Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 12. Культура постмодерна в позднесоветской России




 

Эпоха “оттепели” – начало постсоветской культуры. Постепенная ревизия (в том числе в период “застоя”) основных принципов и критериев советской литетуры и искусства, метода “социалистического реализма” (например, как “открытой эстетической системы” – акад. Д.Марков). Критика идеологических догм, ироническое их переосмысление и снижение героического пафоса.

Демократизация тематики и стиля литературы. Обращение литературы к жизни “простого”, рядового человека, ее бытовой, повседневной стороне. Усложнение художественной картины мира; жизнь в движении, контрастах и переходах, вне статичной идеологизированной схемы и назойливого дидактизма. “Перестройка” как “вторая оттепель”, развивающая достижения “первой оттепели” и доводящая до конца ее разрушительные тенденции в отношении советского тоталитаризма.

Постепенное возвращение “запрещенной” литературы – изъятой классики русской литературы; неопубликованных (в том числе архивных) рукописей советских писателей; эмигрантской, диссидентской, “самиздатской” литературы. Складывание в культуре многомерного и принципиально неоднородного смыслового пространства (в идейно-политическом, философском, нравственно-религиозном и художественно-эстетическом отношении); наступление периода идейно-эстетического эклектизма, переживаемого нередко как духовная “смута”, “бесстилие”, “литературное безвремение” и т. п. Смещение всех критериев оценки литературы. Попытки деидеологизации и реидеологизации постсоветской литературы и искусства 1990-х годов.

Становление посттоталитарного этапа российской истории и ис­тории русской культуры. Возможность осмысления и описания его в терминах постмодернистской парадигмы (равно как тоталитаризма и антитоталитаризма – в рамках парадигмы позднего модернизма – авангарда). Социокультурный прогноз развития русской культуры на рубеже ХХ – XXI вв. Место криминальных и теневых структур в раз­витии постсоветской культуры, причины мафиозно-криминальных про­цессов в развитии российской цивилизации и русской культуры и средства преодоления этих опасных и взрывоопасных тенденций. Ком­мунистическая ностальгия и десекуляризация культуры в современ­ной социокультурной ситуации. Лавинообразный рост плюрализма в постсоветской культуре во время президентства Б. Ельцина. Человек культуры перед проблемой выбора своей новой социокультурной роли в посттоталитарном мире. Обострение проблематики национально-культурной и этнокультурной; рост тенденций культурной автономии и национально-политического сепаратизма в Российской Федерации. Чеченская проблема и фактор чеченской войны в постсоветской культуре России.

Рост авторитарных и командно-административных тенденций в «послеельцинский» период российской истории. Проблема политической и экономической ангажированности деятелей культуры в условиях «управляемой демократии». Возникновение ограничений в области свободы слова, печати, соблюдений прав человека. Регулирование культурных процессов, манипуляций массовым сознанием. Борьба различных политических и финансово-олигархических кругов за контроль над средствами массовой информации и коммуникации. Роль современных политтехнологий и «пиаровских» моделей в постсоветской культуры с началом правления В. Путина. Тенденции советского «реваншизма» в культурной политике российского руководства

Истоки и причины драматических коллизий в современной русской культуре и культуре других наро­дов бывшего Советского Союза (как единого цивилизационного поликультурного образования). Созидательные и разрушительные тенденции в постсоветской культуре России. Влияние западной массовой культуры и развитие конвергентных процессов в России. Драматизм современной социокультурной и этнокультурной ситуации в России. Прогнозы и сценарии распада России на рубеже ХХ-ХХI вв.

Постмодернистский дискурс в современной постсоветской культуре России. Своеобразие русского и российского постмодернизма по сравнению с западноевропейским и американским вариантами постмодерна. Русский постмодернизм как “зеркало” современной смуты.

Истоки русского постмодернизма. Первые опыты постмодернистской поэтики: Д.Хармс и “обэриуты”; М.Булгаков (“Мастер и Маргарита”); А.Платонов; М.Зощенко, С.Кржижановский, Л.Добычин; драматургия Евг.Шварца; роман Б.Пастернака “Доктор Живаго”; “Поэма без героя” А.Ахматовой; “Ни дня без строчки” Ю.Олеши; поздняя проза В.Катаева.

Гротескные формы художественного осмысления проблем и конфликтов советской действительности в творчестве В.Аксенова, В.Войновича, С.Довлатова, Ф.Искандера, А.Вознесенского, Л.Петрушевской и др.). Рождение концептуалистской модели “соцарта” (воссоздание имиджей и стереотипов советской тоталитарной культуры в контексте обыденности, пошлости или парадоксального столкновения с альтернативной – прозаической или зарубежной – реальностью).

Маргинализация норм и ценностей. Смешение высокого и низкого, серьезного и смешного, пародийного; использование стилизации, нарратива, фантастики и гротеска для снижения пафоса и “культовых” ценностей советской идеологии. Советская антиутопия (А. и Б.Стругацкие, В.Войнович, А.Кабаков). “Другая проза” как форма контркультуры по отношению к официальной советской литературе. “Иронический авангард” (В.Пьецух, Евг.Попов, Вик. Ерофеев и др.).

Своеобразие современного русского постмодернизма; его отличие от западного постмодернизма. Творчество Вен.Ерофеева, А.Битова, А.Терца / А.Синявского. Проза Саши Соколова, В.Сорокина, В.Пелевина и др. Поэзия И.Бродского, Д.Пригова, А.Парщикова, Т.Кибирова, Л.Рубинштейна и др. Продуктивность русского постмодернизма, демифологизирующего советскую и постсоветскую действительность, играющего с ней и в нее.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 539 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2281 - | 2114 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.