Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные направления развития феминизма




Основными требованиями этого течения стали требования равных избирательных прав, устранения всех форм дискримина­ции, осуществления принципа социального равенства полов, из­менения человеческих отношений и институтов власти, основан­ных на патриархатности, подавлении, насилии, антигуманной политике и др. Иными словами, феминизм развивался по пути становления идеологии женского движения, приобретая опыт борьбы за гражданские и политические права женщин в обществе. Феминизм, в широком смысле, - это продолжение, концентрация и развитие общегуманной, вечной идеи человечества о социаль­ном равенстве. Во все времена ставился женский вопрос. Генезис феминизма связан с протестом против социального полового не­равенства, являющегося следствием неравенства экономического между полами. Общая идея феминизма - это осуществление прин­ципа гармонии, признание равных возможностей и значимости полов в развитии цивилизации, борьба, по словам одного из тео­ретиков современного феминизма Э. Мольтманн-Вендель, с сексизмом, экономическим господством мужчин, доминирующим мужским правом на протяжении всей истории существования об­щества.

Фактическая борьба с сексизмом (т.е. дискриминацией по признаку пола) провозглашена в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подписанная многими ее членами. Этими идеями руководствуется и ЮНЕСКО в своей деятельности.

Итак, возникнув в 40-е годы XIX столетия, феминизм посте­пенно становится самостоятельной социально-политической те­орией. И если на первом этапе он выступал как социальный про­тест, борясь за этические и гуманистические принципы жизни граждан цивилизованного общества, то в дальнейшем происхо­ди развитие идеологии на основе приобретенного опыта действий, выступлений женщин в разных странах. Постепенно начи­нается активная борьба за права, против дискриминации в обще­ственной и личной жизни. Происходит переход в новое качество, а именно - развитие самостоятельных теоретических моделей - классического и постклассического феминизма, который перехо­дит от первоначальных требований равных прав с мужчинами к созданию концепции, к поискам основ социального угнетения и путей его ликвидации.

Классический феминизм, его становление как самостоятель­ного, осознанного, имеющего элементы организации женского движения в большинстве цивилизованных стран, начинается именно в середине XIX века. Прежде всего, для него характерны практические действия, характеризующиеся социальным протес­том в рамках организованного движения. На первый план высту­пает критика патриархата, который по мнению Э. Мольтманн-Вен­дель, представляет институционализированную систему иерархии полов, связанную с маскулинизированным (мужским) типом эко­номического господства, менявшего свое обличье от феодализма до капитализма и социализма, но сохранявшего в главном доми­нирование мужского права. Патриархат породил не только сексизм, но и классовое господство, расизм, милитаризм и пр.

Классический феминизм характеризуется не столько научной разработкой его философской доктрины, что характерно для его более позднего этапа, сколько "наработкой" посредством приоб­ретения опыта активных действий и выступлений за гражданские и политические права. Естественно, использовались теоретичес­кие положения, заимствованные из существующих общесоциаль­ных концепций и теорий. Вместе с тем, феминизм перестал быть Движением, не имеющим собственной теоретической базы, соб­ственного социального мировоззрения.

Модель классического феминизма отражала традиционное, Изначальное, классическое и наиболее распространенное его по­нимание в качестве движения женщин, борющихся за равные права с мужчинами. Он охватывает период от 40-х годов XIX столетия до середины XX века. В этот период происходит осмысление воз­можности практической реализации утопии всеобщего социаль­ного равенства и справедливости. На этих позициях стоял Дж Стюарт Милль, считавший, что каждый шаг в прогрессе цивили­зации отмечен приближением к достижению равенства полов.

Доминирование в теоретическом и организационных пла­нах концепции социалистического направления способствовало, например, в Скандинавских странах высокому социальному пре­стижу и статусу женского населения. С 20-х годов XX в. социал-демократические правительства этих стран начинают разрабаты­вать социальные программы по улучшению положения женщин во всех сферах общественной жизни.

В США феминистское движение впервые объединилось в июле 1948 г. в Нью-Йорке, приняв Конвенцию о равных правах женщин. Э. Кэди Стэнтон и Л. Мотт выдвинули законопроект о правах, выведении из подчинения и несправедливого положения женщин и требования исправления несправедливости.

Для классического феминизма характерны следующие черты.

1. Существовало не всегда организационно оформленное женское движение, которое имело бы своих лидеров и научно обо­снованную стратегию.

2. Доминировало консервативное сознание не только у муж­чин, но и у женщин, ориентированное на традиционные патриархатные половые роли.

3. Буржуазные социальные и демократические процессы об­легчали активизацию деятельности женщин, но эта деятельность подчас ограничивалась формально существующими правами, о которых забывали при отсутствии экстремальных ситуаций.

4. Попытки женщин изменить свое положение в семье и по­иски новых основ гармонии полов сопровождались резкой крити­кой со стороны консервативно настроенных мужчин.

5. Со временем сторонники феминизма осознавали, что без глубокого теоретического анализа существующей реальности не­возможно изменить положение женщин в обществе. Они начина­ет предпринимать реальные попытки теоретического поиска основ социального угнетения, уйти от эклектичности теоретических построений к выработке теоретической модели феминизма, осно­ванной на всестороннем анализе места женщины в обществе.

