Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


С ворон болтун начал, на сорок перешел




Да, сам не ожидал. Но что можно сказать об этой именно пословице? Попробую прокомментировать. Конечно, сразу нужно обратить внимание на иносказание, аналогию, которые заключены в данной пословице. Дело касается, конечно же, отнюдь не только, да и не столько ворон, сорок, да и болтуна — это только форма выражения. Дело касается любого (!) человека, и болтуна, и самого наимудрейшего из людей. Достаточно вспомнить Сократа, который любил сыграть под простачка, неумеху, просто ничего не знающего человека; его знаменитое — " Я знаю, что ничего не знаю ". Это высказывание Сократа до сих пор вызывает неподдельный и не до конца удовлетворённый интерес даже крупнейших специалистов, например, по логике. В самом деле, что значит знать и при этом ничего не знать. Ведь это по видимости прямое формально-логическое противоречие, что запрещено и законом противоречия, и законом исключённого третьего! Согласно первому — не могут быть одновременно истинными несовместимые друг с другом утверждения. А в данном случае, на первый взгляд, именно это и имеет место. Согласно второму — одно из напрямую противоречащих друг другу утверждений должно быть истинным, а другое – ложным. Но что истинно именно здесь, а что — ложно? " Я знаю " или " Я ничего не знаю "? Не нужно забывать, правда, при этом, что согласно некоторым источникам Сократ какое-то время был учеником некоего софиста, или, если угодно, слушал софистов. Впрочем, он конечно знал софистов. Об этом говорят такие диалоги Платона, как "Горгий" и "Протагор". А всем известно, что софисты были в своё время большими, можно сказать, профессионалами в деле введения людей в заблуждение, много упражнялись в этом.

В чём же здесь дело? На мой взгляд, в следующем. Кроме двух вышеназванных основных законов формальной логики существует ещё один базовый закон — закон тождества. Согласно этому закону, каждое утверждение, которое мы вводим в рассуждение, должно иметь строго определённый, единственный предметный смысл, или предметное содержание. Это касается и любого отдельного слова (понятия), которое входит в то или иное утверждение (суждение). В противном случае имеет место подмена или, как говорят, потеря общего предмета, элемента предметного содержания утверждения (суждения). Более того, именно требование закона тождества нужно выполнять в первую очередь, а затем уже применять требования двух других — закона противоречия и закона исключённого третьего.

Так вот, я утверждаю, что дважды употреблённое в высказывании Сократа слово " знаю " имеет два существенно отличных друг от друга значения, если угодно — два разных смысла. Начну со второго употребления — " ничего не знаю ". Я уверен, что при этом Сократ имел в виду различные реальные предметы, знания, навыки и умения оперировать ими. Например, знания и деятельность командующего войсками, или знания и деятельность врача, или строителя, или морехода, или... И т.д. и т.п. Значение же слова " знаю " (" Я знаю ") в его первом применении связано с иным видом знания — знанием о самом знании, сознании, познании. Это то знание, которое можно назвать "метазнанием". В духе развиваемого мною направления в теории познания, которое называется "теорией метапознания". Я утверждаю, что наряду с т.н. предметным уровнем познания, к которому относятся естествознание и социально-гуманитарное познание в своём основном предметном содержании, нужно выделять особый уровень, особый, третий род познания — метапознание (см. нашу работу 10, кстати, изданную благодаря финансовой помощи Заводоуковского филиала Тюменского госуниверситета (!), за что большое, искреннее спасибо). Метапознание — это теперь уже многоотраслевая область исследований, в котором объектом и, соответственно, предметом выступает само познание, а значит и все виды знаний. Прежде всего — предметных знаний, тех самых, которые, я уверен, имел в виду Сократ, когда произносил — " ничего не знаю ". Он знал, что он, конечно, вовсе не " ничего не знал". Но он также знал, что очень многого не знал. Во всяком случае с той степенью уверенности, как в отношении своего знания об этом обстоятельстве. Он даже согласился в конце концов с утверждением оракула о том, что " Сократ — мудрейший из греков ". Ибо из своих бесед с большим числом людей самого разного положения Сократ вынес заключение: он мудрее их хотя бы потому, что эти люди не знают даже того, что они многого не знают. Но по простоте душевной считают, что знают.

В пословице — " С ворон болтун начал, на сорок перешел" как раз говорится о том, что есть немало людей, даже среди учёных, а ещё чаще среди т.н. профессиональных философов, когда они теряют предмет своего обсуждения, или, как говорят, теряют нить рассуждений. Иногда подобное происходит даже в очень серьёзных, строгих рассуждениях, как, например, математиков, щепетильно следящих за своими доказательствами. Известны факты, когда были обнаружены ошибки подобного рода в нескольких из предлагавшихся доказательствах знаменитой теоремы Ферма.

Таков анализ этой выбранной наугад пословицы. А сколько нужно дать комментариев по поводу всех других!

Общим итогом настоящей статьи можно считать вывод о том, что пословицы и поговорки русского народа, а на их примере народная мудрость, народное сознание, народный здравый смысл в целом, являются огромным, практически бесконечным резервуаром того опыта, который с необходимостью должен быть учтён всякой серьёзной философией, особенно в разделе, касающемся природы сознания и познания — т.е. теорией познания, или гносеологией. Причём, как такой опыт, который даёт своими средствами объективную, внутренне последовательно диалектическую картину сознания и познания.

Литература:

13. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Сост., вступ. ст. и коммент. В.А.Воропаева. — М.: Сов. Россия, 1990.

14. Даль В.И. Пословицы русского народа. — СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2007.

15. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. Т. 2. — М.: Мысль, 1983.

16. Мудрое слово. Сборник / Отв. ред.: Б.В.Лунин и М.Ф. Мусиенко. — М.: Детгиз, 1958.

  1. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. — М.: Современник, 1986.

18. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. — М.: Худож. лит., 1988.

19. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы и поговорки и крылатые выражения: лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. яз. им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. — М.: Рус. яз., 1979.

  1. Халин С.М. Мир сказки и мир идеальной предметности. Статья. / ХХIII Ершовские чтения: межвузовский сб.научн.ст. Ишим: изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2013. Ч.2. С. 79-84.
  2. С.М. Халин. Познавательная культура как категория метапознания. Статья. / Культура как вид человеческого бы-тия и познания: сб. материалов Всероссийской науч. конф. с международ. участием в ИГПИ им. П.П. Ершова. 22-23 ноября 2013г.:г.Ишим. / науч. ред. В.И. Полищук: отв. ред. Г.В. Сильченко. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. С. 57-64.
  3. С.М. Халин. Метапознание: Некоторые фундаментальные проблемы. — Тюмень: Мандр и Ка, 2005.

2013 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 549 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.