Институт (лат. institutio) – установление, устройство). Социальный институт – 1. Совокупность норм, регулирующих определённую сферу общества; 2. Специальные учреждения, приспособительные устройства общества, созданные для удовлетворения его важнейших потребностей.
Имеется пять фундаментальных социальных потребностей. Их удовлетворяют главные социальные институты:
1.В воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
2.В безопасности и порядке (государство и др. политические институты).
3.В добывании средств к существованию (экономика, производство).
4.В передаче знаний, социализации индивидов (институты образования и воспитания).
5.В решении смысложизненных проблем (религия, искусство).
Деятельность социальных институтов регулируется сводом норм (например, нормы семейного и брачного поведения) –законов, коллективных привычек, традиций, обычаев.
Институционализация – это закрепление практики общественных отношений, которые складываются в ходе развития общества, в виде законов или социальных норм, образцов и стереотипов поведения, приведение их в систему. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, обеспечивает состояние равновесия общества в целом. Общество – это совокупность институционализированных форм поведения.
Социальные институты – постоянно развивающиеся системы. Например, институт семьи и брака прошёл следующие стадии развития: промискуитет, групповой брак, полигамия, моногамия. На смену расширенной (патриархальной) семье пришла нуклеарная, в которой только два поколения – родители и дети. Исторически менялись роли мужа, жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей.
Каждый социальный институт включает в себя: определённую сферу деятельности; групппу лиц, уполномоченных на выполнение тех или иных функций; юридические и социальные нормы, материальные средства.
Внутри главных социальных институтов скрываются неглавные – это частные социальные практики или обычаи. Неглавные социальные институты выполняют специализированные задачи, обслуживают нефундаментальные потребности.
Таким образом, каждый социальный институт – это гигантская социальная система, охватывающая совокупность социальных норм, организаций, статусов и ролей, которые опираются на персонал, аппарат управления и социальные практики, т.е. особые процедуры.
Вопросы для самопроверки:
1.Охарактеризуйте сущность экономики как части социальной системы.
2.Покажите особую значимость в обществе политических институтов.
3.Какова в обществе роль культурных институтов.
4. Охарактеризуйте роль социальных институтов.
5.Постарайтесь выразить динамику взаимодействия элементов социальной системы в виде логической схемы.
Тема 6(3): Типология обществ.
Учебные цели:
Знать понятия: тип общества; традиционное общество; современное общество.
Анализировать и интерпретировать: типологию обществ и особенности их функционирования.
Вопросы:
1 Социальная эволюция.
2.Различие нормативных систем как основной критерий типологизации обществ.
3.Традиционное и современное общество как основные социальные типы. Особенности функционирования различных типов общества.
Социальная эволюция.
Социальная эволюция – совокупность изменений в обществе.
Что является источником социальной эволюции? Каковы факторы социальной динамики?
Ш.Монтескье, В.Вернадский, Л.Гумилёв основным фактором считали изменение природных основ социальной жизни;
К.Маркс – изменение экономики, орудий труда, организации производства, социальные конфликты;
Г.Гегель, О.Конт, П.Сорокин – изменения в культуре и духовных ценностях.
Другие мыслители к основным факторам социальной динамики относили характер религиозных воззрений, демографические факторы, космические события, менталитет.
В каком направлении идёт социальная эволюция и есть ли это направление?
Социальный прогресс – увеличение жизнеспособности социальной системы; социальный регресс – упрощение, сужение возможностей социальных систем.
Что преобладает? Прогресс и локален и глобален, регресс – только локален. Выделяют два вида социального прогресса:
1) постепенный (реформы: экономические, политические, социальные);
2) радикальный (революции, скачкообразные переходы; они бывают кратковременные и длительные; могут охватывать одну страну или всё человечество, например, неолитическая революция – 10-8 тыс.лет назад, промышленная революция – 18-19 вв., современная НТР – с сер. 20в.).
Что ожидает человечество в будущем? Насколько история определяет настоящее и будущее? Есть ли в истории какие-нибудь законы, которые можно узнать, чтобы управлять социальной эволюцией?
Эти и другие вопросы исследует социальная философия в союзе с другими социально-гуманитарными науками.
Современную концепцию социальной периодизации истории принято называть концепцией постиндустриального общества (Д.Белл, О.Тоффлер, З.Бжезинский). В истории человечества постиндустриалисты выделяют три стадии: 1) традиционного (аграрного) общества; 2)индустриального (промышленного) общества; 3) постиндустриального общества.
Стадиально – поступательный подход к проблеме периодизации истории заключается во взгляде на историю как на единый процесс поступательного восходящего движения (дикость – варварство – цивилизация; пять общественно-экономических формаций; прогрессивное развитие, пять всемирно-исторических эпох; концепция постиндустриального общества). Все народы идут к единой цели, например, к торжеству разума и свободы (К.Маркс). Это линейная схема.
Цивилизационный подход к проблеме периодизации истории исходит из того, что в человеческой истории выделяется ряд цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную историю (египетская, китайская, еврейская, греческая, римская, западноевропейская, восточноевропейская и др.). Каждый такой «организм» проживает определённый срок (ок.1000 лет) и умирает. Никакой единой истории человечества, таким образом, нет. Это циклическая схема мировой истории.
На современном этапе исторического развития можно выделить следующие типы цивилизаций: западную (западноевропейская и североамериканская), восточноевропейскую, восточную (мусульманская, индийская, китайская, японская, арабская), латиноамериканскую..
Всемирная история часто представляется как история взаимоотношений двух типов цивилизационного развития – западного и восточного.
Восточный(традиционный) тип цивилизационного развития характеризуется:
- экстенсивной экономикой и технологией;
- неразделённостью собственности и административной власти;
- подчинением общества государству. личности – коллективу;
- почти полное отсутствием социальной мобильности;
- тенденцией к деспотии;
Западный(техногенный) тип цивилизационного развития характеризуется:
- интенсивной экономикой и технологией;
- прогрессом в производстве и управлении на основе науки и техники;
- усилением социальной мобильности;
- автономностью личности;
- тенденцией к формированию гражданского общества, созданию правового государства.
Примечание: 1) термин «цивилизация» употребляется в нескольких значениях:
1.Земная цивилизация, в отличие от предполагаемых внеземных цивилизаций;
2.Общемировая цивилизация, как результат глобализации – современного процесса сближения культур и цивилизаций;
3.Стадия в развитии (дикость- варварство – цивилизация);
4.Локальная цивилизация – культурно-историческая общность.