Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психологические концепции человека.




С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и сознательного, отражающая психическую и биологическую сторону существования человека.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) открыл целое направление в философской антропологии утвердив бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трёх пластов. Самый нижний и мощный слой – «Оно» находится за пределами сознания. В нём сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера. Здесь правит принцип удовольствия.

Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного – это «Я» человека. Здесь правит принцип реальности.

Верхний пласт человеческой психики – «сверх-Я» - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования, моральная цензура.

Оказывается, что собственное «Я» не является «хозяином» в своём собственном доме.

Именно сфера «Оно» оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – это прежде всего, существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования у Фрейда усиливается тем, что у него имеется и врождённая склонность к разрушению и агрессии, которая находит своё выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни».

Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями, сознательным и социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.Юнга (1875-1961).

Юнг выделил в человеке помимо «личностного бессознательного» ещё и более глубокий слой – «коллективное бессознательное»., которое является отражением опыта предшествующих поколений.

Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы – общечеловеческие первообразы (например, образ матери, народного героя, жертвы и т.д.). Совокупность архетипов образуют опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями.

Архетипы лежат в основе мифов, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет последнее.

Человек, таким образом,– это существо архетипное.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа – последователями Фрейда.

Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э.Фромм выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинён её законам, но, одновременно, это субъект, наделённый разумом, существо социальное. Это противоречие он назвал «экзистенциальной дихотомией». Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием и разумом.

 

Вопросы для самопроверки:

1.В чём заключается антропный принцип?

2.Выберите высказывание, которое наиболее точно характеризует природу (сущность) человека: а) природа человека определена исключительно его принадлежностью к миру живого; б) природа человека определена взаимодействием биологического и социального начал; в) человек противостоит природе и является существом исключительно социальным; г) природе человека присущ непреодолимый дуализм (от лат.duo – два; учение, признающее материальную и духовную субстанции равноправными началами) природного и социального начал.

3. Как вы понимаете диалектическое единство сущности и существования человека?

4. Что вы думаете о соотношении биологического и социального в человеке?

5. Раскройте социально-деятельностную сущность человека.

6.Человек существо архетипное. Что означает это утверждение?

7.Как, по-вашему, можно определить ценность конкретного человека?

 

Тема 6(1): Общество как социальная система.

Учебные цели:

Знать понятия: общество; социальная система; социальные нормы и ценности; тип общества; традиционное общество; современное общество.

Характеризовать: общество как социальную систему; социальные институты; основные подсистемы общества.

 

Вопросы:

1.Что такое «социальная философия»?

2.Социальная система как совокупность элементов.

3.Основные подсистемы общества.

 

1.Что такое «социальная философия»?

Социальная философия – это философское учение об обществе. Её задача – познать и обяснить чем общество отличается от природы, как оно устроено и развивается, предсказать, к чему может привести в будущем развитие той или иной ситуации, предостеречь от ошибок и тупиков, помочь выбрать общественный идеал.

Необходимо различать философский и социологический подходы к изучению общества:

объект изучения у них один, но социологию интересует, прежде всего, то, что называется термином социальная структура – способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, а философия акцентирует такие понятия как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса.

Философия общества – это другая сторона философии человека, его роли в мире. Человек – это субстрат любой формы социальности, от простейшей общности до современных цивилизационных суперсистем. Поэтому философский взгляд на общество неотделим от философских проблем человека, хотя, разумеется, не сводим к ним.

 

Понятие общество многозначно: 1) исторически обособившаяся от природы часть материального мира; 2) этап человеческой истории (например, первобытное общество, феодальное общество); 3) конкретное общество (например, белорусское общество) как продукт совместной деятельности больших групп людей.

Латинский глагол «социо» означает соединить, объединить, затевать совместный труд.

Отсюда первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество.

 

Общество – предельно сложная из всех известных науке систем. Общество не совпадает с материальным бытием (его нельзя «пощупать»), хотя существует объективно.

 

Таблица: «Общество как объект исследования».

 

Историю развития общества изучают: Общество как целостную систему изучает: Отдельные стороны жизни общества изучают:
Исторические науки: история экономики; история экономических учений; исто- рия социальной мысли, история права и др. Социальная философия Частные общественные науки: социология, политология, экономика, психология, педагогика и др.
       

 

Существует множество социальных теорий. Любая из них есть только момент приближения к социальной истине. Только дополняя друг друга они совместно дают более или менее объёмную картину социального мира. Все социальные концепции можно свести к следующим моделям социального познания:

1.Натуралистическая – общество рассматривается как организм, социальная эволюция – продолжение эволюции живой природы. Абсолютизируется объективная сторона общественной жизни. Считается, что законы общества действуют как законы природы. Социальная эволюция – прямая линия, сменяющих друг друга обществ, идущих к некоему совершенному состоянию. Человек – только орган, «винтик» системы, самостоятельной ценности не имеющий. Типы общества выделяются по какому-либо одному критерию, например, экономическому.

2.Этико-телеологическая (телеология – учение о цели) – общество есть продукт духовной деятельности человека. Здесь нет места закономерностям, а есть только стремление к идеалу – тому, что должно быть. Абсолютизируется субъективная сторона общественной жизни. Попытки найти тайную пружину великих исторических событий в умонастроениях великих людей и фактах их личной биографии всегда привлекали внимание. Веками святые и пророки, утописты и учёные пытались направить развитие человечества «на путь истинный». Теократические государства обеспечивали свое единство религией, верой; тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии. И пока жива идея в сердцах миллионов людей, такие общества развиваются и процветают. При порче идеи (расколы, ереси и т.п.) из системы выпадает несущий стержень, и она начинает деградировать.

 

Получается, что рассмотренные выше модели социального познания суть крайности, абсолютизирующие объективную либо субъективную стороны общественной жизни. Общественная же жизнь глубже этих крайностей. Да и человек – это двойственное существо: он и составная часть природы, подчинённая всем её законам, и самопроизвольная духовность, возвышающаяся над природой. Общество стоит как бы на пороге между тем, что есть, осуществлено и стремлением к иному, высшему, ещё не осуществлённому.

Необходима иная модель и к ней подводят многие философские теории общества. Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений. Его можно назвать антропологической концепцией. Она стремится не столько к описанию социальных фактов, сколько к пониманию мотивов человеческих действий.

Возможен атомистический взгляд на общество как сумму индивидов, связанных взаимным договором (Т.Гоббс).

В органистической модели общество предстаёт как целое, как определённая система, структурированная на части, к которым оно полностью не сводится. Отношения людей определяются не договором, а согласием членов общества (консенсусом). К.Марксом была разработана концепция материалистического понимания истории, согласно которой связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, как объективные закономерности общественного развития, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эта концепция не отрицает и субъективного фактора в истории, но предполагает каждый раз исследование объективных условий, корней, причин, которые решающим образом оказали влияние на действия личностей. По Марксу, общественные законы, в отличие от законов природы возникают позже, реализуются только через сознательную деятельность людей, следовательно, более сложны по механизму проявления и в высокой степени вероятностны (законы-тенденции).

 

Итак, чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в единое целое, в общественный «организм».

Древние говорили:

«Если хочешь привести в порядок страну – приведи в порядок провинции.

Если хочешь привести в порядок провинции – приведи в порядок города.

Если хочешь привести в порядок города – приведи в порядок семьи.

Если хочешь привести в порядок семьи – приведи в порядок свою семью.

Если хочешь привести в порядок свою семью – приведи в порядок себя.

Если хочешь привести в порядок себя – приведи в порядок душу».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1120 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.