Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


V. «Программа Горького»: Что же делать




— «Можно ли увлекаться грязными бульварными романами, когда вокруг нас во всем мире грозно совершается трагедия! … нужно призвать к действительной жизни весь лучший разум, всю волю, для того чтобы исправить последствия нашей трагической небрежности в отношении к самим себе — небрежности, которая создала страшную ошибку.

Человечество века работало над созданием сносных условий бытия не для того, чтоб в ХХ веке нашей эры разрушить созданное.

Мы должны извлечь из безумных событий разумные уроки, памятуя, что все, что называется Роком, Судьбою, есть не что иное, как результат нашего недомыслия, нашего недоверия к себе самим» (С. 475).

— «В борьбе за классовое не следует отметать общечеловеческое стремление к лучшему» (С. 503).

— «… как мы немощны, как слабо организованы. Организация творческих сил страны необходима нам, как хлеб и воздух.

Мы изголодались по свободе и, при свойственной нам склонности к анархизму, легко можем пожрать свободу, — это возможно» (С. 437).

— «Революция — судорога, за которою должно следовать медленное и планомерное движение к цели, поставленной актом революции» (С. 498).

— «… да, русский народ совершил революцию, он воскрес из мертвых и ныне приобщается к великому делу мира — строению новых и все более свободных форм жизни! … И всей душой я желал бы русскому народу вот так же спокойно и мощно идти все дальше, все вперед и выше…» (С. 438).

Важнейшей задачей текущего дня Горький считал воспитание:

— «Не все же только политика, надобно сохранить немножко совести и других человеческих чувств» (С. 539).

— «Вчерашний раб сегодня видит своего владыку поверженным во прах, бессильным, испуганным, — зрелище величайшей радости для раба, пока еще не познавшего радость, более достойную человека, — радость быть свободным от чувства вражды к ближнему» (С. 515).

— «Жестокость утомляет и может, наконец, внушить органическое отвращение к ней, а в этом отвращении — ее гибель.

Мы, кажется, начинаем воспитывать в себе именно физиологическое отвращение ко всему кровавому, жестокому, грязному — нужно, чтобы это отвращение росло, чтобы оно стало идиосинкразией большинства» (С. 471).

— «Откровенно говоря — я хотел бы сказать:

— Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!

Но я знаю, что нет сердца, которое бы приняло эти слова. Ну, так будем хоть более тактичными и сдержанными, выражая свои мысли и ощущения, не надо забывать, что — в конце концов — народ учится у нас злости и ненависти…» (С. 528).

Огромная роль в этой воспитательной работе, как бы ни было трудно, выпадает на долю женщины-матери:

— «Русь не погибнет, если вы, матери, жертвенно вольете все прекрасное и нежное ваших душ в кровавый и грязный хаос этих дней … разве есть человек, который не был бы обязан вам лучшими днями своей жизни?» (С. 534-535).

— «Россия судорожно бьется в страшных муках родов, — вы хотите, чтобы скорее родилось новое, прекрасное, доброе, красивое, человеческое?

Позвольте же сказать вам, матери, что злость и ненависть — плохие акушерки» (С. 535).

Там где воспитание, там и учеба:

— «Нам необходимо учиться и особенно нужно выучиться любви к труду, пониманию его спасительности» (С. 493).

— «В мир идет человек, … неспособный угнетать ….

Только бы человек научился любить свою работу, — все остальное приложится» (С. 526-527).

— «Мы, Русь, очевидно, пришли ко времени, когда все наши люди, возбужденные до глубины души, должны смыть, сбросить с себя веками накопленную грязь нашего быта, убить нашу славянскую лень … мы должны возбудить в себе силы и способности и, наконец, войти в общечеловеческую работу устроения планеты нашей…» (С. 516).

— «— Анархия, анархия! — кричат «здравомыслящие» люди, усиливая и распространяя панику в те дни, когда всем мало-мальски трудоспособным людям необходимо взяться за черную, будничную работу строительства новой жизни, когда для каждого обязательно встать на защиту великих ценностей старой культуры» (С. 481-482).

