Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные идеи представители




 

Зарождение общественно-политической, эстетической, логической и философской мысли Беларуси относится к периоду X-XI веков и связана с возникновением государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры белорусов, восприятие ими мира в целом, места в нем человека, находят свое отражение в притчах, обрядовых гимнах, сказках и былинах.

Большое значение для развития Белорусской философской мысли имело распространение письменности на ее территории, что связано с принятием христианства. В X-XI веках появляются первые литературные памятники – ФЛОРИГЕЛИИ – древние рукописные сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, много отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как «Супральская рукопись», «Туровское евангелие», «Диоптра» и др. «Диоптра», например, включает все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире, об основных ценностях.

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI-XII веках сопровождается распространением новых идей первыми просветителями. ПРОСВЕТИТЕЛИ – передовые, всесторонне образованные люди, посвятившие свою деятельность и жизнь бескорыстному служению на благо соотечественников. Они сыграли большую роль в распространении не только

письменности, но религиозных, общественно-политических, культурных и философских знаний. Наиболее известными их них были: К.Смолятич, К. Туровский, Е.Полоцкая. Просветительские идее отражены в таких памятниках XII века, как «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» Кирилла Туровского.

Для XIV-XV веков характерно распространение движения еретиков, связанное с критикой идеологии церкви, выступлением против духовного притеснения, утверждением принципа веротерпимости и ценности человека. В XVI веке на территории Беларуси характерно развитие свободомыслия и идей гуманизма. В это время гуманитарные идеи проникают в Беларусь из европейских движений Возрождения и Реформации. В общественном сознании того времени появляются новые ориентации, связанные с утверждением общечеловеческих, нерелигиозных, (светских) ценностей. Ярким представителем этой эпохи был Франциск Скорина. Он занимался переводами, печатанием и распространением книг на территории Беларуси и за ее пределами. Его заслугой является первое внецерковное (то есть светское) издание Библии, причем на родном языке. В предисловии к Библии Скорина отмечает ее историческое и культурное значение, проповедует идеи веротерпимости, отстаивает ценности просвещения, идеи человеческого достоинства.

Критические отношения к церковной политике и Священному писанию высказывает известный просветитель XVI века Сымон Будны, Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставивший перед собой задачу – исправить «глупости переписчиков» и «хитрости еретиков», Его интерпретация библейских текстов содержит в себе признаки атеистического мировоззрения. Дальнейшее развитие идей свободомыслия связано с

 

деятельностью Казимира Лыщинского. Рукопись его книги «О существовании Бога» за атеистические идеи была сожжена, а ее автор казнен.

В XVI-XVIII вв. продолжается тенденция на развитие общественно- политической мысли. Идеи, которые развивали С.Шадурский, К.Нарбурт, Б.Дабшевич и др., были направлены против церковного засилья, схоластики, на защиту прав человека, свободу его мыслей и деятельности.

К концу XVII в Беларусь вошла в состав России, что повлияло развитее ее духовной культуры в целом и философской мысли в частности. В XVIII-XIX вв. на территорию Беларуси начинают проникать идеи, как русской религиозной философии, так и идеи революционных демократов, а также идеи марксизма. Это находит свое отражение в социально-политической и художественной литературе того времени. В это период наблюдается пробуждение и рост национального самосознания белорусов.

В XX в. белорусы познакомились практически со всеми современными социально-политическими течениями Запада и Востока, однако, в силу сложившихся исторических обстоятельств, Беларуси была навязана одна «самая правильная» идеология – коммунистическая. Хотя и другие идеи того времени не удовлетворяла реальным условиям и потребностям белорусов. Творческий поиск, вызревавшего к тому времени, белорусского самосознания искал свой, самобытный путь исторического развития Беларуси, отличающийся, как от восточного, российского, так и от западного, европейского. Эти идеи, так называемого, Белорусского пути или «БЕЛРУСКАГА ШЛЯХУ» наиболее ярко изложены в философском эссе Игната Абдираловича (И.Кончинского) (1896-1923) «Адвечным шляхам», опубликованного в 1921г. Суть его сводится к тому, что для белорусов неприемлемы: ни экономическое принуждение капитализма, ни политико-идеологическое принуждение социализма. Реальностью для народа Беларуси должно стать объединение его граждан в такие сообщества («грамады»), которые подобные современным кооперативам. Здесь каждый должен быть свободным в своих желаниях, целях и поступках. Отсутствие всякого принуждения и в политической, и в экономической, и в моральной жизни – эго последняя надежда и истинный путь, на который должна стать Беларусь в своем развитии и этим осуществить свою историческую миссию.

В советский период основные проблемы философской мысли Беларуси сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославления успехов строительства коммунизма. Одновременно критиковалась буржуазное общество, его идеология, культура и философия. В социально-философских разработках преобладал классовый подход, а научная аргументация подменялась «навешиванием ярлыков». В целом философия того времени играла роль служанки коммунистической идеологии, что сводило к минимуму ее познавательную функцию, ее значение в духовной жизни белорусского общества советского периода.

В истории развития философской мысли Беларуси отразились основные

этапы и уровни социально-политического развития общества, а сама философия в целом выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа и его культуры.

 

 

2.10.2. Русская религиозная философия XIX-XX вв.: отличительные





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 577 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2197 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.