Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.
Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма» считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещенного монарха должна быть построена на рациональных, разумных началах, опираться на передовые идеи философов.
Деятельность просвещенных монархов носила двойственный характер. Они были просвещенными, но всё-таки деспотами. Преобразования проводились исключительно сверху. Стремление к политической свободе, общественная активность рассматривались с большим подозрением как покушение на их власть, попытки её ограничить.
Просвещёнными монархиями считалось большинство стран Европы в XVIII в. При этом в Англии в XVIII в. формировалась не просто просвещённая, но уже буржуазная монархия. В Польше королевского абсолютизма не было. Во Франции Людовик XV и Людовик XVI тормозили реформы и довели страну до революции.
Примером для подражания для многих был король Пруссии Фридрих II (правил в 1740-1786). Фридрих, придя к власти, отменил пытки. Он гарантировал имущественные права своих подданных, централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти, утвердил новые своды законов. Он отменил цензуру, сделал возможной свободу прессы. Пруссия являлась лютеранским государством, но при Фридрихе II прославилась исключительной веротерпимостью.
Войны Фридриха II шли с переменным успехом, но в общем итоге территория Пруссии увеличилась вдвое. Именно за территориальные приобретения его назвали Великим.
Фридрих говорил на нескольких языках, играл на флейте и сочинял музыку, был автором ряда книг. Он учредил Королевскую оперу (1742), Берлинскую академию наук (1744), первую в Берлине публичную библиотеку (1775). При нём был построен «прусский Версаль» - дворцово-парковый комплекс Сан-Суси. В его правление творили композитор Иоганн Себастьян Бах, математик Леонард Эйлер. При его дворе принимали Вольтера. Короля-философа Фридриха Великого в Германии чтут наравне с Бисмарком и К. Адэнауэром.
Европейское Просвещение и рационализм.
На смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества.
В широком смысле под просвещением понимается распространение знаний и культуры среди по преимуществу взрослого населения. Процесс освоения знаний в процессе обучения на разных его уровнях называют образованием. В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей.
Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 г., который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н.И. Новикову, А.Н. Радищеву в России
Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.
Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.
Событием, наложившим огромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая французская революция 1789–1799 гг.
Во Франции, как и в Англии, во многих других странах, революция началась с проблемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета национальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Г. Б. Мабли, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха и других, к 80-м годам XVIII в. Франция оказалась на грани финансового банкротства.
Король Людовик XVI вынужден был собрать представителей сословий – Генеральные Штаты. Этот французский парламент возник еще в 1300 г., но собирался не регулярно, а с 1614 г. не собирался вовсе. Генеральные Штаты, как и английский парламент в предыдущем веке, должен был санкционировать новые налоги. Но вместо этого депутаты от третьего сословия (буржуа, ремесленники, крестьяне, рабочие), собравшись отдельно, провозгласили себя 9 июля 1789 г. Учредительным собранием, целью которого стали выработка конституции, ограничение королевской власти, изменение государственного строя Франции. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, захватило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 г. восставшие штурмом взяли главную тюрьму королевства – Бастилию[48]. Через год ее срыли и поставили табличку: «Здесь танцуют». Штурмом Бастилии началась Великая французская революция.
В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борьбой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Происходили многочисленные изменения радикального характера в политической, экономической и духовной жизни народа. Кардинально был решен аграрный вопрос: общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без всякого выкупа уничтожались все феодальные права и привилегии. В стране возникло несколько миллионов частных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государства, король был казнен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 года провозглашала Францию республикой.
В ходе революции появлялось много нового в самых различных областях жизни: новые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отношения между мужчинами и женщинами, например, были сняты прежние католические ограничения на разводы. Специальная комиссия разработала единую систему мер и весов. Науке вообще придавалось огромное значение, как силе, способной указать правильный путь развития нации.
Одновременно происходило перерождение революции, тех идей и людей, с которыми было связано ее начало. Концом революции считается 9 ноября 1799 года, когда выдвиженец революции республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил режим личной диктатуры.
Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала переходным периодом к следующему этапу развития европейской западной цивилизации. Французскую революцию со временем стали называть Великой, классической, оказавшей огромное влияние на развитие Европы и всего мира. В самой Франции много спорили о достоинствах и недостатках революции. В 1889 г. в связи со столетием Великой Французской революции в Париже была сооружена Эйфелева башня.
Американская революция: война за независимость североамериканских колоний.
Британские колонисты-пуритане, как и выходцы из других европейских стран, считали, что на новом месте они построят реальное Царство Божие на земле. Многие первые поселенцы были членами разного рода сект у себя на родине, что повлияло на формирование новоанглийского (американского) склада ума или, как часто говорят, менталитета. Главным было то, что каждый стремился добиться личных целей вместе с другими членами общины, в рамках которой удачно учитывались личные и общие интересы, складывались яркий индивидуализм и своеобразный коллективизм. Члены общины представляли собой сплоченную, хорошо организованную силу, способную к выживанию в самых трудных условиях.
