Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 9. Феномен русской культурной эмиграции и культуры Русского Зарубежья




 

Русская эмиграция как феномен культуры. Эмиграция как форма "ухода", протеста, социокультурной, политической и религиозной оппозиции официозу. Русская эмиграция XVI-XIX вв., ее политизи­рованный, инверсионный характер. Эмиграция временная и постоян­ная, внешняя и внутренняя, их социокультурное значение и смысл. Социокультурная активность русских эмигрантов, направленность их политической, идейной и культурной борьбы.

Эмиграция как колы­бель русской революции, ее бескомпромиссность и безальтернатив­ность в идейной борьбе. Социокультурный и инонациональный кон­текст формирования культуры русского зарубежья в дооктябрьский период российской истории. Черты культуры русского зарубежья в эпоху Серебряного века. Характер развития культуры русского зарубежья после Октября 1917 г. Эмиграция и высылка инакомыслящей интеллигенции после Октября.

Гигантский "выброс" эмиграции после революции и гражданской войны. Возникновение "первой волны" русской эмиграции, продиктованной социально-поли­тическими мотивами. Образование культурных центров русского за­рубежья. Становление общего оппозиционного характера культуры русского зарубежья относительно большевизма,советской власти, советской культуры. Территориальное и смысловое закрепление "двух культур" в русской культуре – на родине и за рубежом.

Формирование литературы и общественной мысли русского зарубежья. “Гнезда рассеяния” и культурные центры русской эмиграции. “Миссия русской эмиграции” – программная речь И.Бунина; попытка сплотить разрозненную –политически, социально, религиозно и литературно – русскую диаспору через неприятие Октябрьской революции, советской власти и ее исходных установок: большевизма, материализма, атеизма, пролетарского интернационализма и пр.). Неприятие советской литературы и писателей, оставшихся в Советской России. Сохранение традиций русской классической литературы в эмиграции.

Оторванность эмиг­рантской культуры от своей национальной и социальной среды. Двойственность культуры русского зарубежья: с одной стороны, адаптация к инокультурному окружению; с другой стороны, оппозиция к официальной культуре своей страны, к политическому режиму, вызвавшему массовую эмиграцию. Диалогизм отношений русской эмигрантской культуры как с "материковой" культурой, так и со своим социокультурным контекстом. Значение русского зарубежья в истории русской культуры (И.Бунин, И.Шмелев, М.Осоргин, М.Алданов, Г.Иванов, Г.Адамович, В.Набоков, Н.Бердяев, И.Ильин, Н.Трубецкой, В.Вернадский и др.). Неизбежность раскола русской эмиграции по идейным основаниям.

Зарубежное литературное творчество классиков прозы (И.Бунин, А.Куприн, Д.Мережковский, И.Шмелев, Б.Зайцев, А.Ремизов и др.). Новое в их творчестве (темы, проблемы, мотивы, герои, сюжет и т. п.). “Культурный шок” как фактор развития русской литературы за рубежом. Новизна творчества русских писателей в инокультурном и иноязыковом окружении. Неославянофильские и неозападнические тенденции. Усиление религиозных мотивов, конфессиональной направленности творчества; (Б.Зайцев, И.Шмелев, мать Мария [Е.Кузьмина-Караваева] и др.). Развитие мемуаристики. Ностальгия в русской зарубежной литературе. Образ России, увиденной “из далека”. Черты трагизма в облике невозвратимой родины. Поэты русского зарубежья – Вяч.Иванов, З.Гиппиус, Г. Иванов, Г. Адамович, И.Северянин, В.Ходасевич. Продолжение традиций Серебряного века в контексте западной цивилизации.

Сатирические и юмористические мотивы в зарубежном творчестве писателей-юмористов Серебряного века (Арк.Аверченко, Тэффи, О.Дымов, Дон-Аминадо, Саша Черный и др.). Советская действительность и эмигрантский быт в зеркале сатиры русского зарубежья.

