Они были разработаны главным образом в XIX в. Западно-европейскими учёными юристами. Их главная цель – определить соотношение индивида и государства, местной и центральной власти. Выделяют несколько таких теорий, но рассмотрим только 3:
1. Теория свободной общины (теория естественных прав общины) – возникла в середине XIX в. В числе её создателей называют представителей французской и бельгийской правовых школ. Французы: Туре, Токвиль. Немцы: Гербер и Арене. Социальный заказ для теории свободной общины формировали условия, при которых местные дела находились в сфере ведения государственных чиновников. Такая система местного самоуправления не несла в себе стимулов для развития местных общин. Теория свободной общины признана была обратить внимание на самостоятельное значение общинной жизни, наличие у местных общин особых интересов и необходимость внедрения на местах начал самоуправления в качестве естественного права общин.
Согласно данной теории общины имеют собственные дела, негосударственные по природе, которые общины в праве решать самостоятельно. Для этого общины в праве формировать собственные органы управления, не имеющие статуса государственных. Государственные органы не должны вмешиваться в собственную компетенцию общин. Их задача – контроль за деятельностью общин, их органов самоуправления и обеспечение того, чтобы общины не выходили за пределы дозволенного.
2. Государственная теория местного самоуправления – возникла во второй половине XIX в. В числе её основателей немецкие юристы Людвиг Штейн, Р. Гнейст. В дореволюционной России она активно разрабатывалась А. Д. Градовским, В. П. Безобразовым, Н. И. Лазаревским. Государственная теория оценивает местное самоуправление как вид государственной деятельности. Самоуправление заключается в возложении на местные общины, их органы самоуправления государственных задач. Другое дело, что названные задачи охватывают вопросы и собственно местной жизни. В рамках государственной теории местное самоуправление есть форма вовлечения жителей, их общин в государственную деятельность. Однако органы местного самоуправления – это не органы государственного центра на местах. Они формируются местными общинами. Л. Штейн видел особость местного самоуправления в том, что самоуправляющиеся территориальные коллективы есть самостоятельные субъекты права, вступающие с государством в юридические отношения. Именно это обстоятельство отличает органы местного самоуправления от государственных органов, которые действуют от имени и в интересах государства, не имея каких-либо иных, отличных от государственных собственных интересов. Поэтому между государством и его органами не мыслимы юридические отношения. Такой подход дал основание выделять в рамках государственной теории самоуправления юридическое её ответвление (юридическую теорию). Р. Гнейст считал, что самостоятельность местных сообществ должна опираться на их формирование населением и на систему почётных и безвозмездных должностей. Такая точка зрения характеризуется как политическое ответвление государственной теории самоуправления.
3. Общественная теория местного самоуправления (общественно-хозяйственная теория) – была разработана в первой половине XIX в. Данная теория была широко распространена странах западной Европы. В числе её основателей называют О. Ресслера, Р. Моля. В России она разрабатывалась В. Н. Лешковым, А. И. Васильчиковым. Общественная теория может рассматриваться как определённое продолжение теории свободной общины. Её суть в том, что круг общинных дел отличается от государственных. Самоуправление нацелено на выявления и решение дел не государственного управления, а собственных дел местных общин. Общинные дела – это в первую очередь вопросы хозяйственно-бытовой самоорганизации мест. Поэтому общественную теорию ещё называют хозяйственной. В рамках общественной теории в качестве самоуправляющихся общин выделялись не только местные территориальные коллективы, но и частные союзы, корпорации, промышленные компании, благотворительные и иные общества. Общины являются субъектами специальных прав, а поэтому государственное вмешательство в их дела недопустимо; должностные лица самоуправления относятся к общинным, а не государственным агентам и представляют не государство, а общество.