Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные этапы развития женского движения и решение женского вопроса в России в XIX-XX вв.




Многие теоретики конца XIX - начала XX столетия рассмат­ривали женское движение как решение проблемы достижения рав­ных с мужчинами гражданских и политических прав. Председа­тель Союза равноправия женщин Е.Н. Щепкина женское движе­ние определяла как многообразие обществ, союзов, клубов, создан­ных женщинами, чтобы расширить свои права на образование, на труд, на большие заработки, получить право голоса в местном са­моуправлении и при выборе депутатов в палаты народных пред­ставителей1.

Эта точка зрения поддерживается и современными учены­ми, которые считают, что женское движение - это совместные дей­ствия различных социальных групп, объединенных общей целью и общими политическими задачами, моральными ценностями и нормами1.

Женское движение в России сформировалось в 60-е годы XIX века, что было связано с радикальными преобразованиями в государственном устройстве, социально-экономической и духов­ной сферах общества. Важнейшей предпосылкой активизации этого движения был низкий правовой статус женщин в пореформенной России. Например, в наследственном праве всеми преимущества­ми обладали мужчины. Дочь при живых братьях получала из все­го наследуемого от родителей недвижимого имущества четырнад­цатую часть, а движимого - восьмую. Жена наследовала после мужа седьмую часть недвижимого, четвертую часть движимого имуще­ства.

Гражданские законы не распространялись на крестьян, кото­рые жили по нормам обычного права.

В избирательном праве женщины были отнесены к катего­рии неправоспособных граждан. Лишь владельцы значительного недвижимого имущества имели цензовое право участвовать в дво­рянских собраниях, общинных и земских выборах.

В сфере образования права женщин также были ограниче­ны, потому уровень грамотности женщин был очень невысоким. Согласно переписи 1897 г. число грамотных среди женщин Рос­сии составляло 13,1%.

Практически отсутствовало законодательство об охране ма­теринства и младенчества. В сфере труда и его оплаты также име­лось немало особенностей не в пользу трудящихся женщин. Пред­посылками развития женского движения также являлись аграрные реформы, рост промышленного производства, реформы в соци­альной сфере, повсеместный общественный подъем.

Подчиненное бесправное положение женщин во всех сфе­рах жизни общества, отсутствие условий для самовыражения вы­зывали недовольство, повлияли на политическое, нравственное сознание демократически настроенных слоев населения. Атмосфера свободомыслия захватила также значительные слои жен­щин.

Росту самосознания женщин способствовала обстановка широкой гласности, сложившаяся в России в ходе социальных и экономических реформ. Провозвестниками идеи равноправия по­лов стали общественно-политические и литературные журналы «Современник», «Отечественные записки», «Колокол», «Дело», «Женский вестник», «Женское дело», «Союз женщин».

Таким образом, ломка феодально-крепостнических устоев стимулировала процессы самоорганизации женщин, зарождение разнообразных женских обществ, союзов, клубов. Вопросы рав­ноправия женщин во всех сферах отношений заняли одно из веду­щих мест в общественной жизни России конца XIX века. Женские организации в этот период много внимания уделяли вопросам благотворительности, просвещению и обучению женщин грамо­те. Заметными событиями стали инициативы за доступ женщин к высшему образованию. По существующим правилам выпускницы женских гимназий не были приравнены к выпускникам мужских гимназий и не имели доступа в университеты. Получить высшее образование женщины могли лишь в немногих высших учебных заведениях, открытых в России по частной инициативе, или за границей.

Социальные инициативы женской общественности выража­лись в ходатайствах и прошениях по открытию частных профес­сиональных курсов. Просветительские общества, появившиеся в этот период, как московское Общество воспитательниц и учитель­ниц (1870) и Общество распространения практических знаний между образованными женщинами (1871), Екатеринославское об­щество попечительства о женском образовании (1871), Тифлис­ское общество взаимного вспоможения учительниц и воспитатель­ниц, общество содействия женскому сельскохозяйственному об­разованию в Петербурге (1899) и другие активно выступали за развите женского образования. Эти общества открывали школы, кур­сы, профессиональные и ремесленные училища, посреднические бюро для содействия в трудоустройстве женщин. Наиболее рас­пространенными были курсы рукоделия с мастерскими при них кулинарные школы со столовой, школы черчения и рисования, ком­мерческого счетоводства, каллиграфии, стенографии и машинопи­си и другие учебные заведения. В 1870 г. Общество распростране­ния технических знаний открыло одну из первых женских ремес­ленных школ в Москве для обучения и подготовки грамотных ма­стериц. Потребности рынка труда также обусловливали необходи­мость развития обучения женщин.

По инициативе общественных организаций в ряде городов России были открыты педагогические женские курсы с двухлет­ним сроком обучения. Успешно окончившие курсы получали атте­стат домашней наставницы. В 1903 г. петербургские курсы такого рода были преобразованы в первый в России Женский педагоги­ческий институт.