Ибо:

— «… западный мир суров и недоверчив, он совершенно лишен сентиментализма. В этом мире дело оценки человека стоит очень просто: вы любите, вы умеете работать? Если так — вы человек, необходимый миру … Вы не любите, не умеете работать? Тогда, при всех иных ваших качествах, как бы они были превосходны, вы — лишний человек в мастерской мира. Вот и все.

А так как россияне работать не любят и не умеют, и западно-европейский мир это их свойство знает очень хорошо, то — нам будет очень худо, хуже, чем мы ожидаем…» (С. 530).

В деле решения задач воспитания, более чем в чем-либо ином убежден Горький, помочь может только культура, «культивирование культуры»:

— «Этот народ (русский-СХ) должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры.

Опять культура? Да, снова культура. Я не знаю ничего иного, что может спасти нашу страну от гибели» (С. 450).

— «… как ни силен и жаден внешний враг, страшней для русского народа враг внутренний — он сам, своим отношением к себе, человеку, ценить и уважать которого его не учили, к родине, которую он не чувствовал, к разуму и знанию, силы которых он не знал и не ценил, считая их барской выдумкой, вредной мужику» (С. 497).

— «У нас, на Руси, о культуре следует говорить бесконечно — и еще столько же» (С. 466).

— «Я никогда не чувствовал себя «приколотым» к народу настолько, чтоб не замечать его недостатков, и так как я не лезу в начальство — у меня нет желания замалчивать эти недостатки и распевать темной массе русского народа демагогические акафисты…

Если я вижу, что политика советской власти … выражается именно «в равнении на бедность и ничтожество», — я обязан горечью признать: враги — правы, — большевизм — национальное несчастье, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши русской культуры в хаосе возбужденных им грубых инстинктов» (С. 548).

— «… русская революция погибает именно от недостатка интеллектуальных сил. В ней очень много болезненно-раздраженного чувства и не хватает культурно-воспитанного, грамотного разума» (С. 522).

— «Мне кажется, что возглас «Отечество в опасности!» не так страшен, как возглас: «Граждане! Культура в опасности!» (С. 481).

Поэтому:

— «… будет значительно полезнее, если мы — предоставив суд над нами истории — немедля начнем культурную работу, в самом широком смысле слова» (С. 483-484).

Немало у Горького в оценках возможностей культурного возрождения пессимистических настроений, впрочем, таких, которые он все же стремился преодолеть в себе:

— «… у текущего дня две злобы: борьба партий за власть и культурное строительство. Я знаю, что политическая борьба — необходимое дело, но принимаю это дело как неизбежное зло … в условиях данного момента и при наличии некоторых особенностей русской психики, — политическая борьба делает строительство культуры почти совершенно невозможным» (С. 486).

— «Если революция не способна тотчас развить в стране напряженное культурное строительство, — тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла, а мы — народ, неспособный к жизни» (С. 450).

— «Навыки старого быта не исчезают. «Новое начальство» столь же грубо, как старое, только еще менее внешне благовоспитанно … Все старенькое, скверненькое пока не исчезает.

Это плохой признак, он свидетельствует о том, что совершилось только перемещение физической силы, но это перемещение не ускоряет роста сил духовных.

А смысл жизни и оправдание всех мерзостей ее только в развитии духовных сил и способностей наших» (С. 459).

— «Социальная борьба не есть кровавый мордобой, как учат русского рабочего его испуганные вожди» (С. 544).

Культура и социальная революция у Горького неразделимы:

— «Задача культуры — развитие и укрепление в человеке социальной совести, социальной морали, разработка и организация всех способностей, всех талантов личности, — выполнима ли эта задача во дни всеобщего озверения? …

А ведь революция совершена в интересах культуры и вызвал ее к жизни именно рост культурных сил, культурных запросов» (С. 486).

— «Истинная суть и смысл культуры — в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать … Нужно научиться хоть немножко любить человека, такого, каков он есть, и нужно страстно любить человека, каким он будет» (С. 503).