Кризисные явления в литературе русского зарубежья “первой волны”. Раскол русской литературной эмиграции и идейно-политическая борьба в русской зарубежной литературе. Трагические коллизии русской эмиграции в творчестве великого поэта ХХ века Марины Цветаевой.

"Возвращенство", "сменовеховство", "евра­зийство" (в его правых и левых вариантах). Оправдание больше­вистского режима и революции идеей сохранения российской империи как великого и могущественного государства (Н. Устрялов, Ю. Ключ­ников, Ю. Потехин, А. Бобрищев-Пушкин; Н. Трубецкой, Н. Алексеев, П. Савицкий, Г. Вернадский). Проникновение агентуры ОГПУ-НКВД в эмигрантскую среду и вербовка сторонников большевизма (феномен С. Эфрона). Возникновение русского фашизма. Территориальное и смысловое закрепление "двух культур" в русской культуре – на ро­дине и за рубежом. Кризис русского зарубежья накануне Второй мировой войны (столкновение просоветских и антисоветских настроений в эмигрантской среде).

Великая Отечественная война как трагическое испытание русс­кой эмиграции: конфронтация антифашизма и антисталинизма, патриотизма и антикоммунизма; изживание либерализма в культуре русс­кого зарубежья. Появление второй и третьей "волн" русской эмиг­рации; сближение оппозиционной советской культуры и антисоветски настроенной эмигрантской культуры. Три волны русской эмиграции и их культурное значение. Связь диссидентского движения в СССР с культурой русского зарубежья. Культура русского зару­бежья как анклав традиционных ценностей русской классической культуры, подвергавшихся гонениям и истреблению в условиях тота­литарного режима в СССР. Роль русской эмиграции в развитии русской культуры.

“Молодая поросль” русской литературной эмиграции. Появление незнакомых литературных имен: М.Алданов, М.Осоргин, И.Лукаш, Г.Газданов, П.Краснов, Н.Берберова, Б.Поплавский, В.Смоленский, И.Елагин и др. Новые пласты проблематики русской зарубежной литературы и ее художественные открытия. Творчество В.Набокова в истории русской литературы: синтез реализма, модернизма и постмодернизма в его произведениях; европейский и американский периоды. Романы “Дар” и “Лолита” как произведения постмодернизма. Влияние Набокова на мировую и отечественную литературу второй половины ХХ в. Феномены Г. Газданова и В. Яновского как представителей «молодого поколения» «первой» волны эмиграции, развивавшихся целиком в контексте западноевропейской культуры. Синтез традиций русской и западноевропейской, американской культур в культуре русского зарубежья.

“Вторая” (послевоенная) и “третья” (диссидентская) волны русской эмиграции; размывание границ между советской и зарубежной русскими литературами. Феномен «оттепели» в культуре русского зарубежья. Возникновение ситуации “сообщающихся сосудов” между СССР и русским зарубежьем (радиоголоса, “Самиздат”, “Тамиздат”). Зарубежное творчество эмигрантов “третьей” волны (В.Аксенов, Ю.Алешковский, Г.Владимов, В.Войнович, А.Гладилин, Ф.Горенштейн, С.Довлатов, А.Зиновьев, В.Максимов, Ю.Мамлеев, А.Синявский). Новое по сравнению с советским периодом литературной и художественной деятельности. Киноискусство А. Тарковского. Поэзия И.Бродского как высшее достижение русской поэзии конца ХХ века. Постмодернизм в культуре русского зарубежья (от В. Набокова до И. Бродского).

Значение литературы русского зарубежья в истории русской культуры ХХ века и для истории постсоветской литературы. Борьба с идеологической нормативностью и заданностью советской литературы. Политическая и духовная оппозиция советской тоталитарной системе. Поддержание традиций русской культуры, искорененных или искаженных в советской культуре. Место культуры русского зарубежья в истории русской культуры ХХ века и рос­сийской цивилизации в целом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1524 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.