Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феминизм и его исторические корни




Феминизм как современная социально-политическая теория с каждым годом приобретает все большее значение. Это объясня­ется в первую очередь тем, что развитие женского движения не­возможно без теоретического обоснования. Значительная часть населения как в РФ, так и во всех других странах, в настоящее вре­мя характеризуется определенной незащищенностью и испыты­вает на себе всю остроту последствий социально-экономических, политических решений, принимаемых мужской властью, которая не учитывает специфические интересы женщин.

Феминизм как теория ставит перед собой задачу обеспечить практическую реализацию прогрессивных идей эмансипации женщин, ликвидации дискриминации, а также смягчения мно­гих деструктивных общественных явлений, социального напря­жения и создать более стабильное, динамичное и демократичес­кое общество, возродить гуманизм и духовность общества и че­ловека.

В нашей стране о феминизме знают очень мало. Подчас эти знания ограничиваются представлением о том, что эта теория якобы выражает резко отрицательное отношение к мужской части чело­веческого рода.

Современный феминизм характеризует прежде всего глубо­кий теоретический анализ социальных, экономических и полити­ческих проблем, не исключая и культуру.

Феминизм как социально-политическая теория дает возможность более основательно изучить сущность международного жен­ского движения, понять особенности возрождения роли женщин в социальной и культурной жизни, а также установить сходство и различие между феминологией и феминизмом.

Феминизм как направление в теории и практике женского движения уходит своими корнями в XVII век. Сам термин был введен в оборот Ш. Фурье - французским социалистом-утопис­том - в 40-е годы XIX столетия и предполагал решение проблемы равенства женщин и мужчин.

Американская исследовательница Л. Татл, издавшая "Энцик­лопедию феминизма" (Нью-Йорк, Оксфорд, 1986), считает, что это социальное движение и идеология, состоящая из многих аспектов и мнений, что "простое определение, которое устроило бы каждо­го, кто считает себя феминистом, очень трудно сформулировать". И далее... - "Феминист - это человек, который не имеет преду­беждений против других людей из-за их пола и своими действия­ми способствует политическому, экономическому, духовному и сек­суальному равноправию женщин"1. Феминизм акцентирует вни­мание на самоценности личности женщин, их праве на развитие, творчество, свободу в проявлении себя.

Одна из первых феминисток Франции художница и фило­соф, подруга крупнейшего философа Р. Декарта М. ван Шурман из Утрехта (1607-1678) выступала за научное образование женщин. Ее последовательница в Англии Б. Мэкин даже составила про­грамму учебных занятий для женщин. М. Кавендиш (1623-1673) всю жизнь боролась за свое признание среди мужчин. Известная английская писательница М. Астелл, выступая против дискрими­нации женщин, заявляла, что если все мужчины рождены свобод­ными, то как случилось, что все женщины рождены рабами?

В 1744 г. в Англии стараниями Э. Хэйвуд начал выходить периодический женский журнал. Он был очень популярен и в Северной Америке, где феминизм получил распространение в пе­риод войны за независимость 1775-1783 гг. Во Франции развитие феминизма относится ко времени Великой французской револю­ции. Его теоретическую основу составила разработанная О. де Гуж, "Декларация о правах женщины и гражданки", содержащая требо­вания не только предоставления женщинам гражданских и изби­рательных прав, но и государственных постов. Олимпию казни­ли, но борьба женщин за свои права с тех пор не прекращается.

Немалую роль в развитии феминизма сыграли сочинения Т. фон Гиппель "Об улучшении гражданских прав женщин" (1792) и М. Уолстонкрафт "В защиту прав женщин".

Во второй половине XIX – начале ХХ вв. феминистские орга­низации уже существовали в ряде стран: рабочее женское движе­ние, суфражизм (борьба за избирательные права женщин), демок­ратическое женское движение. Феминизм выступал как мировоз­зрение, как социальное движение и как альтернативная теория культуры. Феминизм разделяли не только женщины, но и мужчи­ны самого разного социального положения, национальности и вероисповедания.

Феминистские организации оформлялись в Международный альянс женщин-сторонниц равных прав и возможностей, к кото­рому присоединился и Всероссийский союз равноправных жен­щин, основанный в 1905 г. Однако, как отмечалось, движение жен­щин России возникло задолго до 1905 г. Оно развивалось на уже имевшихся традициях женских благотворительных союзов, об­ществ, журналов.

М. Бакунин в своей работе "Запоздалый голос сороковых го­дов" (по поводу женского вопроса) писал, что "все иные вопросы - суть вопросы о постороннем, но женский вопрос не может ни быть, ни считаться посторонним вопросом; в нем затронуты сущность и самый смысл всего бытия человека, и ответом на него, его разре­шением даются ответы и разрешения по всем другим вопросам, затрагивающим жизнь человека".'

В России уже в 1899 г. появился первый печатный журнал "Женское дело".

Феминизм на раннем этапе своего существования касался лишь проблем конкретных прав женщин: права на труд и равную оплату, политические и гражданские права и др., что явно было недостаточно для подлинной эмансипации женщин. После Вт0 рой мировой войны сущность феминизма изменилась: он все больше приобретает социально-политический характер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 855 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.