В возрастных группах начиная от 50 лет отрицательные эмоции не только преобладают, но частота их упоминаний идет по нарастающей. Чем старше россияне, тем чаще их настроение определяется усталостью, беспокойством или тревогой, беспомощностью, печалью, страхом; тем реже они надеются на лучшее, испытывают радость, удовлетворение, счастье, любовь, тем меньше у них интереса к жизни, спокойствия, решимости.
В то же время эмоциональные состояния внутри разных групп пожилых людей отличаются друг от друга. Так, респонденты в возрасте 55–59 лет чаще прочих испытывают усталость, беспокойство и раздражение, а более старшие — чувство печали и беспомощности. Причем самые старшие из опрошенных (от 70 лет) заметно реже остальных отмечают какие-либо положительные эмоции в своей жизни. Таким образом, старению в сегодняшнем российском обществе сопутствует достаточно мрачное эмоциональное состояние. И надо отметить, что в эмоциональном модусе российских стариков практически отсутствуют позитивные состояния, традиционно атрибутируемые старости: спокойствие, умиротворенность, удовлетворение. Впрочем, не столь ярко выражено и характерное для «заката жизни» чувство страха. Судя по всему, описанный выше набор эмоций, определяющий настроение пожилых россиян, во многом характеризуется не столько экзистенциальными особенностями их возраста, сколько социальными условиями, в которых им приходится жить. Беспомощность, беспокойство, тревога связаны главным образом не с ощущением приближения смерти, а с вопросами о том, как прожить на маленькую пенсию, с плохим здоровьем, с некачественным или недоступным медицинским обслуживанием и т. п.
Л. Преснякова, 2005.
Мотивационная сфера
Происходят изменения в потребностной сфере, однако данные, получаемые учеными, довольно противоречивые. Считается, что многие пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет понижения уровня притязаний и отрицанием того, что требует усилий. В результате пожилой человек постепенно может привыкнуть отказываться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.
К. Рощак (1990) утверждает, что перечень потребностей в пожилом возрасте во многом тот же самый, что и в предыдущие периоды жизни, однако изменяется их структура: главными становятся потребности в безопасности, в автономии и независимости, в проецировании на других своих психических проявлений. В то же время потребности в творчестве, в любви, в самоактуализации и чувстве общности, по данным этого автора, становятся менее значимыми.
Существуют некоторые особенности мотивационно-потребностной сферы, определяющие устойчивость пожилого человека по отношению к негативным изменениям, обусловленным старением. Своеобразие личности пожилого обусловлено не столько изменением содержания его потребностей, сколько спецификой их иерархии.
Первая, ведущая, группа потребностей включает в себя потребности в избегании страданий, в спасении, в постоянстве (привязанность человека к определенным людям, предметам), в стремлении избегать новых, неожиданных ситуаций и контактов.
К следующей группе относится средняя группа — потребность в автономии, выступающая в виде идеи собственной независимости, свободы, в форме стремления идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. В упрямстве и неприятии чужого мнения также проявляется потребность в автономии. Это путь защиты собственной независимости. Сюда входят: потребность в защите (защита своего Я от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир); потребность в заботе о других, которая существенно преобладает у женщин; потребность во власти.
…
История культуры секса и любви дает понимание того, как и под каким влиянием формировались взгляды старшего поколения на проблемы пола. Конечно, любовь — высшее из чувств, и она не подвластна религии и идеологии, но и отрицать их влияние нелогично. Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль скоро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необходимо забыть.
Им они «не по возрасту», литераторы и без того немало посмеялись над образами похотливых старикашек. На основании социологических опросов, проведенных в конце 1940-х гг., американский профессор Альфред Кинзи пришел к выводу, что большинство пожилых людей, особенно те, кто не получил высшего образования, имеют ложные представления по этим проблемам, страдают от комплексов и предрассудков, ведущих к трагическим ошибкам в интимной сфере (Джун М. Рейниш, Рут Бислей. Грамматика любви) <…>
Игорь Кон в книге «Введение в сексологию» приводит данные, полученные американскими геронтологами: «Хотя более половины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет, приблизительно 15 % продолжают ее даже после 80 лет». Приводимые результаты опросов пожилых американцев позволяют сделать некоторые выводы об изменениях в характере половых отношений во второй половине XX в. Современный пожилой человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки в таком же возрасте.
В. Д. Альперович, 1998.
Третья группа объединяет «подчиненные потребности»: в любви, эротике, отталкивании (враждебное, презрительное отношение к другим людям), потребность в творчестве. Сам комплекс потребностей, характерных для пожилого человека, не представляет собой ничего специфического. Специфика заключается в том, что они смещены в определенном направлении. Например, потребности в любви, творчестве, весьма значимые в зрелом возрасте, у большинства пожилых людей занимают незначительное место в общей системе потребностей. Снижается и сексуальная потребность, и по поводу этого в фольклоре имеется немало шуток и анекдотов. Вот один из них: пожилой мужчина увидел на дороге лягушку, а она ему и говорит: «Поцелуй меня, и я обернусь прекрасной принцессой», поднял он ее и посадил себе в карман; лягушка спрашивает: «Ты что, не хочешь поцеловать меня и заполучить красавицу-принцессу?» Старик отвечает: «Знаешь, в моем возрасте я, пожалуй, предпочту говорящую лягушку». Подспудно в этой шутке скрыта и еще одна драма пожилого человека, мужчины прежде всего, — потеря сексуальной силы и притягательности. Потому старикам так свойственно рассказывать о своих прежних «подвигах», о том, как красивы, сильны и жизнерадостны они некогда были.