При этом горький отдавал себе отчет в том, что речь идет, в первую очередь, о европейской культуре, которую во многом России еще только предстоит усвоить, несмотря на все прежние отдельные достижения, усвоить всем миром:

«… всего меньше мы заботились именно о развитии культуры европейской — опытной науки, свободного искусства, технически мощной промышленности. И вполне естественно, что нашей народной массе не понятно значение этих трех оснований культуры» (С. 481).

— «… враг внешний показал ему (русскому народу–СХ), что хитрость травленного зверя — ничто перед спокойной железной силой организованного разума. Теперь он должен будет посвятить шестимесячные зимы мыслям и трудам, а не полусонному, полу-голодному безделию» (С. 497).

Среди «воспитателей» народа Горький видит рабочий класс, женщин-матерей, которых он призывает к мужеству и самоотверженному духовному труду, а также, конечно, интеллигенцию:

— «Я считаю рабочий класс мощной культурной силой в нашей темной мужицкой стране … промышленность — одна из основ культуры … Он не так зависит от стихийных сил природы, как зависит от них крестьянин … В этом различии трудовой деятельности коренится глубокое различие между душою крестьянина и рабочего, и я смотрю на сознательного рабочего как на аристократа демократии» (С. 540-541).

— «Тут есть страшное и мрачное противоречие … Может быть, основа его в том, что женщина не сознает своей великой культурной роли, что она не чувствует своих творческих сил и слишком поддается отчаянию, вызванному в ее душе хаосом революционных дней?» (С. 532).

— «Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа …

Задача демократической и пролетарской интеллигенции — объединение всех интеллектуальных сил страны на почве культурной работы» (С. 495).

При этом главную проблему, беду самой интеллигенции Горький видит в ее неорганизованности:

— «По злой иронии судьбы, российская интеллигенция … на все протяжении своей истории выполнявшая великую просветительную и организационную работу, оказалась в настоящий момент, когда организовано все, неорганизованной сама (***Ср. активные центры в органических молекулах). Организуя других, интеллигенция, как класс, забыла или не успела организовать себя …

Класс, лучше всех вооруженный для общественной работы и борьбы, класс активных традиций и светлых социальных идеалов вынужден плестись в самом хвосте событий, бессильный их направлять.

… класс интеллигентного труда … в настоящий момент не входит и не может войти ни в одну из существующих общественных группировок.

Отсюда необходимость его самостоятельного строительства …

Но все-таки встает тревожный вопрос: что это — процесс соединения сил или распада их?» (С. 490-491).

По своей субстанции культура для Горького — это, конечно же, прежде всего знание, наука. Отсюда такое внимание к ним с его стороны в поисках решения проблемы культурного строительства в революционной России:

— «… процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный … революция, в лице ее руководящих сил, должна сейчас же, немедля, взять на себя обязанность создания таких условий, учреждений, организаций, которые упорно и безотлагательно занялись бы развитием интеллектуальных сил страны.

Интеллектуальная сила — это первейшая, по качеству, производительная сила, и забота о скорейшем росте ее должна быть пламенной заботой всех классов» (С. 440).

— «… ощущение жизни у нас становится острее, а понимание ее смысла и целей — тупеет …

Отсюда еще раз с полной очевидностью вытекает необходимость культурно-просветительной работы — немедленной, планомерной, всесторонней и упорной» (С. 468).

— «… мы давно живем в условиях, созданных наукой … нам пора понять, что научное знание — сила, без которой невозможно возрождение страны» (С. 501).

— «Интересы всех людей имеют общую почву … эта почва — развитие и накопление знаний … только оно (знание–СХ), — источник плодотворной работы, основа культуры» (С. 438).

— «Вера — это очень приятно, но необходимо знание» (С. 493).

— «Науки — и гуманитарные, и положительные — могли бы сыграть великую роль в деле облагорожения инстинктов, но участие людей науки в жизни данного момента заметно еще меньше, чем прежде» (С. 481).

