Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие русской культуры в XVI-XVII вв.




На культуру XVI в. исключительное влияние оказали процессы централизации, укрепление самодержавия и православная вера.

Важнейшим достижением стало начало книгопечатания на Руси при Иване Грозном. На государственные средства сооружается типография. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую книгу «Апостол» (1564 г.). Работали типографии в Москве и Александровской слободе. Во второй половине XVI в. было издано 20 книг, некоторые из них тиражом до тысячи экземпляров.

Представления о русской государственности и ее происхождении, о связи ее с мировыми державами прошлого красной нитью проходят через все печатные издания - «Сказание о князьях Владимирских», «Послание о Мономаховом венце», Хронограф и др. Вопросы о самодержавной власти и ее пределах были последовательно разработаны в публицистических произведениях («Беседа Валаамских старцев, челобитные Ивана Пересветова). Высокий накал политических страстей отражала переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного, где вопрос о власти получил с разных позиций свое законченное обоснование. Две враждующие стороны сходились во мнении, что государство должно быть крепким, а царская власть - сильной. Однако князь отстаивал альтернативный (при деятельности Избранной Рады), отличный от опричнины вариант централизации. Полемика отразила первые ростки конституционного сознания русской аристократии.

Преодоление раздробленности и образование мощного государства создали почву для распространения в русском обществе идеи «Москва – Третий Рим». Во всей полноте выдвигалась идея о Москве как хранительницы православной веры, ставилась проблема ответственности Руси за дальнейшее существование мира.

Свое дальнейшее развитие получила церковная мысль, продолжились богословские споры между нестяжателями и иосифлянами, в которых звучала резкая критика официальной церкви. Нестяжатели отстаивали более свободное развитие русской мысли. В целом исход противостояния церковников имел принципиальное значение для русской духовной культуры. С критикой официальной церкви выступили Максим Грек, Федор Карпов, Матвей Башкин, Артемий, Феодосий Косой, братья Борисовы. Каждый из них имел и отстаивал свои взгляды в рамках истинной христианской веры, в которых чувствовался отзвук европейской Реформации. Иосифляне, взявшие верх в политической борьбе, жестоко расправились с оппонентами методами инквизиции.

В XVI в. складывается жанр исторической песни и исторического предания. Они были посвящены выдающимся событиям того времени: взятию Казани, походу в Сибирь, войнам с Литвой. Героическими чертами награждены Ермак и его казаки, защитники Пскова. Народное сознание нашло те формы, в которых запечатлело эпохальные события своего времени для будущих поколений.

На рубеже XV-XVI вв. итальянское Возрождение оказало свое влияние и на Россию. Особенно это сказалось на архитектуре. В Москве появились итальянские зодчие, инженеры, ювелиры, врачи и прочие мастера. Главным памятником такого влияния стал Успенский собор в Кремле, выстроенный итальянцем Фиораванти (1479). Шедевр итальянца стал образцом для русских мастеров. Архангельский собор, кремлевские стены и башни тоже строили итальянцы. Кремль до сих пор является самым узнаваемым символом России в современном мире.

В каменное зодчество Московской Руси из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль. Наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Самый известный памятник шатрового стиля - собор Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного (1561). Зодчие Постник и Барма возвели его в честь взятия Казани. Это уникальное творение тесно связано с русским народным зодчеством, но оно не получило широкого распространения из-за позиции церкви.

Влияние церкви сказалось и на развитии живописи. Новаторские стремления, которые проявились в иконописной традиции, были осуждены Стоглавым собором. «Новаторство, - пишет П. Милюков, - было занесено в Москву иконописцами из недобитых республик, Новгорода и Пскова». На иконах Благовещенского собора, написанных псковичами, исследователи находят прямое влияние итальянской живописной школы. Новизна проявлялась в воплощении идеального, одухотворенного образа в изображении святых, что пресекалось собором вплоть до предания суду. Собор отстаивал рублевскую школу в иконографии, когда «Христос Бог наш описан плотью, а Божеством не описан» [43]. Необходимость ориентироваться на византийские образцы сковывала творческое начало русской культуры, которая к XVII в. все сильнее стала расходиться с византийской традицией.

Утверждение идеи исключительности Москвы, как последнего православного царства, после падения Византии, наложило свой отпечаток и на миропонимание русского средневекового человека. Вся иерархия его ценностей основывалась на православной вере. Религиозное сознание охватывало все сферы жизни человека, определяло его поведение в быту и обществе. Русь получила от Византии идеи, которые выражали средневековое отношение к миру (исихазм). Средневековая система ценностей, а не идеалы гуманизма и рационализма формировали мировоззрение русского человека. Веяния Ренессанса, проявившие себя в осознании творческих возможностей человека, приоритете деятельного начала личности – еще слабо воспринимались русским обществом, погруженном в позднее средневековье. Потеряв своего духовного наставника в лице Византии, и не имея прямого доступа к ценностям культуры Возрождения, Московское царство в XVI в. оказалось изолированным от культурных связей со странами Запада.

