Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учебники и учебные пособия. 1. Исторические типы философии: учеб




1. Исторические типы философии: учеб. пособие. - М., 1995.

2. История западноевропейской философии: учеб. пособие. — М., 1998.

3. История философии. Запад - Россия - Восток: в 6 кн. -М., 1995-1999.

4. История философии: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля.-Минск, 2001.

5. Основы философии: от классики к современности: учеб. пособие. - М, 1998.

6. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений/ отв. ред. В. П. Кохановский. -Ростов на/Д., 1999.

7. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. — Минск, 2007.

8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Минск, 2007.

9. Философия: учеб. пособие /В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лука­шевича. - Минск, 2001.

9. Философия: учеб.-метод, комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред., А. И. Зеленкова. - Минск, 2003,

Хрестоматии и антологии

1. Антология мировой философии: в 4 т. -М., 1969-1972.

2. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. - М., 1997.

3. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. - М.; Харьков, 1999.

4. Древнеиндийская философия. Начальный период. - М., 1972.

5. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. — М., 1972—1973.

6. Мир философии: в 2 ч. - М., 1991.

7. Путь в философию: антология. — М., 2001.

8. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. -Ростов н/Д., 2002.

Информационно-справочные издания

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001-2002. 2. 2. 2. Современная западная философия: словарь. - М., 1991. 3. 3. 3. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

Дополнительная литература

По разделу 1

1. Библер, Я С. Быть философом / В. С. Библер // Архэ. - ML, 1996. - Вып. 2.

2. Ортега-и-Гассет, XЧто такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. - М., 1991.

3. Хайдеггер,М Что такое философия?/ М, Хайдеггер // Вопр. философии. -1993. -№ 8.

4. Ясперс, К.Философская вера / К. Ясперс II Смысл и назначение истории / К. Ясперс.-М, 1994.

По разделу 2

 

 

1. Абдзіраловіч,І. Адвечным шляхам: даследзіны беларускага съветапогляду /І. Абдзіраловіч. -Менск, 1993.

2. Августин (Аврелий),Исповедь / Августин (Аврелий) // История моих бед­ствий / П. Абеляр. - М, 1992.

3. Анохина, В. В.Пропедевтика. Исторические типы классической филосо­фии: учеб.-метод, комплекс / В. В. Анохина. - Минск, 2006.

4. Асмус, В. Ф.Античная философия/В. Ф. Асмус. -М, 1999.

5. Бердяев, Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. -М, 1990.

6. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. - М, 1978.-Т. 2.

7. Гегель, Г. В. Ф.Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философ­ских наук: в 3 т. - М., 1974. - Т. 1.

8. Горфункепъ, А. X Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрожде­ния/А. X. Горфункель.-М., 1977.

9. Гулыга, А. В.Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. - М.51986.

10. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов / Диоген Лаэртский, - М., 1979.

11. Зенъковский, В, В. История русской философии: в 2 т. / В. В. Зеньков-ский.- Л., 1991.

12. Камю, А. Миф о Сизифе / А. Камю // Творчество и свобода / А. Камю. ~ М, 1990.

13. Кессиди, Ф. X.От мифа к логосу / Ф. X. Кессиди. - М, 1972,

14. Короткая, Т. П. Религиозная философия в Беларуси начала XX в„ / Т. П. Короткая. -Минск, 1983.

15. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин /7 Полное собрание сочинений: в 55 т. /В. И. Ленин. -5-е изд.- М., 1980.-Т. 18.

16. Лосский, Н. О. История русской философии / HL О. Лосский. - М., 1991.

17. Лукьянов, А. Е.Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия/А. Е. Лукьянов. -М., 1992.

18. Майоров, Г. Г.Формирование средневековой философии/Г. Г Майоров. -М, 1979.

18. Майхрович, А. С. Янка Купала и Якуб Колас: вопросы мировоззрения / А. С. Майхрович. -Минск, 1987.

19. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -М.,1995.

20. Падокшын, С А.Беларуская думка у кантэксце псторьп i культуры / С. А. Падокшын. - Мшск, 2003.

21. Сартр, Ж.-П.Экзистенциализм — это гуманизм /Ж.-П. Сартр // Сумерки богов /Ж.-П. Сартр. -М., 1989.