Характерной чертой женского движения в стране в целом была ее антифеодальная, демократическая направленность, под­держка женщин разных социальных слоев.

На рубеже XIX и XX вв. усиливаются процессы организаци­онной дифференциации и политизации. Наряду с благотворитель­ностью и трудовой помощью женщинам формируется направле­ние, поставившее своей целью добиться равноправия во всех сфе­рах политической и гражданской жизни. Наиболее активно по этим вопросам выступал Союз равноправия женщин. В этот период появились также общества защиты нравственных устоев женщин, профессиональные объединения, клерикальные союзы, национал-патриотические организации. У всероссийских женских органи­заций, таких как Союз равноправия женщин, Общество защиты женщин, Общество улучшения участи женщин и других, имелись региональные отделения. Особенно значимой инициативой этих организаций были все же их выступления за избирательное право женщин.

Начало XX века ознаменовано глубоким теоретическим обо­снованием причин развития женского движения в России. В работе В.И. Ленина «Развитие капитализма в России»

(1896-1899) дается подробная характеристика условий жизни женщин в России. Он раскрывает особенности экономического положения ра­ботницы и крестьянки, глубоко анализирует уровень их заработка й характер труда. На фабриках и заводах европейской России в 1890 г. среди рабочих женщины составляли 24%. В работе отмеча­ется, что привлечение к производству женщин - явление в основе своей прогрессивное. Однако по отношению к женщинам особен­но необходимо сокращение и регулирование рабочего дня, обес­печение гигиенических условий работы. Машинная индустрия, со­здавшая тяжелейшие условия жизнедеятельности женщин, вместе с тем толкала вперед их развитие, способствовала разрушению пат­риархальных отношений в семье, повышала их самостоятельность. Промышленность создает для женщины и совершенно независи­мое от семьи и мужа положение1.

В целом ряде работ о положении женщин в обществе отме­чается, что речь идет вовсе не о том, что между мужчиной и жен­щиной нет существенных различий и что роли обоих полов в со­циальной жизни должны быть тождественны. Речь идет о том, справедливы ли существующие ограничения женских прав, ставя­щие женщину в стесненное и подчиненное положение. Справед­ливы ли те нормы права, которые не дают женщине возможности свободно развивать все свои индивидуальные задатки и занимать в обществе то положение, которое она могла бы завоевать себе своими личными силами2.

Выходом из такой ситуации должно быть создание равных условий для мужчин и женщин в социальной жизни, уничтоже­ние всех ограничений в гражданских и политических правах, со­здание условий для получения образования по всем профессиям. Все это должно быть связано с демократизацией общества, рефор­мированием государственного строя. Большинство авторов спра­ведливо замечают, что в России, стоит вопрос не борьбы против мужчин, а обеспечения женщине свободы и права выбора жиз­ненного пути.

Значительное место в теоретической разработке проблемы женского движения и практической ее реализации сыграли представители марксизма. A.M. Коллонтай в ряде работ писала о не­обходимости разработки идеологии женского движения, создания женских рабочих союзов, обосновывала равноценность личности женщин и мужчин. Она подчеркивала экономическую основу жен­ского вопроса «Женский вопрос - это в конечном счете вопрос куска хлеба... Чтобы решиться потребовать равноправия с мужчи­ной, женщина должна была стать прежде всего экономически са­мостоятельной»1.

В.И. Ленин, разделяя точку зрения К.Маркса, утверждавше­го, что общественные перевороты невозможны без женского фер­мента, подчеркивал: женское движение является важной состав­ной частью революционного движения, которая может при изве­стных условиях стать решающей его частью. Он признавал, что партия должна иметь свои органы (рабочие группы, комиссии, комитеты, отделы), специальная задача которых - будить широкие массы женщин, связывать их с партией и удерживать их под ее влиянием. «Не привлекая женщин к общественной службе,... к политической жизни, не вырывая женщин из их отупляющей до­машней и кухонной обстановки, нельзя обеспечить настоящей сво­боды, нельзя строить даже демократии, не говоря уже о социализ­ме»2.

В начале XX века женщины продолжали объединяться в пер­вые союзы и общества. Крупной организацией было Русское жен­ское взаимноблаготворительное общество. Его лозунгом был: «Сво­бода и равенство всех перед законом без различия пола»3.

Создаются женские организации с ярко выраженным на­ционально-патриотическим содержанием. Это союз равно­правных женщин (СРЖ), Общество защиты женщин, Общество улучшения участи женщин и др. Большинство из них имели отделения в провинциях. В 1907 г. в Петербурге по инициати­ве A.M. Коллонтай организуется первый социалистический женский клуб «Общество взаимопомощи работницам». При клубе была вечерняя женская школа. Образованию женщин коммунисты уделяли большое внимание. Американская жур­налистка Л. Брайант - жена Джона Рида, автора известной книги «Десять дней, которые потрясли мир», обобщая свои впечатления от увиденного в нашей стране, писала: «Комму­нисты борются с неграмотностью, как с чумой, причем воспи­тание классового сознания - неотъемлемая часть народного образования»1.

