Феноменологический метод исследования значительно менее, нежели иные, был известен и использовался в советской и постсоветской юридической науке. Связано это с тем, что данный метод был разработан в рамках субъективно-идеалистического направления западноевропейской философии, которое противоречило материалистической методологии советской науки. Между тем феноменология, основоположником которой принято считать немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938 гг.), стала одним из самых популярных философских течений ХХ века, оказавшим колоссальное методологическое влияние на развитие многих гуманитарных наук, в том числе и юриспруденции.
Феноменология (нем. Phänomenologie – учение о феноменах) возникла как оппозиция традиционному эмпиризму, рационализму и критицизму в их отношении к опыту и процессу познания. Основным недостатком методологии этих философских направлений, по мнению феноменологов, являлся отказ от разграничения спонтанного опыта (непосредственно переживаемого) и опыта рассудочного (знания). Эмпирики стремились свести рассудочный опыт к спонтанному, а сторонники рационализма и критицизма, наоборот, сводили весь непосредственный опыт к рассудочному. Как те, так и другие отождествляли опыт и познание, что, с точки зрения феноменологов, недопустимо. Феноменология исходит из различия между спонтанным, непосредственным опытом, который тождественен чистому потоку пережитого, и научным опытом, который является всего лишь конструкцией нашего рассудка, значительно обедняющей нашу действительность. А.Бергсон указывал, что в целях познания наш разум сосредотачивается лишь на отдельных участках действительности, дробит «неделимую непрерывность», а потому научный опыт «…есть опыт «расчлененный», и, следовательно, «искаженный», подобно тому как то, что обыкновенно называют фактом, не есть реальность, но приспособление реального к интересам практики»[9]. Феноменологии А.Бергсон исследуют спонтанный, непосредственный опыт, освобожденный от границ, которые установил ему разум. В качестве метода, помогающего получить этот неискаженный и непосредственный образ действительности, А.Бергсон называет метод инверсии. Под инверсией он понимает перемену в направлении работы мысли, возобладание разума над самим собой, возврат к интуитивному постижению действительности. Феноменологии развили бергсоновскую инверсию и разработали четкий метод, ведущий к получению непосредственного опыта (чистого потока переживания – reiner Erlebnisstram). Этот метод – феноменологическая редукция, которая реализуется в два этапа. Первый этап состоит в освобождении субъекта от всех предварительных знаний об окружающем его мире, от всех заранее установленных точек зрения. Это очищение, «взятие в скобки» всего, что установлено разумом, снимает противопоставление объектов и воспринимающего их субъекта. Второй этап составляет интуитивная рефлексия – действия, в которых для субъекта становится очевидным чистый поток переживания. Эта рефлексия есть непосредственная интуиция чистого потока переживания, достигаемая посредством комплексного усилия мысли. Вместе с тем все знания, взятые в скобки в процессе феноменологической редукции, отнюдь не уничтожаются, а подвергаются интегральному опыту в новом виде.
Таким образом, феноменологическая редукция позволяет получить непосредственный интегральный опыт, освобожденный от всего, что искусственно сконструировано разумом. Феноменология посредством интенциональности сознания, т.е. его направленности на объект, позволяет выявить особые феномены действительности, непостижимые посредством рационального мышления. Феноменологи исследовали различные компоненты непосредственного опыта. Э. Гуссерль подробно изучал непосредственный опыт умопостигаемого и интеллектуальных идей, а М.Шелер – опыт алогических ценностей, априорных идеалов, лишенных прямых интеллектуальных значений.