22. Скарына, Ф.Прадмовы і пасляслоўі,Ф. Скарына.-Мінск, 1969.

23. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVIII веков: учебник / В. В. Соколов. -2-е изд., испр. и доп. -М.? 1996.

24. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. -Минск, 1987.

25. Фрейд, 3.Психология бессознательного /3. Фрейд. -М., 1990. М.

26. Чуешов, В. И. Введение в современную философию / В. И. Чуешов. -Минск, 1998.

27. Ясперс, К.Смысл и назначение истории / К, Ясперс. -М., 1994.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Тема Новые понятия Содержание
     
Тема 1.1. Философия   - система знаний о мире в целом, о человеке, об отношении человека к миру, форма мировоззрения; особая форма общественного сознания, отражающая одну изсторон действительности.
Предмет философии - то, на что направлено философское знание. Предмет философии изменялся в процессе развития философии.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убежде­ния, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориен­тации.
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и соци­альной действительности на ранних ступенях общественного развития.
Мифы - архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им бо­гах и духах.
Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере су­ществования (одного или нескольких) богов или духов
Тема 2.1. «Веды» - или «самхиты» - самый древний сборник гимнов в честь богов, а также дополнений и комментарий к ним. В нем выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире. человеке, о нравственной жизни.  
Буддизм - религиозно-этическое учение Будды, ставшее в последствии мировой религией. Центр учения – четыре благородных истины.  
Джайнизм - смешение философии и религии. Сущность личности человека двояка. В ней есть два начало: материальное (аджива) и духовное (джива). Связующим элементом между ними является карма.
карма - тонкая материя, которую образует тело кармы и дает возможность душе соединиться с грубой материей.
нирвана - (буквально «угашенный»). Состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, страдание. Отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.  
«инь» - «янь» философия - все в природе имеет два начала «ЯНЬ» и ИНЬ». ИНЬ-ЯНЬ – два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного и того же явления – активное и пассивное, ведущее и ведомое.
конфуцианство - учение в центре внимания, которого взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Основные понятия этой философии «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие «правильный путь» (дао). «Золотая середина» между несдержанностью и осторожностью.
Тема 2.1. даосизм - Основателем даосизма является - Лао-Цзы (VI-V в.в.до н.э.). Основная идея Лао-Цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути – дао. Дао – это естественный закон.
легизм - (Школа закона или законники)Представители Хань Фэй и Шан Ян. Законники противопоставляли конфуцианскому ритуалу («ли») – закон («фа»
Тема 2.2. Античная философия - философия Древней Греции и Древнего Рима. Различают классическую и эллинистическую античную философию.
«физики» - античные философы, которых объединяла одна общая проблема – поиск первоосновы и первопричины всего существующего, то есть того, из чего происходят все вещи. Эта первооснова первична, неизменна. Она иногда обозначалась термином «физис», что означало природу.
атомисты - последняя философская школа в рамках философии физиса, которая пыталась ответить на вопросы, поднятые элеатами. Главные представители этой школы – Левкипп и Демокрит.  
Пифагорейцы – весьма оригинальное учение периода ранней классики, в котором первоосновой мира признавались числа. Основателем ее был Пифагор из Самоса. Другим, более поздним представителем, являлся Филолай.  
элеаты - философ. школа зародилась в г. Элея. Гл. представит. – Парменид, Зенон, Ксенофан, Мелис. Элеаты в истолковании первоначала перешли от конкретных природных стихий (вода, огонь, воздух, земля) к предельно абстрактному понятию - бытие.  
софисты - древнегреческие мыслители середины V – первой половины IV в. до н.э. Наиболее видные представители – Протагор, Горгий, Гиппий. Со второй половины 4 века до н. э. слово «софист» стало обозначать особый тип философа-прфессионала, учителя философии.  
эллинизм - период в разв. Антич. филос. (IV век до н.э.-V век н.э.)- меняется предмет и характер античной философии. Интерес философов смещается в сторону отдельного человека и его проблем. Социальна философия Платона и Аристотеля уступают место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков.
Эпикурейство - этическое философское учение, основанное древнегреческим философом Эпикуром (342-271 гг.н.э.). Эпикур основал философскую школу, которая получила название «Сад Эпикура». В ней преобладал интерес к проблемам человека, цели его жизни.  
стоицизм – греко-римская философская школа, название которой от греческих слов «стоя поикле» - «пестрый портик» - (место в Афинах, где собирались основоположники стоицизма). Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Видными представителями этой школы были Клеанф и Христипп. Главными представителями позднего стоицизма были – Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.  
кинизм – философская школа эллинистического периода. Свое название получила либо от Киносарга – гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова кинос (собака), Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке». Главные представители кинической школы – Антисфен и Диоген Синопский.
космоцентризм - общая характеристика философских учений периода античности. Главным предметом философии являлся, внешний мир, природа, называемый космосом.
   
