«Серебряный век». Русскую культуру на рубеже XIX и XX веков принято называть «Серебряным веком», как бы подчеркивая значимость этого короткого хронологического отрезка.
Серебряный век – значительный период в истории русской культуры на рубеже XIX – XX века. Термин «Серебряный век» впервые употребили философ Николай Бердяев, художник Сергей Маковский и поэт Николай Оцуп. Едва начавшись, «серебряный век» был прерван революцией.
Художественная жизнь России конца XIX-XX века характеризуется разнообразием творческих направлений и художественных поисков. В одно и то же время создают свои лучшие произведения живописцы – Репин, Суриков, Васнецов, Левитан, Серов.
Меценатство. В XIX веке в России появляется меценатство. Меценат – богатый покровитель наук и искусств. Русская культура знает таких меценатов, как П.Третьяков, С.М.Морозов, С.И.Мамонтов.
К концу XIX века в подмосковной усадьбе С.И.Мамонтова Абрамцево работают художники. Это В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, В.А.Серов. В усадьбе были открыты мастерские, где создавались произведения декоративно-прикладного искусства.
«Мир искусства». Примечательным явлением в русском искусстве тех лет было творческое объединение молодых художников - «Мир искусства». Мир искусства – творческое объединение молодых деятелей искусства в начале XX века. Среди мирискуссников были не только художники, но и музыканты, публицисты, литературные критики. Это было по существу целое направление, представители которого активно действовали в русском искусстве более двух десятилетий.
Помимо живописи и графики, они много работали как оформители и иллюстраторы книг. Но и занимались проектами интерьеров, издавали свой журнал «Мир искусства», организовывали выставки молодых художников.
Крупнейшими представителями «Мира искусства» среди художников были А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере.
Что же их объединяло? Прежде всего, неприятие пошлости окружающей действительности. Отсюда характерной чертой «мирискуссников» было обращение к прошлому, в котором они находили больше гармонии, красоты, чем в современной жизни. Они поставили цель воспитать художественные вкусы общества.
Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) заметный деятель «Мир искусства». Поначалу он был певцом, пытался сочинять музыку. Но все же его талант проявился в другой деятельности. Он обладал организаторским гением. С.П.Дягелев организовал Русские сезоны в Париже – выступления артистов русского балета в 1909-1911 гг. Первым хореографом дягелевских сезонов был Михаил Фокин. Он хотел видеть в балете перевоплощение артистов и сценическое переживание. Дягилев открыл для мира не только Фокина, но и художников Л.Бакста, А.Бенуа, композитора И.Стравинского, артистов балета – А.Павлову, Т.Карсавину, В.Нежинского, М.Мордкина, В.Коралли, С.Федорову, А.Больма, Г.Розая….
Жизнь А.Н.Бенуа. Одним из значительных художников «Мира искусства» был Александр Николаевич Бенуа (1870-1960 гг.). Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства. Но художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета, но самостоятельно изучил историю искусства и занимался рисованием и живописью.
Деятельность А.Бенуа отличалась многогранностью. Станковая картина и книжная графика, театральные декорации, проекты интерьеров – во всем Бенуа применял с успехом свои силы. Он много и плодотворно работал не только как художник, но и теоретик. Им написан ряд известных искусствоведческих работ: «Русская живопись XIX века», «Художественные сокровища России», «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа»….
В 1926 году Александр Николаевич уехал во Францию. Там он работал в основном в театрах. В 1960 году Бенуа умер.
Творчество А.Н.Бенуа. Лучшие работы Бенуа были картины, посвященные Франции XVII века. «Прогулка короля» (1906) – одна из самых известных картин художника.
Бенуа выбирает самое таинственное время суток – вечер и самое таинственное время года – осень. Солнце село, и светлое холодное небо чуть золотится у горизонта, отражаясь в спокойной глади фонтана. Потерявшие листву кустарники нежно лиловеют на фоне печального заката.
По дорожке вокруг фонтана церемонно движется странная, торжественная и чуть нелепая процессия короля со своей свитой.
На первом плане бронзовая скульптура фонтана. Кажется, что бронзовые дети ожили, задышали, оставили свою вечную игру, взволнованно и любопытно повернулись в сторону шествия.
Процессия гуляющих людей, в середине которой сам король, отодвинута на второй план. Фигура короля выдвинута композиционно (в центре картины) и цветом (около нее сосредоточены самые яркие краски). Бенуа сопоставляет фигурки людей, похожих на игрушки - марионетки, и фигуры фонтана, одухотворенные и очеловеченные. Художник сравнивает преходящее – быт и вечное – искусство.
1. В каких областях работали художники, входящие в объединение «Мир искусства»? Расскажи о творчестве А.Н.Бенуа.
Этот раздел книги познакомит:
- С новыми архитектурными стилями XX века;
- с новыми понятиями XX века;
- с некоторыми особенностями советской культуры.
