Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоцентризм, политеизм, монотеизм, креоцианизм, патристика, схоластика, номинализм, реализм




 

2.3.1.Возникновение средневековой европейской философии. Патристика и Схоластка – основные этапы развития средневековой философии.

 

Философия средних веков принадлежит к эпохе феодализма. Исторически она занимает почти 10 веков (V-XV н.э.), хотя корни этой философии уходят еще в дохристианский период (I-IV вв. н.э.). В этом смысле всю европейскую философию средневековья принято разделять на два периода – патристики (I-V вв.) и схоластики (V-XV вв.).

В целом средневековая философия возникает как синтез двух начал: классического наследия античности (идеи Платона и Аристотеля) и идей христианского предания (Библейские писания).

Особенности возникновении средневековой философии, ее отличие от предшествующей – Античной философией.

1. МОНОТЕИЗМ – единобожие. Если Античная философия связана и выросла на языческом многобожии (ПОЛИТЕИЗМ), так как древние греки и древние римляне были язычниками, то средневековая философия возникает и связана с монотеизмом (христианством).

2. ТЕОЦЕНТРИЗМ – Бог центральное понятие и главная реальность, определяющая все сущее, в отличие от КОСМОЦЕНТРИЗМА античности, где такой реальностью был космос, природа.

3. В средневековой философии появляются новые понятия не получившие развития в античности. В первую очередь это такие, как: КРЕАЦИОНИЗМ – идея творения Богом мира и человека из ничего.

4. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – участие Бога в судьбах мира и человека.

 

5. БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ – знания человека о мире и себе есть результат открытия Богом своих тайн апостолам и пророкам.

Средние века – это «золотой век» христианской религии, когда были заложены основные идеи христианской догматики и культа. Период становления христианского вероучения принято называть ПАТРИСТИКА – (от латинского pater – отец) буквально означает учение отцов церкви. Как духовное явление – это совокупность религиозных, философских, социально-политических и моральных идей и доктрин христианских мыслителей (II-VIII вв.н.э.). Основные представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисски й («три святителя»), Августин Аврелий (Блаженный).

Ведущие мотивы патристики – телеологизм – учение о заранее предустановленной целесообразности, универсальной гармонии и строгой иерархии вещей и явлений этого мира.

СХОЛАСТИКА – от греческого «схолэ» (школа), что буквально означает «школьная философия». Это тип религиозной философии, характеризующейся принципиальным подчинением первенству теологии, религии, соединением догматических, религиозных идей с рационалистической методикой. Основные представители – Альберт Великий, Фома Аквинский.

Схоластику отличает особый интерес к формальной логике, к логическим обоснованиям религиозных догм. Схоластика получила широкое распространение в средневековых университетах и школах в виде многословных диспутов и споров, в которых за логическими формами, часто терялось само содержание этих споров. Сегодня понятие «схоластика» употребляется еще и как нарицательное, означающее формальный пустой спор, не проясняющий истину.

 

2.3.2. Проблема разума и веры в европейской средневековой философии.

В европейской средневековой философии очень остро стоял вопрос о наилучших методах обоснования и защиты религиозной догматики. В то время сложились два основных подхода к решению данных проблем. Один из них отдавал предпочтение вере. Только вера является основным источником знания, и она должна предшествовать пониманию. «Верь, чтобы понимать». Разум же является помехой на пути к Богу. «Мудрость мира сего – есть безумие перед Богом». Отсюда, «Верую – ибо абсурдно». Такой подход культивировал слепую и бездумную веру. Представители другого подхода наоборот были сторонниками сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, на веру, но и на подкрепленные разумом, (разумные) доводы. Они стремились поставить разум на службу вере. «Разумею, чтобы уверовать».

В средние века известны и такие подходы к решению проблемы разума и веры, как теория «гармонии разума и веры», разработанная Августном Аврелием, и теория «двойственной истины», автором которой был Ибн-Рушд, философ и богослов арабского Востока. Однако в учении Августина о гармонии разума и веры решающее значение имеет все-таки божественное откровение. Основой гармонии является послушный религии разум и подкрепленная разумом вера. Главный же смысл теории «двух истин» в независимости философии и науки от догм религии и вероучения - у каждой из них «своя» истина.

Свою версию гармонии веры и разума предложил и Фома Аквинский.

Он утверждал, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения могут быть обоснованы разумом. Наука и философия относительно самостоятельны от теологии, но в случае конфликта между ними решающими являются истины, исходящие от откровения, которые превосходят любые рациональные доказательства.

 

2.3.3. Номинализм и реализм в европейской средневековой философии.

 

В средние века на протяжении нескольких столетий среди философов-богословов велась дискуссия о природе единичных понятий, означающих отдельный предмет, и «универсалий», то есть общих понятий, в которых мыслился целый класс каких-либо предметов. Например, Кай, как единичный человек, и человек вообще, как род человеческий, (универсальное понятие). Суть спора состояла в том – сущестествуют ли общие понятия (универсалии) в реальной действительности, также как единичные предметы, или это только имена, (мысли), которые существуют лишь в головах людей, а в реальной жизни не существует. В зависимости от занимаемой позиции, участники дискуссии разделились на два направления – номинализм и реализм.

РЕАЛИЗМ – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, унивкрсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме, поэтому познание возможно только с помощью разума, только разум способен постигать общее.

НОМИНАЛИЗМ - философское учение, отрицающее реальное существование общих понятий (универсалий) и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. Это только имена («номен» - имя), они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования общих признаков для совокупности целого класса единичных предметов. Поэтому универсалии существуют не до, а после предметов и явлений. Нетрудно разглядеть в этом споре противостояние материализма (номинализм) и идеализма (реализм), которое в средние века приняло такую своеобразную форму.

 

В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:

Во-первых, ей был свойственен Библейский традиционализм и обращенность в прошлое, к христианским сказаниям и писаниям, Библия стала основным авторитетом и мерой оценки всех теорий философии.

Во-вторых, в философских теориях особое значение приобрела экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения Библейских текстов.

В-третьих, философии средневековья в высокой степени была присуща тенденция к назидательству и учительству.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы идейные истоки возникновения Средневековой философии?

2. Какие новые идеи появляются в средневековой философии?

2. Чем занимались философы-богословы в период патристики?

3. В чем сущность схоластики и какова ее роль в средневековой философии?

4. Как решалась проблема соотношения разума и веры в Средние века?

5. В чем различие между номинализмом и реализмом?

6. Какими чертами характеризуется средневековая философия в целом?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1661 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2404 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.