Тема 2.3. политеизм - многобожие (язычество), религиозные верования, основанные на признании многих Богов. Другое, негативное название – поганство.
монотеизм - единобожие. Если Античная философия связана и выросла на языческом многобожии (ПОЛИТЕИЗМ), так как древние греки и древние римляне были язычниками, то средневековая философия возникает и связана с монотеизмом (христианством).  
креационизм - идея творения Богом мира и человека из ничего.  
патристика - (от лат. pater – отец) буквально означает учение отцов церкви. Совокупность рел., филос., соц.-полит. и моральных идей и доктрин христианских мыслителей (II-VIII вв.н.э.). Основные представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.  
схоластка О от грече. «схолэ» (школа), что буквально означает «школьная философия». Тип религиозной философии, характеризующейся принципиальным подчинением первенству теологии, религии, соединением догматических, религиозных идей с рационалистической методикой. Основные представители – Альберт Великий, Фома Аквинский.  
номинализм - философское учение, отрицающее реальное существование общих понятий (универсалий) и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. Это только имена («номен» - имя), они не обладают никаким самостоятельным существованием.
реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме, поэтому познание возможно только с помощью разума, только разум способен постигать общее.  
теоцентризм - учение, в котором Бог центральное понятие и главная реальность, определяющая все сущее, в отличие от КОСМОЦЕНТРИЗМА античности, где такой реальностью был космос, природа.  
Тема 2.4. Ренессанс Новаяэпохаосознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления, откуда и само название Ренессанс (франц.) Возрождение.
Натурфи-лософия В эпоху Возрождения философия вновь, как в Античности, обращается к изучению природы. Философию, предметом которой является природа, называют НАТУРФИЛОСОФИЯ.
Антропо-центризм В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возрастает интерес к познанию человека. Наряду с природой, он становится главным центром философии. Мировоззрение, в котором акцент делается на человеке, называют АНТРОПОЦЕНТРИЗМ.
Пантеизм -философское учение, в котором Бог понимается не как личность, не как сущность, стоящая над миром. Бог как бы растворен в природе, совпадает с ней, а сама природа здесь обожествляется.
гуманизм -в узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение по изучению и распространению античного искусства и культуры. В широком смысле слова, гуманизм – это стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности.  
Тема 2.5. Эмпиризм -направление в теории познания (гносеологии), признающее чувственный опыт главным источником знаний и считающее, что содержание знаний сможет быть представлено либо непосредственно, как опыт, либо, как описание этого опыта.  
рационализм (от лат. рацио –разум)–философское направление, признающее разум основой познания и главным мотивом поведения людей. Родоначальником рационализма является французский философ, ученый и математик Рене Декарт.
индукция (лат. индуктио – наводить) -логический метод перехода от частных высказываний к более общим, то есть, когда частное знание индуцирует (наводит) общее знание.
дедукция (от лат. дедуктио – выводить) – логический метод перехода от общих высказываний к частным, когда частное дедуцируется (выводится) из общего.
дуализм (букв. двойственный) – философско-мировоззренческое учение, признающее две равнозначные первоосновы (субстанции) этого мира – материальную и духовную, в отличие от МОНИЗМА,где за первооснову принимается одно начало – материальное или духовное.  
механицизм - это такое понимание природы и человека, где мир уподоблялся большому механизму, однажды сотворенному и запущенному творцом, и в котором человек не в силах что-либо изменить.
Тема 2.6. Просвещение общественно-политическоетечение и философская концепция 18 века, представители которого стремились устранить недостатки общества того времени, изменить его нравы, политику быт, культуру путем распространения идей добра, справедливости, научного знания.
метафизика - антидиалектический, односторонний взгляд на мир, где его процессы и явления рассматриваются, изолировано, вне их связи друг с другом, без учета их изменений и развития.  
сциентизм -(англ. сайнс – наука)– мировоззренческая позиция, исходящая из того, что только научное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.
Деизм (лат, Деус – Бог) – учение, которое исходит из того, что Бог только создал мир и его законы, а потом не вмешивается в его функционирование.