Американское общество, американский народ, американский характер, менталитет складывались в особых исторических условиях. Большинство исследователей американистов обращает внимание на следующие моменты. Во-первых, переселенцы, колонисты прибыли на территорию, благоприятную в климатическом, географическом и других отношениях. Достаточно сказать, что на большинстве территорий современных США не бывает засух, а северная граница проходит по параллели, пересекающей пространство благодатной Украины значительно южнее Киева. В Северной Америке не было недостатка в земле, лесах, природных ископаемых, богатой была фауна и флора. Во-вторых, североамериканские колонии не знали феодализма. Формально ими управляли губернаторы, назначенные в Англии, но фактически в финансовом отношении эти администраторы были зависимы от управляемого населения. До метрополии было далеко, а колонисты были сплочены в крепкие солидарные общины, нередко состоявшие из членов одной религиозной секты. Свой индивидуализм каждый из поселенцев должен был совмещать с интересами общины, подчиняясь ей. В-третьих, американцев отличал высокий уровень образования. Каждые пятьдесят семей были обязаны содержать учителя. Начальное образование было всеобщим. В Северной Америке рано возникли высшие учебные заведения, которые стали кузницей кадров вождей нации. Образованных людей отличало критическое отношение к политике метрополии, уверенность в том, что они сами смогут построить свою жизнь. В-четвертых, европейских пришельцев объединяло противостояние местным жителям – индейцам, а также возможность использовать труд темнокожих невольников из Африки. В-пятых, в распоряжении американцев были чернокожие невольники, вывезенные из Африки. По данным ООН, с 1650 по 1850 год население Африки из-за работорговли не росло и составляло около 100 млн. человек. Общее число вывезенных из Африки рабов определяют в 100–150 млн. человек. Считается, что до 40 млн. африканцев погибло от пребывания в мусульманской неволе, а около 60 – от рук европейцев, точнее американцев.[49]
Северная Америка, чаще называемая Новой Англией, быстро развивалась. В южных колониях преобладало земледелие, выращивались табак, кукуруза, какао и т. д. На Севере развивались промыслы и торговля. Верхушку американского общества составляли промышленники, торговцы, крупные землевладельцы-плантаторы. «Посредине» находились ремесленники, мелкие торговцы, учителя, священники, административные служащие (клерки), в сельской местности – фермеры. В самом низу находились черные рабы и белые кабальные слуги (сервенты), различные категории лиц, которые, отслужив обусловленный срок, получали личную свободу.
Британские власти боялись конкуренции североамериканских колоний: вводили несправедливые таможенные налоги, ограничительные акты в области торговли, которые колонисты торпедировали путем контрабандной торговли. В 1773 г. в городе Бостоне местные жители, переодетые индейцами, выбросили ночью в воду ящики с чаем, в стоимость которого входил налог в пользу английской казны. Через два года после «бостонского чаепития», в апреле 1775 года состоялось первое вооруженное столкновение колонистов с британскими войсками. Война колоний за независимость с переменным успехом продолжалась восемь лет. В 1783 году независимость американцев была признана Англией. На стороне США выступили Франция и Россия. Екатерина II отказала королю Англии Георгу III в его просьбе направить в Америку для подавления «мятежа» 20 тыс. русских солдат и позже провозгласила декларацию о «вооруженном нейтралитете», что ограничивало действия британского флота.
Возникновение США. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.
В Америке народ отстоял свое право самому решать свою судьбу. В Декларации независимости (4 июля 1776), Американской конституции (1787), Билле о правах (1791) нашли свое воплощение ценности формирующегося буржуазного общества, провозглашались права граждан, создавался республиканский строй.
«Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений...право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям...Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами...никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы и имущества без законного судебного разбирательства; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения...Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление...обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты...Перечисление в Конституции определенных прав не должно трактоваться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом»[50].
К концу XVIII в. новую цивилизацию отличало сочетание таких принципиальных основ как мессианство (уверенность в избранности судьбы американцев и их страны), рационализм (умение реально и конкретно, разумно решать возникающие вопросы) и демократизм (определившаяся тенденция совместного и активного участия народа в организации своей жизни). Именно эти обстоятельства обусловили прогрессирующее превосходство Нового Света над Старым, которому пришлось вплотную столкнуться не только с этими чертами нового общества, но и с такими, как панамериканизм, экспансионизм, изоляционизм, империализм, то есть стремление установить гегемонию Америки над всем миром.