Русский модерн…………………………………………………………….73
Советская культура первой половины XX века………………………….76
Советская культура второй половины XX века………………………….79
Стиль модерн
Стиль модерн. В конце XIX начале - XX века в русской культуре появился стиль модерн. Модерн (современный и модный)– направление в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца XIX – начала XX века. Другие названия стиля: арт нуво, неостиль, югендстиль, сецессион. Этот стиль был создан живописцами и графиками, которые положили в его основу мотив вьющегося растения. В архитектуре модерна использовались возможн6ости новых конструкций, свободной планировки и новых отделочных материалов для создания подчеркнуто необычных декоративных эффектов и создания необычного облика. Постройки в этом стиле заметно отличаются от прочих своей оригинальностью, непривычностью очертаний, вычурностью деталей. При оформлении используется растительный орнамент, керамическая мозаика, скульптурные украшения. Этот стиль просуществовал в России недолго- 15 лет.
Жизнь Ф.О. Шехтель. В разное время Москву строили и украшали специалисты разных стран и народов. Но, так случилось, что именно творчество Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926) во многом определило ее облик в начале двадцатого века, когда развивался архитектурный стиль модерн.
Шехтель родился в семье русских немцев в Саратове. В 1876/77 годах он посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В начале двадцатого века Шехтель уже считался видным представителем раннего стиля модерн.
Своим быстрым успехом он обязан новой русской буржуазии. Им необходимы были дома, которые бы отличались от окружающих построек и сразу же бросались в глаза своим оригинальным декоративным устройством. Не случайно этот стиль получил название – «стиль миллионеров».
Архитектор строил с упоением, и, казалось, был просто переполнен идеями. Он строил загородные дачи, театры, банки, типографии, музеи, санатории. Он проектировал стадионы, кинотеатры, заводы.
Кроме того, Шехтель участвует в создании театральных декораций, рисовал плакаты и афиши, оформлял книги, разрабатывал обложки журналов, программы концертов и даже меню обедов. Его можно назвать одним из первых дизайнеров, поскольку он придумывал костюмы, скатерти, даже метки на белье. Он также рисовал экслибрисы и пейзажи, проявив себя, как интересный художник.
Но после революции его оригинальные идеи оказались никому не нужными, а в 1926 году он умер. Отечество вспомнило о нем совсем недавно, когда в его честь была названа малая планета.
Творчество Ф.О. Шехтеля. Дом С.П.Рябушинского, на улице Малой Никитской в Москве, был построен Шехтелем в 1900-1902 годах. Шехтель проектировал дом от верха до самого низу, придумывал не только основное строение, но и все внутреннее убранство, включая планировку лестниц, каминов, придумывал даже люстры и дверные ручки.
Дом С.П.Рябушинского выполнен в так называемом «морском стиле» - об этом говорит мозаичное оформление здания на морскую тему, и изгибающаяся в виде морской волны лестница, ведущая на второй этаж. И, конечно же, гостиная, где окна сделаны в виде корабельных иллюминаторов. Кстати, если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что в доме практически нет прямоугольных окон. Почти все окна разные и построены то в виде витража готического храма, то в виде небольшого слюдяного окошечка русской избы.
Шехтель к своей работе привлекал большую группу декораторов, скульпторов и художников. Так, особняк Рябушинского расписывал М.Врубель.
В 1902-1903 годах Шехтель построил здание Ярославского вокзала в Москве. Он строил его как своеобразный гимн России, поэтому прочно стоящий силуэт здания, покатые крыши, напоминающие терем, все напоминает русскую архитектуру. Одним из первых он начал использовать новые строительные материалы: железобетон, металлический каркас, строго подбиралась цветовая гамма.
Культурная революция. После Октябрьской революции жизнь в России изменилась. Наступила культурная революция.
Создавалась новая система образования, ликвидировалась неграмотность населения. Кроме этого необходимо было подготовить новую интеллигенцию из рабочих и крестьян. В жизни страны происходили положительные изменения. Строились новые школы, за парты садились не только дети, но и взрослые. Возводили новые заводы и здания.
Русская интеллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживает советскую власть и на тех, кто колебался или выступал против нее.
В 1922 году из России были высланы ученые, публицисты, богословы, писатели, которые не желали мириться с новой властью. Среди них – И.А.Ильин, П.А.Сорокин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев. Судно, на котором им пришлось отбыть на чужбину, вошло в историю под печально знаменитым названием «Философский пароход».
Жизнь мастеров культуры, которые не захотели сотрудничать с новой властью, но и не покинули Россию, сложилась трагически. В забвении и нищете закончил свои дни знаменитый художник В.М.Васнецов. От голода и истощения умерли крупнейший философ В.В.Розанов и талантливый скульптор С.М.Волнухин (автор памятника первопечатнику Ивану Федорову в Москве). По надуманному обвинению был расстрелян Н.С.Гумилев.
Архитектура начала XX века. В это время появлялись дерзкие проекты городов будущего. Молодые градостроители стремились в своих творческих грезах создать здания отличные от небольших улочек, гнилых покосившихся заборов, залатанных досками домишек с тусклыми оконцами, подняться над грязными, тесными площадями, невзрачными палатками, сарайчиками и базарными рядами…
Многие из зданий, построенных в начале XX века, удивляли своей смелостью и грандиозностью. На одной из студенческих выставок были представлены чертежи легких зданий поднятых дирижаблями под облака и парящих в небе. На Ленинградском шоссе в Москве очень быстро был построен стадион «Динамо» на 54 тысячи зрителей….
1. Объясни, что такое стиль модерн?
2. Расскажи о жизни и творчестве Ф.О.Шехтеля.
3. Расскажи о судьбе русской интеллигенции после Великой октябрьской революции. Что такое культурная революция, «философский корабль»?