сенсуализм - (лат. сенсус – чувство, ощущение) – учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания.
Тема 2.7. субъективный идеализм - философское учение, абсолютизирующее активную роль субъекта в различных областях деятельности, особенно в познании.
объективный идеализм - философское учение, которое, в отличие от идеализма субъективного, считает первоосновой мира некое всеобщее, сверхиндивидуальное начало как, например, абсолютное тождество субъекта и объекта у Шеллинга.  
агностицизм (от греч. агностос – недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей действительности.
Тренсцен-дентпльное (лат. выходящее за пределы) у Канта это то, чем должна заниматься философия, то есть не изучением самих по себе предметов природы (этим занимается наука), а исследовать саму познавательную деятельность человека, познать законы человеческого разума и его границы.  
Тема 2.7. явление - или «вещь для нас» - в теории познания И.Канта- это такие, вещи, какими они к нам являются в познании, в отличие от «вещи в себе».
«вещь в себе» «вещи сами по себе», вещи в себе недосягаемы для человека, то есть, непознаваемы. Познавать мы можем только явления.  
абсолютная идея В философии Гегеля идея всех идей, потенциально, в скрытом, «свернутом» виде содержащая в себе всю полноту понятий идеального и материального мира. Она обладает способностью к саморазвитию. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит различные этапы и стадии.
диалектика –учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности развитии.
Тема 2.8. иррационализм - философское направление, признающее не разум, а нечто неразумное, иррациональное (чувства, воля, интуиция, инстинкты) главным элементом человеческого духовного опыта. его. нерациональное начало – эмоции, воля, интуиция, а также бессознательные процессы, инстинкты.  
«Мировая воля» - в философии Шопенгауэра – это абсолютное начало всего, это нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли, который нельзя понять разумом.  
экзистенция (лат. экзистенция – существование) – особый способ бытия человеческой личности, где она выступает не как отдельный эмпирический индивид и не как нечто всеобщее (общечеловеческое), а как конкретная неповторимая личность.
имморализм отрицание морали в философии Ф.Ницше. Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом.
«Сверхче-ловек» В философии Ф.Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками.  
марксизм –идейно-политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм.
диалектический материализм – марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом.  
Исторический материализм – марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества  
ленинизм - дальнейшее развитие марксистской философии связанное с деятельностью В.И.Ленина его соратников, учеников и последователей в России, СССР и др. соц. странах ХХ века.
Тема 2.9. Позитивизм - (лат. позитивус – положительный) – философское направление, которое исходит из того, что единственным источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания являются конкретные (эмпирические) науки.
Тема 2.9. махизм - вторая историческая форма позитивизма – возникла на рубеже XIX-XX веков. Главный представитель – австрийский физик, Э.Мах. Позитивисты этого периода (махисты) сводили философию к гносеологии (тории познания) и стремились построить теоретическую модель процесса познания. Другое название махизма – эмпириокритицизм.   имеют внеопытную, метафизическую, философскую природу.  
неопозитивизм - третья историческая форма позитивизма – возникла в 20-е годы XX века в Австрии, Англии, Польше. Неопозитивисты считали, что философия – это не наука о какой-либо реальности и не теория познания. Она – особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Потому первоначально эта форма позитивизма называлась логический позитивизм или лингвистический анализ.  
экзистен-циализм - (философия существования) – направление в современной иррационалистической философии, возникшее в начале XX века и стремящееся постигнуть бытие как непосредственную, нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Основные представители: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов – первая волна; Сартр, Камю, Хайдеггер, Мерло-Понти – вторая волна.  
психоанализ (1) особый метод лечения неврозов и истерии при помощи катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской практики психоанализ, как (2) особый подход в понимании психики человека, получил более широкое толкование, и превратился, в итоге, во (3) влиятельноефилософское направление XX века, претендующее на объяснение многих личностных, социальных и культурно-исторических явлений.  
