — полное прекращение на­силия над природой.

,Известный климатолог и географ А.И.Воейков (1842—1916) писал о возрастающих масштабах воздействия человека на приро­ду и его отрицательных последствиях,происходящих из-за «неже­лания и нерасчетливости человека, гоняющегося за минутными выгодами и не принимающего в расчет вреда, который его дея­тельность принесет в будущем ему же и его потомкам». Видный физик-теоретик Н. А.Умов (1846—1915) в работе «Роль человека в познаваемом им мире» обращался к вопросам несущей способ­ности планеты, ее экологической емкости. Он писал: «Забывают­ся существенные вещи: наша Земля не есть беспредельная плос­кость, а имеет вполне ограниченную, сравнительно небольшую поверхность <...>. Эволюция земной коры, этого дома жизни, идет под уклон, между тем как эволюция нашей человеческой расы идет к подъему. В полной дисгармонии с естественными предло­жениями природы стоит как рост человеческих потребностей, так и их современный уровень. Нам предстоит голод железа, нефти, угля. Благодаря неизменно возрастающему приросту населения, вероятен голод хлеба».

За рубежом исследования, которые существенно повлияли на становление общей экологии и экологии человека, были связаны с именами многих знаменитых ученых. Французский естествоис­пытатель, создатель первой целостной научной концепции эво­люции и основоположник представлений о биосфере Ж. Б.Ла-марк (1744—1829), наблюдая приспособленность разнообразных


 



II


животных к среде обитания, в книге «Философия зоологии» впер­вые объяснил этот феномен влиянием среды обитания на орга­низмы. Отмечая, что человек, ослепленный эгоистическими ин­тересами, становится недостаточно предусмотрительным даже в отношении своего будущего, Ламарк писал: «Вследствие безза­ботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным, он сам как бы способствует уничтожению средств к самосохране­нию и тем самым истреблению своего рода. Ради минутной при­хоти он уничтожает полезные растения, защищающие почву, что влечет за собой ее бесплодие и высыхание источников, вытесняет животных, находивших здесь средства к существованию, так что обширные пространства земли превращаются в необитаемые пус­тыни. Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

Огромное влияние на понимание взаимодействия природы и общества в европейской науке оказали взгляды Шарля Луи Мон­тескье (1689—1755). Французский философ, писатель и историк Монтескье теологическим интерпретациям исторического процесса противопоставил идеи географической школы, согласно которой климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития.

Однако.с развитием производительных сил и естественных наук все большее распространение получает точка зрения, со­гласно которой человек может подчинить себе природу^ Возника­ют идеи о противостоянии человека и природы. Эта идея в раз­личных вариантах присутствует в философских учениях XVII— XVIII вв. Так, английский философ Френсис Бэкон (1561 — 1626) отвергает философские учения о пассивном отношении человека к природе и ратует за развитие наук, которые способствовали бы изменению человеком природы и ее приспособлению к потреб­ностям человека.

£1деи противопоставления человека и природы наиболее пол­но выражены в учении французского философа и математика Рене Декарта (1596—1650). Основу процветания человека Декарт видел в знании и разуме. Проблемы взаимоотношения человека и при­роды нашли свое место в трудах Гегеля (1770—1831). Он рассмат­ривал географический фактор как основу для определения типа и характера народа, проживающего на определенном пространстве, при этом он не переоценивал значение природы в развитии об­щественных отношений.

Бурное развитие производительных сил, быстрый рост про­мышленности и городов в XIX в. привели к значительной деграда­ции природы. Неразумный подход по отношению к природным ресурсам за относительно короткий срок сопровождался все бо­лее частыми нарушениями равновесия общества и природы. Со-


отношение развития производства и возможностей, природы все чаще становится предметом научного обсуждения. Так,'англий­ский экономист Томас Роберт Мальтус (1766—1834) сформули­ровал закон, по которому рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а рост ресурсов, необходимых для существования людей, — в арифметической. Согласно его тео­рии, катастрофа является неизбежной, так как производство про­дуктов питания растет более медленными темпами по сравне­нию с приростом населения. Британские экономисты Адам Смит (1723—1790) и Дэвид Рикардо (1772—1823) доказывали, что об­щество достигло такого уровня промышленного производства, при котором дальнейшее экономическое развитие невозможно вслед­ствие ограниченности возможностей природы.

В середине XIX века существенный вклад в научное осмысле­ние взаимоотношений человека и природы внесли немецкие фи­лософы К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). В книге «Немецкая идеология» они писали: «Историю можно рассматри­вать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история лю­дей взаимно обусловливают друг друга».

В 1859 г. появилась книга Чарлза Дарвина (1809—1882) «Про­исхождение видов путем естественного отбора», которая стала основой учения об эволюции видов — растений и животных, в том числе и человека.^Описание борьбы за существование и есте­ственного отбора как основных процессов видообразования и вза­имодействия не только организмов одного с другим, но и с ок­ружающей неживой природой явилось началом новой науки — экологии.

Родоначальник экологии Э.Геккель определил экологию как науку об «экономике природы» и дал такое определение этой от­расли науки: «Экология — это познание экономики природы, од­новременное исследование взаимоотношений всего живого с орга­ническими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимо­отношения животных и растений, контактирующих друг с дру­гом... Одним словом, экология — наука, изучающая все сложно­сти взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматривае­мые Ч.Дарвином как условия борьбы за существование».

Таким образом, экология возникла и длительное время про­должала развиваться в рамках биологических наук.

Велик вклад в изучение влияния окружающей среды на чело­века немецкого гигиениста Макса Петтенкофера (1818—1901). Он рассматривал гигиену как комплексную науку, которую не может удовлетворить только знание физиологии человека, а что ей нуж­на физиология окружающей его внешней среды, поскольку от


 




нее зависит степень здоровья. Гигиене необходимо знание возду­ха, воды, почвы, жилища, одежды и т.д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 908 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2319 - | 2273 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.