Профессия «социальный работник» в современной российской действительности приобретает новое звучание и качество, когда специалисты этой сферы осваивают и развивают андрагогические аспекты деятельности.
Социальная работа, осуществляемая как государственными структурами (службы социальной защиты населения), так и общественными организациями (благотворительные фонды, волонтерские движения и объединения), участвует в решении сложных вопросов, затрагивающих бытие и развитие сознания людей. Она направлена на гармонизацию взаимодействия личности и общества: на оказание поддержки и помощи конкретному человеку или социальной группе, общности, слою населения, испытывающим затруднения в социальном функционировании, и на активизацию их внутренних сил. Выделение андрагогических аспектов в деятельности специалистов, профессионально связанных со взрослыми людьми — работников учреждений культуры, организаторов досуга, туризма, психологов, медиков, руководителей организаций, активистов общественных движений и социальных работников — способствует достижению ряда позитивных эффектов в различных социальных практиках. Они касаются успешного решения не только профессиональных, но и социальных проблем. Один из них —совершенствование образовательной ситуации и образовательной структуры социума.
Осознание разными специалистами своей причастности к «когорте» андрагогов, принятие ими на себя миссии «ведения взрослого» в процессе овладения им новыми знаниями способствует расширению образовательного пространства общества.
Для самих специалистов, работающих со взрослыми и проявляющими себя «в ипостаси» андрагог, андрагогическая деятельность может стать одним из значимых «этических деяний» (С.Л.Рубинштейн), открывающих в них самих новое начало, новые возможности позитивной самореализации.
Развитие андрагогических аспектов деятельности социального работника делает возможным направить ее не только на оперативное оказание «скорой» помощи людям, нуждающимся в социальной защите, но и на осознание «опекаемыми» взрослыми собственного потенциала, на последовательную поддержку этого потенциала, стремления к самореализации и саморазвитию, активному образу жизни.
Андрагогическая деятельность социального работника понимается как содействие самоопределению, самореализации взрослого человека в сложной для него жизненной ситуации. Она органично вплетается в систему профессиональных действий людей, занятых в социальной сфере и становится качественной характеристикой их работы, ее успех — большим профессиональным достижением.
Социальный работник как андрагог- посредник между опекаемым им взрослым и государством (выполняя предписанные его профессией функции), а также между ним и обществом, культивирующим как приоритетные гуманистические ценности: поддержка человеческого достоинства, уважение к старости, милосердие, «жизненное сострадание», «чувствительность по отношению к людям» (С. Тэраути). Стратегия социальной работы сопряжена с ее ориентацией на улучшение социального самочувствия незащищенных слоев населения, на нахождение опекаемым — совместно с социальным работником — духовных опор, поддерживающих его жизнь, на создание условий, при которых подопечный (клиент) может пережить достойно кризисную ситуацию, совладать с нею.
Не каждый социальный работник, обслуживающий взрослого,— андрагог. Андрагогом он становится тогда, когда выделяет и реализует на практике новые смыслы своей работы, привносит в нее желание и стремление не просто обслужить или даже поддержать человека, а помочь ему увидеть новые горизонты в его нелегкой жизни, найти в ней новые ценности, новые опоры, даже в несчастье («все, что не убивает, делает сильнее»). Как андрагог, он помогает так организовать жизнедеятельность клиентов, чтобы она приобрела для них новый смысл и новое содержание.
Позиция андрагога — это высшая профессиональная ипостась социального работника, взаимодействующего со взрослым.
Социальный работник, осознающий себя андрагогом, включаясь во взаимодействие со взрослыми, нуждающимися в социальной поддержке, нацелен, прежде всего, на совместный поиск путей и способов организации их активного и достойного образа жизни. Работающие в этих сферах социальной практики — люди разных профессий, но их объединяет общность позиций, ценностей и целей. Они содействуют самоопределению, самореализации и саморазвитию взрослых. способствуют более эффективному взаимодействию взрослого человека с окружающим миром, устройству его жизни. В настоящее время, когда интенсивны изменения в жизни как общества в целом, так и конкретных личностей, сама жизнь приобретает «черты непрерывного образовательного процесса» (Г.Л.Ильин)
Для самоопределения социального работника как андрагога важно осознавать, что:
— непрерывное образование — это современная форма жизнедеятельности; оно понимается как освоение человеком нового и переосмысление старого социального опыта как в организованных формах, так и самостоятельно или в процессе взаимодействия с другими людьми (формальное, неформальное, информальное образование); последнее имеет особенный смысл для андрагога как образование в процессе повседневной жизни; принятие этой позиции значимо и для его профессионально-личностного совершенствования, и для выстраивания взаимодействия с людьми;
— во взаимоотношениях со своими подопечными социальный работник помогает им разглядеть возможности повышения собственной активности (осознать свои достижения, ценности, на которые он ориентирован; осмыслить собственную жизненную ситуацию под новым углом зрения, а главное - найти новое посильное дело любого масштаба, поддерживающее активность и осознание собственной нужности);
— важнейший образовательный эффект деятельности социального работника как андрагога — новые смыслы и ценности, которые поддерживают жизнедеятельность опекаемого и придают ей позитивное звучание;
— существенное значение имеет новая интерпретация имеющегося социального опыта – как результат включения в образовательный процесс, соотнесение и согласование его с новой ситуацией и формирующимися ценностями развивающегося общества, нахождение способов их поддержания – в ближайшем окружении, в общении с посторонними людьми («ненавязчивое предъявление ценностей достойного взаимодействия»).
Естественно, что эти позиции органично ложатся в русло традиционных способов взаимодействия социальных работников и их клиентов, но они редко осмысливаются как образовательные. Однако само понимание эффектов реализации этих позиций как образовательных эффектов существенно повышает и значение их для понимания происходящего в жизни взрослого человека, получившего социальную поддержку, и статус самих социальных работников, развивающих собственную профессиональную позицию и арсенал используемых для ее реализации средств.
Взаимопроникновение, партнерство двух сфер социальной жизни — социальной работы и образования взрослых — могут осуществляться через специальную подготовку социальных работников как андрагогов и освоение ими образовательных механизмов для более эффективного взаимодействия со своими взрослыми подопечными.