Фрейдизм - это учение З. Фрейда. Его заслуга - масштабное и глубокое изучение особой области (бессознательного), которое, как он полагал, является центральным компонентом всей психикичеловека, в то время как разуму отводил второстепенную, подчиненную роль.  
«либидо» - или («Оно»)- в психоанализе–глубинный слой психики человека, бессознательное влечение, совокупность безличных инстинктов сексуального и агрессивного содержания, основа всей человеческой деятельности. Это «кипящий котел» психической энергии, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. В своей активности либидо руководствуется принципом удовольствия. Эта энергия лишена связи с внешним миром, с реальностью.  
«эго» - («Я») – второй компонент психики – сфера сознательного, (в том числе разумного), личностного восприятия, отражения внешней реальности. Связанное с реальность, Эго служит посредником, связующим звеном между Либидо и реальностью, между влечением и удовлетворением. Эго руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, оно сдерживает влечения, «неразумные» влечения бессознательного Либидо.  
«Супер-эго» -(«Сверх-Я»)– третий компонент психики, формируется в процессе социализации. Это совокупность принципов, норм, правил, законов, навязанных обществом индивиду и усвоенных им в процесс образования, воспитания, путем запретов и поощрений. Это и «страж» порядка в психике, и «строгий контролер», и «совесть» индивида, согласующий деятельность всех компонентов психики, Деятельность его осуществляется в основном бессознательно, или точнее надсознательно.
сублимация - процесс трансформации, преобразования энергии Либидо в иную, «приличную» форму, освобожденную от внешней, видимой сексуальности и агрессивности.  
неофрейдизм - учение последователей Фрейда и Юнга (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фром) стремились на основе базовых идей фрейдизма объяснить социальное устройство жизни людей.  
Тема 2.10. Белорусские просветители - передовые, всесторонне образованные люди, посвятившие свою деятельность и жизнь бескорыстному служению на благо соотечественников. Они сыграли большую роль в распространении не только письменности, но религиозных, общественно-политических, культурных и философских знаний.
“Беларускі шлях” - творческий поиск, вызревавшего к тому времени, белорусского самосознания своего, самобытного пути («шляху») исторического развития Беларуси, отличающийся, как от восточного, российского, так и от западного, европейского.
“Русская идея» - попытка национального самосознания, философское осмысление русской истории, культуры менталитета и исторической миссии русского народа. Триединый смысл «русской идеи»: 1) как сохранить, 2) как преобразовать, 3) как спасти Россию. Хотя «русская идея имеет более глубокий смысл – это специфически русское видение того, как сохранить, преобразовать и спасти человечество. Основное содержание этой идеи изложено в философском эссе Вл. Соловьева – «Русская идея».  
соборность - одна из более величественных русских идей, Суть ее сформулировал еще Ф.С.Хомяков. Соборность – это идеал жизни и познания, а точнее это единство жизни и познания в рамках православной веры. То есть и сама истинная жизнь, и познание не возможны для отдельных индивидов. Соборность – это свободное единство людей в церкви, а истина доступна только совокупности мышлений людей, связанных любовью.  
Богочело-вечество – есть, по сути, Церковь в ее историческом развитии, которая в конце времен должна объять все человечество и всю природу в одном Богочеловеческом организме. Родоначальником учения о Богочеловечестве был. Вл. Соловьев, который впервые обнародовал его в своих «Чтениях о Богочеловечестве». Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека и, вместе с тем, удержание в нем его активности, его высшего достоинства, то есть божественного в человеке.  
Русский космизм –учение о соизмеримости и соотнесенности человека и мира, как макрокосма и микрокосма. Человек макрокосм, а Природа – микрокосм: оба бесконечны. Вернее человек одновременно есть и макрокосм, и микрокосм, в зависимости от угла зрения на него. Отсюда взаимовлияние друг на друга: не только космос влияет на человека, но и человек влияет на космические процессы. Следовательно, в космосе запечатлеваются внутренняя и внешняя деятельность человека. В итоге внутренняя духовная работа человека над собой реально преобразует не только его, но и вселенную.  

 

 

Приложение 2.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 465 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.