Золотой век русской культуры. Ни одна эпоха не дала России столь много бессмертных творений, поэтому это время принято называть «Золотым веком» русской культуры.
Впервую половину XIX века искусство большое внимание уделяет изучению окружающего мира, реальной действительности. Произведения Пушкина, Лермонтов, Гоголя, Достоевского, Островского, Тургенева… помогали художникам познать жизнь во всем ее многообразии.
М.И.Глинка (1804-1857) – основоположник русской классической музыки. Основу его музыкального стиля составила народная музыка. Прежде всего, русская. По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. В истории известен такой случай, произошедший с русским царем Николаем Первым, который находился на представлении оперы «Жизнь за царя».
Когда под сводами Большого театра раздалась величественная мелодия М.И.Глинки «Славься», на глазах у царя выступили слезы. В знак восхищения талантом композитора государь пожаловал ему очень дорогой (стоимостью 4000 рублей) перстень.
Не случайно А.С.Пушкин, побывавший на премьере этой оперы, тепло поздравил Глинку и написал в честь его шутливое приветствие:
Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка. | Веселися, Русь! Наш Глинка – Уже не глинка, а фарфор! |
К.И.Росси - архитектор начала XIX века. Русская архитектура первых трех десятилетий XIX века связана со стилем ампир. Ампир (от французского империя) – стиль в архитектуре начала XIX века. Его характерные черты: монументальность, изящество линий, пропорций, подражание римской античности.
Карл Иванович Росси (1775-1849) долгое время был художником на стекольном императорском заводе. По его эскизам изготовлялись вазы, сервизы, статуэтки, изделия из камня. Позднее, уже став придворным архитектором, он сам намечал внутреннюю отделку, проектировал мебельные гарнитуры для оформления интерьера создаваемых им зданий.
К.И.Росси буквально преобразил Петербург, придав ему неповторимый облик. Планировка, застройка и реконструкция северной столицы началась в 1816 году и продолжалась около двадцати лет. Каждое из возведенных архитекторов зданий идеально сочетается с соседними строениями.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, | Невы, державное теченье, Береговой ее гранит, |
По проектам Карла Росси построено 13 площадей и 12 улиц, он «одел в гранит» реку Неву, все каналы и малые речки, соединил их мостами и десятью огромными арками, возвел дворцы для членов императорской семьи. И Михайловский дворец, и главный штаб, и Александринский театр, и здания Сената и Синода это общепризнанные достопримечательности Петербурга. П.А. Федотов – основоположник реализма в живописи. Сближение изобразительного искусства с жизнью нашло отражение в творчестве Павла Андреевича Федотова (1815-1852). Реализм (от французского – вещественный) – один из художественных методов отображения действительности в искусстве, в основу которого положен принцип жизненной правды. Это направление в искусстве, которое правдиво отражает действительность.
Родился Павел Андреевич в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в первый московский корпус, который он окончил с отличием.
Начав рисовать еще в кадетском корпусе, Федотов в офицерские годы взялся за карандаш всерьез. Помогали наблюдения. Во время караульной службы он всматривался в окружающий его мир. Чем сильнее захватывало его увлечение рисованием, тем острее становилось ощущение недостатка знаний. Надо учиться, но нельзя бросить службу, потому что сестры и отец нуждаются в помощи. И Федотов все свое свободное время рисует, читает, учится – восполняет пробелы в образовании.
Испытывая неодолимое влечение к искусству, и приняв совет И.А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в отставку. В 29 лет он полностью посвящает себя искусству. Теперь он может целиком отдаться своему любимому делу.
Работает утром, вечером, ночью. Работает так, что «смотреть страшно», говорили его друзья. А Федотов за много лет по-настоящему счастлив. Но после напряженного труда, шумного успеха выставки, художник тяжело заболел и вскоре умер. Ему было только 37 лет. Но того, что успел сделать он за свою короткую жизнь, достаточно, чтобы назвать его родоначальником бытового жанра, художником, стоявшим у истоков целого периода в истории русской живописи.
Творчество П.А.Федотова. В 1849 году в Академии художеств открылась очередная выставка, П.А.Федотова, которая привлекла небывалое количество посетителей. Всеобщий интерес вызвали небольшие картины, изображающие жизнь разных людей: и мелкого чиновника, и чиновника более важного; жизнь купеческого семейства и богатой престарелой невесты. Успех картин был необычным. «Имя Федотова гремело по городу, - вспоминал впоследствии один из его друзей».
Вот как описывает содержание картины «Свежий кавалер» сам Федотов. «Утро после пирования по случаю получения ордена. Новый кавалер не вытерпел: чуть свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает о своей значительности кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные… стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить».
Для композиции картины характерен прием контрастных сопоставлений. Противопоставлены лица: одно надменное, другое добродушное; противопоставлены позы: одна – псевдогероическая поза римского оратора, другая – естественная поза простой женщины; противопоставлены предметы, на которые указывают персонажи: орден и рваный сапог.
По мнению критика В.В.Стасова: «От «Свежего кавалера» пошла наша бытовая живопись».
1. Объясни, почему начало XIX века принято называть «золотым веком русской культуры».
2. Расскажи о деятельности Михаила Ивановича Глинки, Карла Ивановича Росси, Павла Андреевича Федотова.