— «… знание вполне способно оздоровить изболевшие души, утешить замученных людей и поднять их рабочую энергию.

Академия наук сделал бы прекрасное и полезное дело, предприняв издание небольшого журнала, который осведомлял бы грамотных людей обо всем, что творится в области русской науки» (500-501).

Важнейшую роль в распространении знаний играет по Горькому, конечно же, книга, в том числе популярная:

— «Книга — главнейший проводник культуры, и для того, чтобы народ получил в помощь себе умную, честную книгу, работникам книжного дела можно бы пойти на некоторые жертвы» (С. 452).

Показательно, что Горький предупреждает об опасности извращения науки, ее догматизации, что, к сожалению, и произошло позднее, в годы сталинщины:

— «… одной политикой не воспитаешь «нового человека» … путем превращения методов в догмы мы служим не истине, а только увеличиваем количество пагубных заблуждений, раздробляющих наши силы» (С. 495).

Рядом с наукой, знаниями Горький ставит искусство:

— «Ничто не выпрямляет душу человека так мягко и быстро, как влияние искусства, науки» (С. 472).

— «Одной из первых задач момента должно бы явиться возбуждение в народе — рядом с возбужденными в нем эмоциями политическими — эмоций этических и эстетических. Наши художники должны бы немедля вторгнуться всею силой своих талантов в хаос настроений улицы» (С. 481).

VI. В заключение.

При всей горечи своего опыта, относительно происходящего с Россией, Горький оставался всегда своеобразно оптимистичным, верящим в свой народ, в отечественного человека:

— «… а все-таки при монархии мы жили еще сквернее и позорнее. Мы тогда мечтали о свободе, не ощущая в себе живой, творческой силы ее, ныне весь народ, наконец, ощущает эту силу. Он пользуется ею эгоистически и скотски, глупо и уродливо … однако — пора понять и оценить тот огромного значения факт, что народ … освобожден из тяжких, уродующих цепей» (С. 497).

— «Она («наша страна» — СХ) не погибнет теперь, ибо народ — ожил, и в нем зреют новые силы, для которых не страшны ни безумия политических новаторов, слишком фанатизированных, ни жадность иностранных грабителей, слишком уверенных в своей непобедимости» (С. 534).

В то же время Горький видел гораздо шире, всечеловечнее:

— «… высшая форма борьбы за существование — борьба человека с природой, и только в этой борьбе человек разовьет до совершенства силы своего духа, только здесь он … завоюет ту свободу, которая уничтожит в нем зоологические начала и позволит ему стать умным, добрым, честным — поистине свободным» (С. 499).

Даже в те годы Горький, как в свое время Н.В. Гоголь, 200-летие со дня рождения которого мы отмечали в 2009-м году, жил идеалами, нисколько, при этом, не идеализируя России, да и всего человечества вместе взятого. Думается, что он даже намеренно, будучи материалистом и атеистом, в пику тем же большевикам, но не только, проповедовал «социальный идеализм», что было у него тождественным культуре, как разумно-духовному по своей субстанции образованию.

Одним словом, Горький — провидец, точнее, может быть, по меркам современности, — действительно мудрый человек.

Даже не хочется, хотя и необходимо, упоминать всю ту муть, которая образовалась вокруг его имени в известные годы «благодаря» некоторым современным «грамотным» людям.

Вспоминая Алексея Максимовича Пешкова — Максима Горького, — уместно не забывать того, что пережила страна менее чем 100 лет тому назад. Важно ценить свое прошлое и верить в сегодняшнюю свою страну. Стоит показывать пример того, что называется «учиться у истории», в данном случае — по Горькому.

В своей позитивной содержательной части «Программа Горького» и сегодня должна быть востребована. В том числе и даже в первую очередь в отношении современной российской семьи, тем более в год семьи (Материал был подготовлен в 2009 году, в год 140-летия со дня рождения А.М. Горького ­– С.Х.).

2009 г.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 526 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.