Новые тенденции в развитии русской культуры стали особенно заметны после Смуты. Стабилизация общественных отношений, новые представления, полученные в годы социального противоборства, проведение церковной реформы, поражение «православной старины» в лице старообрядчества, пересмотр исключительной позиции церковно-византийских догм, способствовали обмирщению русской культуры.

В это время происходит переворот, означающий переход к культуре «нового времени». Традиционное религиозное массовое сознание стало давать трещину. Обращение к личностному началу, к человеку стало определяющим фактором в этом перевороте. Светские мотивы появились в живописи, музыке, архитектуре. Возник даже придворный театр (1672). Стало появляться организованное обучение. Усилилось западное влияние, которое проникало в систему образования из украинских и польских земель.

В 40-х гг. видным государственным деятелем Ф.М. Ртищевым была организована школа при московском Андреевском монастыре. В 1665 г. открывается школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре. В 1680 г. появляется школа при Печатном дворе. Возрастает количество грамотных, особенно среди посадского населения. В 1687 г. в Москве было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее переименованное в академию), в котором изучались греческий язык и латынь, а также светские дисциплины. Возглавили академию греки, братья И. и С. Лихуды.

Заметные изменения происходят в литературе того времени. На страницах книг появляется новый образ – деятельный человек. Особенно актуальны произведения, в которых осмысливаются события Смутного времени (сочинения князя И.А. Хворостинина и князя И.М. Катырева-Ростовского, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и др.). Летописи приобретают вид литературно-повествовательного произведения. Большое место в литературе уделяется разработке идее самодержавия (Ю. Крижанич) государственности (Г. Катошихин) и вопросам веры (протопоп Аввакум).

Новым жанром литературы стали бытовые и сатирические повести. В них рассказывается о судьбах людей разных сословий («Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Высмеиваются негативные черты быта церковников и чиновников («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»и др.).

Накапливаются и развиваются знания по математике, медицине, астрономии, географии (русские географические открытия), экономике (торговля), военному делу. В XVII в. старейший русский учебник по арифметике был переработан. Славянские цифры уступили место арабским.

Зодчество в XVII в. представлено не только каменным строительством, но и новыми видами строительных материалов (фигурный кирпич, изразцы, белокаменные детали). Сохраняется и традиционный русский стиль, и строительный материал – дерево. Наиболее знаменитой деревянной постройкой является царский дворец в Коломенском (1667-68).

Стиль барокко, распространившийся в европейской культуре, достиг в конце XVII столетия и России. Он возникает в храмовой архитектуре (нарышкинское или московское барокко), в литературе (стихи С. Полоцкого). Пышность, великолепие, праздничность, возвеличивание светского начала, как особенности стиля, отвечают новым представлениям в Московской Руси. Новые тенденции утверждались в противоборстве со старыми представлениями, но победа «новизны» была необратима, благодаря преобразованиям, начавшимся в середине XVII в.

Вопросы для повторения и размышления к главе 5.

1. Возрождение, географические открытия и Реформация: в чем их значение для Европы? Можно ли говорить о Возрождении, географических открытиях и Реформации применительно к России?

2. Почему Иван IV стал Иваном Грозным? Почему российским правителям не хватало власти?

3. Возникновение абсолютных монархий в Европе: закономерность или стечение обстоятельств?

4. Почему первые революции произошли в Нидерландах и Англии?

5. Была ли альтернатива закрепощению крестьянства и посадских людей в России?

Литература к главе 5.

§ Балязин В.Н. Царский декамерон: (в 2 кн.).- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

n Васильев Л.С. Всеобщая история: учебное пособие в 6 т. Т.3. От средних веков к новому времени (XVI-XVIII вв.).- М.: Высшая школа, 2008.

n Готье Ю.В. Смутное время: очерк истории революционных движений начала XVII столетия.- М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2010.

§ Диалог культур и народов средневековой Европы. Спб., «Дмитрий Буланин».- 2010.

§ Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI-XVIII веков. М., Репроникс. - 2009.

n Каррер д'Анкосс Э. Евразийская империя: история Российской империи с 1552 г. до наших дней.- М.: РОССПЭН, 2010.

§ Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. 2008.

§ Кром М.М. «Вдовствующее царство». Политический кризис в России 30-40-х годов XVI века. «Новое литературное обозрение». – 2010.

n Мандру Р. Франция раннего Нового времени, 1500-1640.- М.: Территория будущего, 2010.

n Тарле Е. В. Падение абсолютизма в Западной Европе: исторические очерки.- М.: Едиториал УРСС, 2010.

§ Труайя А. Иван Грозный. М.: Эксмо, 2003.

Глава 6. Россия и мир в XVIII веке (В.И. Голубев)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3335 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.