Русская культура начала XVII века. Последним этапом древнерусской истории и началом нового периода в истории русского искусства является семнадцатый век. Русская культура развивается по двум направлениям: западному и русскому.
В семнадцатом веке через Польшу, Украину, Белоруссию проникают на Русь черты западного искусства. Оно становится более светским, то есть не церковным. Например, появляются первые театральные и балетные постановки на Руси, а в церкви появляется многоголосие.
С другой стороны, все более усиливается влияние русского искусства. Появляются здания, в которых видны черты народного творчества (многоярусность, украшения художественной росписью и резьбой). Организуется музыкальная комиссия по собиранию древних музыкальных рукописей. Продолжает бытовать народное танцевальное искусство скоморохов. Правда церковь выступила против него.
Каменный теремной дворец царя Михаила Федоровича в Кремле. В первой половине XVII веке (1635 – 1636 гг.) Б.Огурцов, А.Константинов, Т.Шарутин и Л.Ушаков возвели для царя Михаила Федоровича каменный теремной дворец.
Мастера украсили дворец росписью внутри. Вьющиеся травы и растения, образы птиц и животных. В окнах цветные слюдяные стекла, изразцовые печи.
Теремной дворец имел характерный для русского зодчества ступенчатый силуэт в 5 ярусов. Три нижних яруса были жилыми. В них жили и работали слуги. Четвертый ярус был царским. На нем проходили приемы царских гостей, жили царь с царицей. Пятый ярус был отдан царским детям для игр. Его называли златоверхим теремком, так как крыша пятого яруса была позолочена. Верх терема украшали 11 луковичных главок.
Деревянный дворец царя Алексей Михайловича в селе Коломенском. Более трех веков назад по указу царя Алексея Михайловича был сооружен деревянный дворец в селе Коломенском. Его называли настоящим чудом света. Красоты он был необыкновенной и очень походил на сказочный терем: «Ставенки резные, окна расписные».
Немало труда и умения пришлось приложить плотникам и резчикам по дереву, чтобы сотворить это деревянное чудо. Издали напоминал он волшебный город с высокими башенками, чешуйчатыми крышами, витыми колонками и нарядными крылечками. Ни одна его часть не повторяла другую. Каждая кровля (крыша) была ярко раскрашена, затейливые наличники окон искусно вырезаны в виде редкостных цветов и узоров. Они были покрыты позолотой.
Один из иностранцев, побывавших в этом дворце, сравнил его с «игрушечкой» только что вынутой из шкатулки.
Царь с семьей, вельможами и слугами жил в селе Коломенском в летнее время. Здесь, на высоком берегу Москвы – реки, среди столетних деревьев и в самую жару было прохладно и приятно, не то, что в душных кремлевских палатах. Да и шум сюда не долетал.
В царских покоях была диковина, всегда вызывавшая у тех, кто ее впервые видел, изумление и удивление. Это сделанные из меди и оклеенные бараньими шкурами громадные львы. С помощью специального, хитроумного механизма они совсем, как настоящие, устрашающе раскрывали пасти с острыми клыками, вращали глазами и даже издавали могучий рык. Изготовил их искусный русский часовой мастер Петр Высотцкий, известный и другими занимательными изделиями.
В просторном деревянном дворце было много воздуха и света – 270 комнат с 3 тысячами окон! Самые большие хоромы занимал царь, а те, что поменьше, - царица, царевичи и царевны. Эти хоромы были соединены между собой крытыми переходами. Были здесь также помещения для придворных, гостей, комнаты для слуг.
Днем и ночью дворец охраняли вооруженные воины – стрельцы. Но для высшей знати, для иностранных послов двери дивного дворца в селе Коломенском всегда были открыты.
Ровно 90 лет простоял дворец Алексея Михайловича. За это время от лютых зим, холодных ветров и колючих дождей пришел он в негодность и за ветхостью был разобран. Но сохранилось его изображение, глядя на которое мы хорошо понимаем, почему он вызывает такое восхищение.
1. перечисли характерные черты русского искусства XVII века?
2. Расскажи о каменном строительстве XVII века?
3. Расскажи о деревянном зодчестве XVII века?