Многие пожилые люди хотят оставить память о себе посредством созданных произведений в живописи, поэзии, науке, успехов в труде, служения обществу, рожденных и воспитанных детей, посредством передачи материальных ценностей семье или обществу (передача собранных коллекций музеям, личной библиотеки — государственным библиотекам и т. д. с указанием фамилии дарителя).
…
В одном долгосрочном исследовании (Gutmann, 1964) использовался тест тематической апперцепции (TAT), когда участники исследования составляли рассказы по картинкам, представляющим ситуации, которые можно трактовать различным образом, а исследователи делали выводы об их представлениях и чувствах, исходя из придуманных испытуемыми историй. Цель исследования заключалась в том, чтобы проследить будут ли наблюдаться значительные изменения личности в течение 20-летнего периода проведения исследования. Оказалось, что 40-летние мужчины, как правило, полагали, что окружающий мир находится под их контролем, положительно оценивали инициативность и готовность к риску. В 60-летнем возрасте, напротив, мужчины рассматривали мир как более сложный и опасный, они считали, что уже не в силах изменить его в соответствии со своей волей. Напротив, они полагали, что приспосабливаются и подстраиваются под окружающий мир.
Г. Крайг, Д. Бокум, 2004. С. 765.
Изучение преобладающей мотивации, так же как и наиболее выраженных качеств личности, помогает ответить на вопрос: почему некоторые пожилые ведут наполненную, продуктивную, активную жизнь и вполне удовлетворены ею, в то время как другие переживают депрессию, ощущают скуку, свою бесполезность?
Американский психолог В. Генри пишет, что общество может освободить человека от обязанностей, но оно не может освободить его от обязанностей по отношению к самому себе. В таком случае внешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у старого человека на второй план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.
У старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. У него стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения важна неутраченная способность к труду, а деньги выступают эталоном ее оценки.
О. Н. Молчановой (1999) показано, что в пожилом возрасте снижаются идеальные и достижимые цели, происходит их сближение с реальной самооценкой; происходит ориентация на жизнь детей и внуков. Как правило, старики не строят долгосрочных планов, это связано с общим изменением временной жизненной перспективы.
Старики испытывают потребность в размышлениях о том, как прошла их жизнь, пытаются оценить то, что они оставят после себя людям. Появляется острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни.
…
Что делает старость столь трудной, так это не утрата способностей, мыслительных и физических, а груз воспоминаний.
В. С. Моэм
По Эриксону, в поздние годы жизни становится особенно настоятельной потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. В процессе интеграции пожилой человек учитывает не только достижения, которые были в центре его сознания, но и опыт, воспринимавшийся в прошлом как малозначимый, а в настоящем обретший новое значение как важный способ достижения целей. Личность способна делать, по выражению А. А. Кроника, позитивные «биографические открытия». Например, Э. Эриксон обнаружил во многих случаях поразительное расхождение между прошлыми и настоящими оценками. В рамках лонгитюдных опросов молодые супруги часто жаловались на непонимание, на расхождение мнений по важным вопросам, оценивали свой брак как неудачный, говорили о желании развестись. Беседуя через несколько десятков лет с Эриксоном, эти же люди (иногда вдовы или вдовцы) убежденно говорили, что всю жизнь прожили друг с другом счастливо, душа в душу, причем взгляды их удивительно совпадали.
Такие приемы позитивного изменения личностью истории своей жизни отнюдь не являются ее искажением. В семейной жизни были моменты счастья, радости, взаимопонимания, удовлетворения успехами своих детей. Пожилые люди, начавшие воспринимать споры и конфликты прошлого как досадные мелочи жизни, именно эти моменты и наделили высокой значимостью. Дистанцированная позиция по отношению к пройденному жизненному пути бережет пожилого человека от «поглощения» его своим прошлым. А оно, как магнит, притягивает к себе настоящее и будущее человека.
…
Если б не было воспоминаний о юности, то мы не замечали бы и проявления старости.
Г. Лихтенберг
Проявляющаяся у пожилых людей установка оценивать свою жизнь (как и все происходящее в мире) по критерию успехов, достижений, счастливых моментов является позитивным моментом. На этом фоне поражения и ошибки интерпретируются как тягостные, но необходимые уроки жизни, которые в конце концов ведут к победам. Активное отношение к жизни таких людей, высокоразвитые чувства автономии и инициативы позволяют им противостоять негативным общественным стереотипам старости.
Эриксон выделяет условия, способствующие личности эффективно интегрировать свою жизнь: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У личности произошла интеграция позитивных свойств, и каждое из них усилилось за счет связи со всеми остальными. В результате возрастает мотивационный потенциал человека.
Карл Юнг тоже придавал большое значение изучению проблем, как он называл, второй половины жизни человека. Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необходимостью в старости. Результат этой психологической перестройки — появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия.