Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 7. Культурно-исторический генезис русской революции




 

Роль радикализма и экстремизма в истории русской культуры и российской цивилизации. Генезис революционно-освободительного движения: синтез социальных и культурных, политических и религиозных факторов. Духовные ли­деры и теоретики революции (в том числе в ее мистическом, сак­ральном смысле) и практические инициаторы стихийного "русского бунта – бессмысленного и беспощадного" (Пушкин). Утопизм и эсха­тологизм национального русского сознания в его интеллигентском и народном вариантах. Вечевой идеал, соборность, крестьянская община, принципы коллек­тивистской морали и истоки социалистического выбора в русской истории. Борьба централистского и коллективистского начал в русс­кой социокультурной истории. Разрушительный характер революционных идей и процессов в России. Апокалиптическая интерпретация революции как “Грядущего Хама” (Д.Мережковский). Проблема «Царь и Революция» в интерпретации З.Гиппиус, Д. Мережковского, Д. Философова.

Фазы становления русской революции как феномена культуры. Религиозно-мистическое и эстетическое понимание революции: в том числе как коллективного и индивидуального спасения, освобождения, как радикального переустройства мира, как дерзкого вызова сложившимся нормам и традициям, как творчества жизни (Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый). Образы русской революции и революционеров в русской культу­ре. Принцип революционного "нетерпения" и рост экстремистских настроений в русской культуре. Революция как социокультурный "взрыв" и смена культурно-исторических парадигм. Роль внешних стимулов и катализаторов в развитии русской революции и ее внут­ренних ценностно-смысловых ориентаций, установок, идеалов.

Сози­дательное и разрушительное в русской революции. Понимание революции как творчества масс (А. Богданов, М. Горький, В. Ленин, Л. Троцкий, А. Луначарский) Социальная и культурная революция в России. Культурно-исторические последс­твия революции в русской культуре ХХ в. Культурно-исторические предпосылки русской революции в русской классической культуре и в культуре русского Серебряного века. Жесткое, непримиримое про­тивостояние консерваторов и радикалов, самодержавия и революцио­неров, правого и левого радикализма как предпосылка социокуль­турного взрыва в России; их “зеркальное” отображение друг друга в культуре (Н. Бердяев).

Истоки русской советской культуры в Серебряном веке. Творчество революционно-народнических и пролетарских писателей; пролетарские поэты-песенники. Агитационное и сатирическое творчество Демьяна Бедного; его басни. Революционно-романтическое и неореалистическое творчество М.Горького как “пролетарского писателя”; его произведения с революционной тематикой. Проза А.Серафимовича. Происхождение “социалистического реализма” из политизированной ветви русского символизма (в том числе символического неореализма и неоромантизма).

Возникновение марксистской литературной критики. Литературный манифест большевизма – статья В.И.Ленина “Партийная организация и партийная литература”; задача подчинения литературы политическим целям; превращение литературы и искусства в “придаток” политики и средство агитации и пропаганды в массах. Ленинская концепция “двух культур” – господствующей (эксплуататорской) и культуры трудящихся, содержащей “демократические и социалистические элементы”. Значение ленинских эстетико-политических идей в становлении будущей советской культуры.

Возникновение теории «пролетарской культуры» как воплощения коллективизма и организованной революционности пролетариата – в противовес индивидуализму и анархизму буржуазной культуры (А.А. Богданов). Возникновение марксистских течений в философии, литературоведении и литературной критики, искусствознании (А Луначарский, Л. Троцкий, В. Фриче, В. Переверзев, П. Коган и др.). Увдечение марксистскими идеями радикально настроенной молодежи.

Октябрьский переворот и “запретительная” политика большевиков в области культуры и литературы. Принцип идеологической селекции в отношении литературы настоящего и прошлого. “Зеркало революции” (Ленин) как критерий отбора социалистической культурой “своего” в истории русской и мировой литературы. Идеи “монументальной пропаганды” средствами изобразительного искусства; кино как “важнейшее из искусств” (Ленин). Средства культурной селекции (запрещение оппозиционных к советской власти изданий и частных издательств; образование государственного издательства (Госиздата) и советской цензуры (Главлита); гонения на инакомыслящих писателей и деятелей культуры; высылка из Советской России неугодных писателей и мыслителей. Эмиграция антисоветски настроенных литераторов и приспособление к советским условиям оставшихся. Раскол русской культуры ХХ в. на зарубежную и советскую культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2754 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.