С 1914 г. по предложению В.И. Ленина стал выходить женс­кий журнал «Работница», сыгравший большую роль в активиза­ции женского движения.

Итак, начало XX века характеризуется формированием мас­сового женского движения, подчас объединяющего разные слои населения, с разной ориентацией. Особенно росло пролетарское движение. В 1908 г. в Санкт-Петербурге был проведен, по ини­циативе Русского женского взаимоблаготворительного общества, Первый Всероссийский женский съезд с требованиями объеди­нить все силы в борьбе за экономические, политические и граж­данские права. Это была крупномасштабная, серьезная попытка к объединению, к установлению связи с международным женс­ким движением, добиться избирательного права, преодолеть се­мейные предрассудки и др. Был создан Всероссийский женский совет.

В годы Первой мировой войны многие женские организа­ции подчинили свою деятельность потребностям фронта и тыла.

В ходе февральской революции 1917г. под напором много­тысячных выступлений и инициатив общественности женщи­нам России впервые было предоставлено избирательное право. После Октябрьской революции женское движение приобрело совершенно иное направление. ВЦИК и СНК приняли ряд декретов, в корне изменивших правовой и социальный статус женщин России.

Вопросы женского движения стояли на повестке дня VIII, XIX, XI, XII, XIII, съездов РКП (б). Принятые решения стали базовыми на многие десятилетия в государственной политике по отношению к женщинам. В первые же годы советской власти были отменены все законы, предусматривающие неравенство женщин. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой Конституции России. Другими законодательными актами советс­кая власть уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, граж­данских, семейно-брачных отношениях, приняла меры по охране материнства и младенчества, закрепила принципы равной опла­ты за равный труд.

Женщины активно вовлекались в строительство нового об­щества. Новой формой женских объединений стали делегатские собрания, на которых обсуждались вопросы экономического по­ложения в стране, борьбы с голодом и др. Эти собрания стали сво­еобразной школой подготовки умелых организаторов из числа женщин.

На Востоке создавались женские клубы, красные уголки, где женщины получали медицинские и другие консультации, приобщались к общественному самоуправлению. В 1918 г. ста­ли создавать женотделы при ЦК РКП(б), его комитетах в реги­онах.

В ноябре 1918 г. I Всероссийский съезд работниц и крес­тьянок решил многие вопросы, в том числе и вопрос о яслях и детских садах. Несмотря на сопротивление некоторых женщин, представляющих, что такие сады превратят детей в «общих», к 1920 г. было открыто около 600 детских яслей, сотни домов ма­тери и ребенка, молочные кухни, женские и детские консульта­ции и т.д.

На руководящую работу выдвигались женщины, которые успешно справлялись со своими обязанностями. Среди них были A.M. Коллонтай, И.Ф. Арманд, PC. Землячка и др., которые прошли сложный революционный путь, отличались своей интеллигентностью и профессионализмом. Выдвигали женщин на руко-в0дящие посты с предварительным изучением кандидаток, с об­суждением на общих собраниях на заводах, в цехах. Посылали учиться, первоочередной считалась задача ликвидации неграмот­ности женщин. В пятилетних планах содержались задания по вне­дрению женского труда.

Большую роль сыграли женсоветы, осуществлявшие свою деятельность с 1918 по 1929 гг. Эти советы позже вновь возроди­лись и выполняли большую работу по вовлечению женщин в об­щественно-политическую деятельность, содействуя повышению их роли в управлении делами общества. Их социальную роль труд­но переоценить. В Положении о советах женщин (женсоветах) за­писано, что они активно содействуют успешному выполнению женщинами материнских и семейных обязанностей, проявляют за­боту об укреплении семьи, помогают одиноким матерям, семьям погибших при исполнении гражданского и служебного долга, ин­валидам войны и т.д.

Женсоветы создавались по территориально-производствен­ному признаку. Основной ячейкой стали советы женщин трудо­вых коллективов.

Словом, весь долгий послереволюционный период сопро­вождался активной деятельностью женщин. Женщинам был обеспечен доступ во все сферы отношений. Позитивные изме­нения произошли в духовной, нравственной структуре личнос­ти женщины. Их по существующей квоте избирали в высшие и местные органы власти - Верховные Советы. Однако сделан­ный преждевременно вывод, что женский вопрос в СССР ре­шен окончательно, привел к резко отрицательным последстви­ям в 80-90 гг., когда использование интеллектуального потен­циала женщин значительно сократилось. Стереотип мужского мышления, патриархатные взгляды заставили женщин выраба­тывать новую стратегию и тактику, которые, к сожалению, пока еще не дали должных результатов. Социальная значимость об­щественных и частных инициатив женского движения вновь стала повышаться.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1558 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.