Постклассический феминизм (начало его распространения -60-е годы XX в.) опирается на развивающееся женское движение, когда женщина стремится изменить свой имидж, способна к само­выражению, социальному признанию как партнер. Это период становления самостоятельной теории, заметно влияющей на со­циальные проблемы общества, на политологию и имеющей четко выраженную гуманистическую направленность, что привлекло к ней немалое количество сторонников. Главное в концепции - путь подлинного освобождения женщин на основе ликвидации слож­ной психологической, социальной, политической и экономичес­кой системы угнетения. Происходит пересмотр и изменение обра­за жизни в обществе и семье, характере труда и др. Разработкой концепции занимаются в специальных исследовательских цент­рах при университетах США, Англии, Австралии, Нидерландов и др. Феминизм превратился на Западе и США в науку. Курсы феми­низма читаются во многих университетах. Все происходящие из­менения нашли отражения в книге патриарха феминизма Б. Фри-ден "Вторая волна" (Нью-Йорк, 1981). Главная мысль книги - бу­дущее принадлежит эмансипированному обществу и только в этом случае можно изменить стиль и формы участия женщин во всех сферах жизнедеятельности.

Впервые в истории женского движения поставлен вопрос о том, что женщина должна сама распоряжаться своей жизнью. С. де Бовуар, Б. Фриден, К. Миллет, Д. Митчелл и другие открыли новые перспективы анализа и решения проблемы социального статуса женщины в обществе.

Большое внимание уделено разработке социальной теории пола, раскрывающей взаимосвязь пола и социума, анализу харак­тера противоречий между полами, что составляет мощный сти­мул развития, совершенствования человека. При этом акцентируется внимание на том, что социальное разделение полов - не столько результат биологических различий, сколько результат уров­ня культуры общества. С. де Бовуар - представительница французского феминизма - справедливо замечала, что женщиной не рож­даются, а скорее становятся, и этот процесс идет под влиянием образования, воспитания, образа жизни, культуры, религиозных традиций и многого другого. Понятия "мужественность", "жен­ственность", "маскулинность", "феминность" отражают не только психологические, но и психические, соматические, социальные и другие особенности женщин и мужчин.

Постклассический феминизм, таким образом, от протеста через выступления (демонстрации, шествия и др.) переходит к ака­демической разработке, научному обоснованию проблемы, выра­ботке стратегии и тактики, что привело к постановке проблемы участия женщин в науке. Патриарх социологии и научного феми­низма Д. Бернард в книге "Женщина в академической науке" (1987) критикует точку зрения, что женщина в науке должна играть лишь роль вспомогательного персонала. Фактически существующая дис­криминация в этой сфере сказывается и на оплате труда. Требова­ния фактического равенства мужчин и женщин в науке, ее гумани­зация, связь с общечеловеческими ценностями нашли свое выра­жение в конкретных программах, которые предусматривают со­здание духовной, человеческой системы межличностных отноше­ний в научных коллективах. Все это сопровождается выделением феминизма в самостоятельный научный и социальный феномен. Возрастает количество женщин-ученых, профессионально занима­ющихся феминизмом как наукой. Развивается специфический на­учный феномен "вумен стадис" (женские исследования).

В 80-е годы феминизм приобретает новое качество:

• идет процесс переосмысления теоретических и идеологи­ческих постулатов;

• появляются более рационально обоснованные концепции и теории, объясняющие социальную природу женского движения;

• предпринимаются попытки определить место феминизма среди других наук;

• происходит постепенная смена лозунгов ' полного равенства" на лозунг "равенство в различии". При этом объектом кри­тики становятся не представители мужского пола вообще, а реаль­ные государственные структуры власти и управления, патриархатно ориентированные культурные нормы и порядки.

Успешно развивается и политология феминизма, представля­ющая самостоятельную часть в рамках общей теории. Сущность этого направления состоит в том, что феминизм стремится применить общие принципы политологии к проблеме участия женщин в по­литической деятельности. Главное - это проблема власти, до сих пор представляющая прерогативу мужчин. Отсутствие женщин в сфере политической деятельности сформировало стереотип о ее неспособности влиять на политику, что уже не соответствует дей­ствительности, поскольку 70-80-е годы в Западной Европе и США осуществился прорыв женщин в политику. Происходит процесс даль­нейших политических исследований в рамках общей политологии, предусматривающий равенство полов в политической сфере, пере­распределение власти, отказ от "мужского" представления о мире, гуманизацию и демократизацию политики, предостережение муж­чин-политиков от возможного морального падения, глубокое иссле­дование социальных корней дискриминации женщин, перераспре­деление объемов политической власти. А вывод делается весьма существенный: участие женщин в политической жизни обеспечит глубокие преобразования в социально-политической сфере и при­ведет к изменению форм и методов, а также качества политики. "Мужская" власть бесперспективна. Только женская субкультура, разработанная в рамках политологии феминизма, способна сфор­мировать новое политическое сознание и мировоззрение.

Итак, современный феминизм дает возможность понять сущ­ность женского вопроса применительно к любой стране, посколь­ку эта теория защищает права женщин в обществе, проповедует принципы демократизма, необходимости возрождения личности на основе создания эгалитарного общества, равных прав и воз­можностей себя реализовать не только мужчинам, но и женщи­нам.

Знание сущности феминизма, его многообразных направле ний чрезвычайно важно и для женщин России, чтобы устанавли вать контакты с женщинами других стран и совместно вырабаты вать стратегию дальнейшей деятельности. Конечно, феминизм не может быть просто перенесен в нашу страну Нужна его адаптация с учетом экономических, социальных, политических и духовных особенностей. Но использовать все ценное, что накоплено в тео­ретических наработках женщин Запада, необходимо и полезно.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1132 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.