В конце XVIII века центр европейской философской мысли перемещается в Германию, страну не саму развитую в Европе. Почему? Германия того периода была экономически и политически слабой, раздробленной страной. Причину здесь можно усмотреть в том, что зарождающееся немецкая буржуазия была еще слабой и не способной решительно выступить против старых феодальных отношений. И, естественно, что общественно-политические проблемы, не находя своего разрешения в открытой идейно-политической борьбе, нашли отражение в абстрактно отвлеченной форме философских систем и теорий.
Вклад немецких философов в мировую философскую культуру столь значителен, что этот период получил название немецкой классической философии. Хронологически данный период сравнительно короткий. Он ограничен, с одной стороны, 80-ми годами XVII ст. и заканчивается 1831 годом – годом смерти Гегеля. Наиболее яркие представители немецкой классической философии: - И.Кант, Г.Гердер, Г.Форстер, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г. Гегель.
Немецкую классическую философию принято делить на два периода:
1. Философия И.Канта.2. Послекантовский период.
Характерные черты немецкой классической философии:
Рационализм – продолжение традиций, заложенных Декартом.
Идеализм, который развивался в объективной и субъективной формах
Диалектика - носила идеалистический характер.
Пантеизм – характерен для Фихте, Шеллинга, Гегеля и др.
Представители немецкой классической философии внесли большой вклад, в разработку традиционных проблем, решаемых прежними поколениями философов. В то же время, они смогли поставить новые задачи, требующих своего разрешения в новых условиях.
Философия И.Канта
Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант (1724-1804). В творчестве Канта обычно выделяю два периода: докритический и к ритический. В докритический период (до 1770 г.) Кант занимался естественными науками – космология астрономия, география. В критический период Кант сосредоточил свое внимание на философии и, главным образам, на гносеологии и этике. Основной метод философии Канта – критический. Он осуществил острую критику предшествующей метафизической философии. Свою же философию Кант называл
трансцендентальной. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. выходящее за пределы) у Канта это то, чем должна заниматься философия, то есть не изучением самих по себе предметов природы (этим занимается наука), а исследовать саму познавательную деятельность человека, познать законы человеческого разума и его границы.
Гносеология Канта. В гносеологии Кант совершил переворот, по-новому представив сам принцип познания объектов субъектом. До Канта процесс познания понимался, как отражение объекта в сознании субъекта, а содержание знания об объекте зависело от самого объекта. То есть, какой объек т, такое и знание о нем. Согласно Канту, познание – зто не простое отражение, а активная деятельность субъекта, где субъект воссоздает образ объекта на основе своих ч увств и рассудка. Содержание знания здесь зависит, главным образом, от самого субъекта. Какой субъект, такое и знание о нем.
В теории познания Кант выступает как представитель агностицизма. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. агностос – недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей действительности. Кант различает «вещи сами по себе» или, так назв., « ВЕЩИ В СЕБЕ » и « ЯВЛЕНИЯ » или «вещи для нас», то есть такие, какими они к нам являются в познании. Явления никогда не могут совпасть с вещами в себе потому, что они только образы вещей, сконструированные рассудком на основе полученных ощущений. Таким образом, вещи в себе недосягаемы для человека, то есть, непознаваемы. Познавать мы можем только явления. В этом и состоит агностицизм Канта, который вызвал бурную критику его теории познания.
Этика Канта. В соответствии со своей философией, Кант разделял мир человека, человеческих отношений на сферу явлении, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и явлений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Умопостигаемая сфера – это сугубо человеческая сфера свободной воли, сфера моральности, сфера культуры. Именно здесь свободная воля практического разума принуждает человека действовать не в силу эгоистических устремлений, а в соответствии с требованиями морали, долга, сформулированным разумом, целям.
В целом философия Канта – это СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, то есть философское учение, абсолютизирующее активную роль субъекта в различных областях деятельности, особенно в познании. Идеи Канта оказали большое влияние на последующую философию и культуру Европы.